Фрагмент для ознакомления
2
Данный раздел курсовой работы посвящен рассмотрению теоретических основ внеклассной работы по русскому языку в начальной школе. В нем раскрывается сущность этого понятия, его отличие от урочной деятельности, цели и задачи в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также основные принципы организации.
В педагогической науке и практике под внеклассной работой понимается разнообразная образовательная деятельность, организуемая и проводимая учителем во внеурочное время с целью углубления, расширения и практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках, а также для развития познавательных интересов, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и дополняет урочную деятельность, создавая благоприятные условия для всестороннего развития ребенка. Она может быть организована в различных формах, таких как кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, проекты и т.д., и охватывать различные предметные области, включая русский язык[1]
Внеклассная работа по русскому языку представляет собой систему мероприятий, направленных на углубление и расширение знаний по предмету, развитие языковой компетенции, формирование любви к русскому языку и культуре, а также на развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся во внеурочное время.
Отличие внеклассной работы от урочной деятельности
Хотя и урочная, и внеклассная работа являются частями образовательного процесса, они существенно различаются по своим целям, содержанию, организации и методам. Основные отличия представлены в таблице:
Таблица 1- Отличие внеклассной работы от урочной деятельности
Критерий Урочная деятельность Внеклассная деятельность
Цель Освоение обязательного содержания учебной программы. Расширение,углубление и практическое применение знаний.
Обязательность Обязательна для всех учащихся. Добровольна.основана на интересах учащихся.
Содержание Строго регламентировано учебной программой. Определяется интересами учащихся и возможностями учителя.
Организация Строго структуирована,имеет четкую регламентацию. Более свободная ,гибкая,ориентирована на индивидуальные потребности.
Методы Преимущественно репродуктивные,ориентированные на усвоение знаний. Активные,творческие,поисковые,проектные,игровые.
Оценка Осуществляется систематически с использованием балльной системы. Носит неформальный характер,стимулирует активность и интерес.
Роль учителя Организатор учебного процесса,транслятор знаний. Организатор,координатор,консультант,партнер.
Таким образом, внеклассная работа является более гибкой и ориентированной на индивидуальные интересы учащихся, в отличие от строго регламентированной урочной деятельности. Она предоставляет возможность для развития творческого потенциала, самостоятельности и инициативы.
Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку в контексте ФГОС НОО
В контексте ФГОС НОО внеклассная работа по русскому языку направлена на достижение следующих целей:
1.Формирование положительной мотивации к изучению русского языка, создание условий для проявления интереса к языку, развитие любви к русскому слову, формирование потребности в языковом самосовершенствовании.
2.Расширение и углубление знаний по русскому языку, восполнение пробелов в знаниях, полученных на уроках, ознакомление с новыми темами и понятиями, расширение словарного запасах[11]
3.Развитие языковых и речевых умений и навыков, совершенствование навыков грамотного письма, чтения, говорения и слушания, развитие умения анализировать языковые явления, формирование культуры речи.
4.Развитие творческих способностей и познавательной активности, стимулирование интереса к самостоятельной работе с языковым материалом, развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, формирование умения творчески выражать свои мысли.
5.Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к Родине, уважения к русскому языку и культуре, формирование чувства ответственности за сохранение языкового богатства[2]
В соответствии с поставленными целями, внеклассная работа по русскому языку решает следующие задачи:
-Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся в области русского языка.
-Формирование умения работать с различными источниками информации, критически оценивать ее и применять на практике.
-Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения эффективно общаться в различных ситуациях.
-Организация содержательного досуга учащихся, способствующего развитию их общей культуры и расширению кругозора.
-Поддержка и развитие одаренных детей, проявляющих интерес к русскому языку и литературе.
-Профилактика неуспеваемости по русскому языку, оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении программы.
Эффективная организация внеклассной работы по русскому языку должна основываться на следующих принципах:
-Участие во внеклассных мероприятиях должно быть добровольным, основанным на интересах и желаниях учащихся.
-Формы и методы внеклассной работы должны быть интересными и увлекательными для учащихся, стимулировать их познавательную активность и творчество.
-Содержание и сложность заданий должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, уровню их знаний и умений.
-Учащиеся должны быть активными участниками внеклассных мероприятий, а не пассивными слушателями или наблюдателями.
-Использование наглядных материалов, технических средств обучения и других средств активизации познавательной деятельности.
-Содержание внеклассной работы должно быть связано с реальной жизнью, с интересами и потребностями учащихся.
-Учет индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, способностей и потребностей.
-Внеклассная работа должна быть организована в систему, с четко определенными целями и задачами, и проводиться последовательно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
-Внеклассная работа должна способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию любви к Родине, уважения к русскому языку и культуре[12]
-Взаимодействие и сотрудничество между учителем, учащимися и родителями в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Соблюдение этих принципов позволит организовать эффективную и интересную внеклассную работу по русскому языку, способствующую формированию устойчивого интереса к предмету и повышению уровня грамотности у младших школьников[4]
2.2. Формы и методы внеклассной работы по русскому языку в начальных классах: обзор и анализ
Данный раздел посвящен обзору и анализу различных форм и методов внеклассной работы по русскому языку, которые могут быть использованы в начальной школе. Здесь рассматриваются классификации форм внеклассной работы, проводится обзор традиционных и инновационных форм, анализируются методы, применяемые во внеклассной деятельности, и определяются критерии выбора наиболее подходящих форм и методов.
Формы внеклассной работы можно классифицировать по различным критериям, таким как количество участников, характер деятельности и место проведения. Наиболее распространенной является классификация по количеству участников, выделяющая следующие формы:
1.Индивидуальные. Данная форма предполагает самостоятельную работу ученика под руководством учителя или без него. Примеры:
-Выполнение индивидуальных творческих заданий (сочинение сказок, стихотворений, ребусов, кроссвордов).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова, Н. Ф. Развитие связной речи в начальных классах: Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
2. Алексеев, Н. Г., Леонтович А.В. Критерии и способы оценки результатов внеурочной деятельности школьников // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 3-11.
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1976. – 352 с.
4. Валгина, Н. С. Актуальные вопросы современной русской орфографии: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1975. – 136 с.
5. Волкова, Б. С. Психология развития ребенка в схемах, таблицах. – М.: Владос-пресс, 2002. – 224 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
7. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие. – М.: Книжный дом "Университет", 1999. – 332 с.
8. Голуб, И. Б. Русский язык: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1978. – 352 с.
9. Грамматика русского языка: В 2 т./ Под ред. В. В. Виноградова. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – Т. 1. – 720 с.; Т. 2. – 709 с.
10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
11. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Учеб. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 352 с.
12. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
13. Зайцев, В. В. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1958. – 200 с.
14. Занков, Л. В. О начальном обучении. – М.: Педагогика, 1963. – 184 с.
15. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990. – 224 с.
16. Капинос, В. И. Методика развития речи школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
18. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
19. Панов, Б. Т. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1967. – 432 с.
20. Рамзаева, Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2018. – 175 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
22. Сластенин, В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
23. Ушинский, К. Д. Родное слово: Книга для детей. – М.: Детская литература, 1993. – 224 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
25. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.