Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрение эмоционального выгорания взяло свое начало задолго до возникновения самого термина. Считается, что впервые рассматриваемый термин упоминался американским психиатром Х. Фреденбергером для обозначения у своих коллег эмоционального истощения, при этом само слово «выгорание» использовалось в качестве метафоры. Несколько позже данный термин применять стали разные ученые, в том числе К. Маслак. Указанный исследователь его использовала в целях описания достаточно широкого спектра состояний, то есть эмоционального, физического, наконец, умственного истощения у людей [1, c. 13].
Самое раннее упоминания об эмоциональном выгорании непосредственно в отечественной психологии прослеживается в работах Б.Г. Ананьева. Указанный исследователь, однако, применял такой термин, как «эмоциональное сгорание». Далее интерес к исследованию этого феномена заметно возрос благодаря работам, посвященных изучению стресса, в их числе и профессионального стресса (это, например, исследования Л.А. Китаева-Смыка [7], В.А. Бодрова и некоторых других). Эмоциональное выгорание в качестве предмета самостоятельного исследования в рамках отечественной психологии прослеживается с сер. 90-х гг. прошлого столетия в работах Н.В. Гришиной, Г.А. Зариповой, В.Е. Орла, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко.
Но, невзирая на достаточно активное рассмотрение этой проблемы, в отечественной науке имеют место некоторые разногласия в трактовке указанного феномена. В первую очередь эти разногласия относятся к терминологии. Например, Т.С. Яценко и Т.В. Форманюк данное понятие обозначали как эмоциональное сгорание, при том, как В.В. Бойко – в качестве эмоционального выгорания [3], Е.И. Лозинская применяет термин эмоциональное перегорание, Н.Е. Водопьянова [5] использует термин «психическое выгорание», а Т.Н. Ронгинская [20] применяет «профессиональное выгорание».
Иногда эмоциональное выгорание трактовали с позиции теории стресса. Однако, несмотря на наличие общих механизмов возникновения, а также весьма похожую картину протекания, у них все же имеются некоторые различия, в первую очередь в проявляющиеся продолжительности этого процесса. Следует заметить, что при эмоциональном выгорании циклы потери ресурсов характеризуются в качестве медленных, иллюзорных и в определенной степени намеренно скрываемыми. Подобные потери постепенно и незаметно исчерпывают личностные ресурсы индивида и в конечном итоге приводят к его профессиональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание не выступает как отдельный вид стресса, но при этом позиции его развития могут относиться и к последней стрессовой стадии (иными словами, истощению). Данный синдром обладает некоторым рядом заметных отличий, и рассматриваться должен именно в качестве самостоятельного феномена [11, c. 44].
Не следует отождествлять депрессию и эмоциональное выгорание. Ведь депрессия выступает в качестве особого условия, которое следует рассматривать как потенциальный результат выгорания, а не вовсе как часть самого синдрома. В этом случае Х. Фроуденбергер указывал, что депрессия практически во всех случаях у индивида сопровождается чувством вины, при том, как эмоциональное выгорание – гневом. Также эмоциональное выгорание проявляется преимущественно в профессиональной деятельности, а депрессия – это более глобальный синдром, ее действие прослеживается в самых разных жизненных контекстах [Цит. по: 9, c. 93].
То есть эмоциональное выгорание и депрессия могут тесным образом друг с другом коррелировать, но между ними имеются определенные существенные различия.
Также нельзя отождествлять профессиональное выгорание с усталость (или переутомлением). Несмотря на то, что в результате излишне высокой рабочей нагрузки человек вполне может испытывать физическую (либо когнитивную) усталость, тем не менее, такого рода усталость не эквивалентна эмоциональному выгоранию. Основное различие между эмоциональным выгоранием и переутомлением прослеживается в том, что человек в случае переутомления способен относительно быстро восстановиться, однако в случае эмоционального выгорания этого не происходит.
Такие зарубежные исследователи, как Х. Фроуденбергер и Дж. Рейчелсон выгорание определяют в качестве «хронической усталости (утомления), депрессии и фрустрации, главной причиной которых выступает то, что индивид заниматься должен в профессиональном плане таким делом, которое вовсе не удовлетворяет его амбиций и одновременно ему не приносит желаемого вознагражданич» [9, c. 42].
К. Чернисс, в 1980 г. синдром эмоционального выгорания определил в качестве потери у человека мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, которое свое выражение находит ив психологическом уходе, и эмоциональном истощении [25, c. 44].
В.В. Бойко полагал, что эмоциональное выгорание приобретается напрямую в жизнедеятельности человека. Именно данным фактором «выгорание» отличается от разного рода форм эмоциональной ригидности, определяющейся при этом органическими причинами, в их числе: степенью подвижности эмоций человека, свойствами его нервной системы, а также имеющимися у индивида психосоматическими нарушениями. Также выгорание для В.В. Бойко представляет особый приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, своего рода функциональный стереотип, позволяющий индивиду дозировать, а также в экономном режиме расходовать свои энергетические ресурсы [4, c. 73].
То есть В.В. Бойко выгорание как таковое считает конструктивным, а дисфункциональными – именно его следствия, когда «выгорание» негативным образом влияет на исполнение человеком своей профессиональной деятельности, а также отношениях с партнерами. Параллельно эмоциональное выгорание приводит индивида к профессиональной деформации.
По мнению Е.В. Орла, эмоциональное выгорание представляет собой некое полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем разного уровня, где основной системой, в которой зарождается и развивается выгорание, выступает система профессионального становления личности [16, c. 61].
С точки зрения Л.А. Китаева - Смык процесс выгорания фиксируется на отдельных периодах профессионального развития, при этом и подавляющем большинстве случаев трактуется как «болезнь общения» [7, c. 54].
Проанализировав понятие «выгорание», В.В. Козлов пришел к выводу, что оно по своему содержанию совпадает по основным детерминантам с таким понятием, как «духовный кризис» [8, c. 39].
При этом Г.В. Залевский вводит в научный оборот понятие «ригидность», которая вполне может рассматриваться в качестве одной из существенных характеристик синдрома эмоционального выгорания, имеющая, в первую очередь, динамико-содержательную природу. Поэтому можно заключить, что ригидность говорит и о тех трудностях, испытывает самоактуализирующейся личностью, а также о несрабатывании психологических механизмов у человека [6, с. 31].
С.В. Умнякина, вслед за Маслоу, считает, что проблема эмоционального выгорания тесно связана с проблемой самоактуализации личности [24].
Самоактуализация, понимаемая в этом случае в качестве установки личности на развитие, выступающей в качестве внутренней основой самореализации. При этом одним из первых, многоаспектно разрабатываемых проблему самоактуализации личности выступает А. Маслоу [13]. В результате наблюдений за разными людьми, Маслоу выделил так называемую «творческую самоактуализацию» в качестве определенной установки, склонности ко всему подходить творчески, отказываясь при этом от представления, что творческие способности обязательно должны приводить к созданию определенной «продукции». В своем исследовании А. Маслоу выделяет следующие основные характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие ими реальности; принятие себя, а также других и природы; простота, непосредственность и естественность; центрированность на определенной проблеме; независимость, то есть потребность в уединении; автономия, то есть наличие независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия личностью; наличие вершинных переживаний; общественный интерес; наличие глубоких межличностных отношений; наличие демократического характера; разграничение как средств, так и целей; чувство юмора; наличие креативности [13].
А. Маслоу связывал самоактуализацию непосредственно с реализацией индивидом своего предназначения, своей жизненной миссии, тем самым процессу самоактуализации придавая социальный характер и значимость.
А.А. Рукавишникова под профессиональным (или эмоциональным) выгоранием понимает такое негативное психологическое явление, которое находит свое проявление через психоэмоциональное истощение, а также развитие дисфункциональных профессиональных установок и заметное снижение профессиональной мотивации, которое наблюдается у лиц без психопатологии [21, c. 14].
Таким образом, проблема определения сути выгорания до конца пока еще не изучена. Невзирая на проведенные многочисленные исследования, до сих пор еще не принята единая трактовка данного понятия, что создает некоторые трудности в формировании научно обоснованной модели профилактики, а также терапии и реабилитации специалистов помогающих профессий, непосредственно подверженных профессиональному выгоранию.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. … канд. психологич. наук / И.Н. Асеева. – Самара 2017. – 25 с.
2.Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – Москва: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29
3.Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – Санкт-Петербург, 1999. – 30 с.
4.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – Москва: Знание, 2006. – 469 с.
5.Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– Санкт-Петербург: Питер, 2008 – 336 с
6.Залевский, Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г.В. Залевский. – Томск, 2013. – 214 с.
7.Китаев – Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев - Смык. – Москва: Наука, 2003. – 242 с.
8.Козлов, В.В. Ценностно-смысловые ориентиры современного человека: Проблемные очерки / В.В. Козлов. – Санк-Петербург: Спецлит, 2013. – 96 с.
9.Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учеб. пособие / Е.В. Котова. – Красноярск: ГКПУ, 2018. – 288 с.
10.Ларин, Н.А. К вопросу современного исследования эмоционального выгорания / Н.А. Ларин // Наука молодых. – 2015. – № 2. – С. 43-47.
11.Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Лешукова // Вестник РАТЭПП. – 1995. – № 1. – С. 43 – 46.
12.Лукьянов, В.В. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий: сб . науч. ст. / В.В. Лукьянов; под ред. . В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. – Курск: КГУ, 2017. – 169 с.
13.Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – Москва: «Ваклер», 2007. – 244 с.
14.Матюшкина, Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) / Е.Я. Матюшкина Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – №4. – С. 42–58.
15.Муллова, Е.П. Синдром эмоционального выгорания у педагогов начальных классов и его взаимосвязь с личностными характеристиками / Е.П. Муллова, Л.Г. Пак. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=43840390 (дата обращения : 09.03.2025).
16.Орёл, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.В. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 2009. – С. 76–97.
17.Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2011. – Т.22. – №1. – С.90-101.
18.Первичко, Е.И. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и регуляции / Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 39–51. URL: http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no17-2015/npj_no17_2015_39-51.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
19.Полунина, О.В. Увлечённость работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей / О.В. Полунина // Психологический журнал. – 2019. – Т. 30. – № 1. – С. 78-85.
20.Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинтская // Психологич. журн. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
21.Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2001. – 24 с.
22.Соболева, Е.А. Синдром выгорания специалистов помогающих профессий / Е.А. Соболева // Ананьевские чтения – 2004. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та, 2004.– С. 76 – 77.
23.Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск. гос. ун -т. – Курск, 2018. – 336 с.
24.Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дис. ... канд. психол. наук / С.В. Умняшкина. – Томск, 2001. – 162 c.
25.Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет / К. Чернисс // Журн. практич. психолога. – 1993. – № 7. – С. 43 – 45.
26.Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации / Ю.А Юдчиц // Журн. практич. психолога. – 1998. – № 7. – С. 24 – 26.