Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Общение является главным социальным фактором, влияющим на жизнь обучающегося в обществе. Благодаря общению обучающийся способен познать себя как личность, а также окружающий его мир и людей, что позволяет обучающемуся комфортно жить в обществе. Потребность в общении идет следом за физиологическими потребностями (сон, еда, вода), но она является более значимой для человеческой личности.
Формирование у обучающегося коммуникативных навыков – это важный воспитательный и образовательный процесс в начальных классах. В общении обучающийся развивает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление обучающегося как личности [4].
Для обучающихся с умственной отсталостью общение не дается так легко, как обучающимся с нормальным развитием. Развитие коммуникативных навыков является важной задачей в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как именно эти навыки позволяют адаптироваться к жизни в обществе.
Э. В. Якубовская в своих работах говорит о том, что обучающиеся с умственной отсталостью не коммуникабельны и не способны адекватно реагировать во время общения с другими людьми. Причиной этой реакции часто становится неспособность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими и интересы партнера по коммуникативному взаимодействию. Все это замедляет развитие личностных и деловых отношений у обучающихся с умственной отсталостью [14].
Объект исследования – коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью посредством игрового метода.
Цель исследования – провести теоретическое и экспериментальное обоснование составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Математика» в начальных классах школы».
Задачи исследования.
1. На основе анализа источников и литературы определить состояние разработанности проблемы и темы исследования на теоретико- практическом уровне.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап экспериментальной работы на базе исследования и проанализировать его результаты.
3. Составить программу коррекционно-развивающего курса
«Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Математика» в начальных классах школы».
4. Апробировать в экспериментальных условиях коррекционно- развивающий курс по теме «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Математика» в начальных классах школы» и проанализировать результаты его апробации.
На протяжении многих десятилетий времяпрепровождение детей всегда сопровождалось игровой деятельностью. Правила многих игр складывались десятилетиями, а иногда и веками. Многие поколения детей и взрослых внесли свой вклад в создание детских игр. В некоторые игры можно играть с детского сада, в то время как другие доступны для детей старшего возраста. Большинство детских игр универсальны - обычны как для мальчиков, так и для девочек. Для каждого ребенка вы можете выбрать игры в соответствии с его возрастом и интересами. В них можно играть в помещении или на улице. Эксперты отмечают, что в игре дети учатся преодолевать неудачи, радоваться успехам и постоять за себя и своих друзей. Игры способствуют развитию духовной сферы ребенка. Они не только полезны для здоровья, но и являются важным учебным пособием, поскольку развивают независимость, смелость, ловкость и настойчивость в достижении целей.
Дидактические игры возникли с появлением человека. Первыми создателями таких игр являются люди. Малыши очень восприимчивы к игривому обучению с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества разные народы создавали свои собственные дидактические игры и игрушки, которые являются частью народной культуры. Очевидно, что содержание этих игр отражает характеристики людей, которые их создали. Однако эксперты также выявляют общие черты, присущие дидактическим играм и игрушкам, независимо от места их происхождения. В каждой из этих игр проявляется видение людей как существ, которым необходимо познавать окружающий мир, в эмоционально окрашенном общении с другими людьми. Очень интересны дидактические игрушки, которые позволяют развивать у детей речь, внимание, волю и координацию движений. Это могут быть матрешки, пирамиды, бочки. Дизайн дидактических игрушек отражает направленность российской педагогики на воспитание самостоятельности детей. Таким образом, во многих из них заложена возможность самообучения ребенка посредством игровых действий. В то же время через дизайн игрушки ребенку может быть предложен метод игрового действия, позволяющий достичь самостоятельности в игре [9].
В дидактическом плане народные игры являются воплощением гуманного, уважительного и заботливого отношения к детям. Они обеспечивают взаимосвязь воспитательных и воспитательных воздействий с учетом возраста и психофизиологических особенностей ребенка. Народно-дидактические игры характеризуются четко выраженным образовательным эмоциональным и познавательным содержанием, выраженным в игровой форме. Важно отметить, что содержание игры всегда насыщено событиями, то есть отражает какой-то инцидент, который вызывает эмоциональный отклик у детей и обогащает их социальный опыт. В русской народной педагогике можно найти множество дидактических игр, рассчитанных на детей разного возраста. Игры и игрушки появляются в жизни ребенка довольно рано, в первый год его жизни. Родители направляют внимание ребенка на окружающие предметы, обучают первым игровым действиям. Дети старшего возраста уже могут играть в игры, которые поощряют активность, ловкость, инициативу и изобретательность. Не секрет, что дети младшего школьного возраста нуждаются в физической активности и общении со сверстниками. Русские народные игры отличаются юмором, остроумием и оптимизмом. Они учат детей преодолевать трудности, мужественно принимать неудачи и получать удовольствие от побед. Таким образом, каждая игра решает целый ряд образовательных и воспитательных задач.
Конечно, народные игры со временем меняются. Дети сами вносят в них изменения, обновляют содержание и усложняют правила. Опираясь на основные идеи, заложенные в народных играх, педагоги дидактически создают новые игры и целые игровые системы. Таким образом, традиция использования дидактических игр в образовательных целях, преобладающая в народной педагогике, нашла отражение в трудах ученых и педагогов. Можно утверждать, что с дидактической точки зрения игры занимают особое место в учебном и воспитательном процессе.
Одним из важнейших условий гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста является преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, поэтому, даже с точки зрения нашей темы, существует тесная взаимосвязь между играми для дошкольников и детей младшего школьного возраста. В связи с этим мы обращаем внимание на историю развития дидактических игр детей дошкольного возраста [17].
Известный немецкий педагог XIX века Ф. Фребель считал, что задачей первого воспитания детей является не преподавание в общепринятом смысле, а организация развивающей игры. В данном случае игра должна быть уроком для детей. Именно Ф. Фребель первым разработал систему дидактических игр, которая легла в основу воспитательной работы в детских учреждениях. Эта система включает в себя игры с использованием разнообразных игрушек и материалов:
Мяч;
Куб;
Воздушный шар;
Цилиндр.
Игры предлагались учащимся в строгой последовательности, по мере увеличения сложности учебных заданий. Обязательным элементом большинства игр являются песни, стихи, поговорки, которые усиливают их воспитательный эффект. Последователи высоко оценили систему образования, предложенную Ф. Фребелем. Однако у нее были и некоторые отрицательные стороны:
- строгая регламентация деятельности детей;
- метод обучения основан на подражании взрослому.
Изучая развитие детей, можно увидеть, что в игре более эффективно, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Изменения в психике ребенка, вызываемые игрой, настолько значительны, что в психологии (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а также как на неисчезающий вид деятельности в младшей школе точка.
А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, формируется сильный познавательный мотив, который является основой стимула к обучению.
Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготский отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, пронизывает всю деятельность ученика.
Итальянский ученый, педагог и врач Мария Монтессори создала систему обучения и воспитательной работы с детьми, которая сегодня известна повсеместно. М. Монтессори определила роль взрослого в воспитании и образовании детей как помощника, прокладывающего путь к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным, руководствуясь принципом "помогай я должен сделать это сам".Процесс обучения и познания происходит внутри ребенка, сам ребенок является своим учителем. Взрослый должен научиться подводить ребенка к обучению, чтобы затем исключить себя и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Чтобы продвигать принцип "ненавязчивого обучения", Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации и умения работать с мелкими материалами и жидкостями. Как правило, все развивающие игры от M. Монтессори предлагает развивать у ребенка следующие навыки: самостоятельная работа, концентрация, координация движений, работа в соответствии с последовательностью действий, умение сортировать (выделять основные характеристики, приоритеты и т.д.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют ребенку развить чувство собственного достоинства. Для своих развивающих игр М. Монтессори разработала интересные дидактические материалы, способствующие развитию сенсорных способностей детей. Они были разработаны таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно распознавать и исправлять свои ошибки, тренируя волю и терпение[14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 1996. – 376 с.
2. Андреева, Л. Н. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М. : Изд-во «Просвещение», 1993. – 146 с.
3. Венецкая, А. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе / А. Б. Венецкая. – Магнитогорск : [б. и.], 2003. – 159 с.
4. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А.В. Губанов ; науч. редактор Б. С. Волков. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
5. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М. : Книголюб, 2014. – 104 с.
6. Дридзе, Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации : методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе. – М., 1979. – 231 с.
7. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: для работы с детьми 5 – 7 лет : пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О. В. Дыбина [и др.]. – Москва : Мозаика- Синтез, 2008. – 58 с.
8. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. А. Емельянова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.
9. Забрамная, С. Д. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная, Л. И. Романова // Дефектология. – 1978. – № 5. – С. 56-62.
10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
11. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
12. Коробкова, О. Ф. Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. – 2019. – № 2 (54). – С. 52-64.
13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 224 с.
14. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии :практ. пособие / А. Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2000. – 176 с.
15. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 560 с.
16. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
17. Омарова, П. О. Методика формирования навыков общения у умственно отсталых первоклассников / П. О. Омарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 157-164.
18. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2004. – 164 с.
19. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 448 с.
21. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : одобрена решением федер. учеб.-метод. объединения по общ. образованию : протокол от 22 дек. 2015 г. № 4/15. – URL: http://skochi.ucoz.com/FGOS/-8_primernaja_aoop.pdf (дата обращения: 17.12.2017).
22. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
23. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. И. Разуван ; Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – М., 1989. – 18 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
25. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей : пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 235 с.