Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается проблема увеличения социальных групп населения (инвалиды, неполные семьи, граждане, чей доход ниже прожиточного минимума и др.), которые нуждаются в поддержке государства в связи с жизненными трудностями.
На первом месте у государства стоит задача по повышению информационной грамотности населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в области знания своих прав.
Эффективность и качество оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от различных факторов: достоверность сведения о себе и о своих ближайших родственниках он предоставил, насколько человек готов сам себе помочь выйти из трудной ситуации, как часто он пользуется данной социальной услугой, насколько государство готово выделять средства на оказание такой помощи своим гражданам.
Социальная помощь населению, оказавшееся в трудной жизненной ситуации направлена на улучшение их материального, социального и психологического состояния, а также оказание поддержки в реализации их законных прав и содействие активному участию в жизни общества.
В течении жизни может произойти множество трудных событий, от которых никто не застрахован. Иногда люди не могут самостоятельно справиться с проблемами, которые порой возникают даже не по их вине. И как раз в этой ситуации государство может оказать материальную, социальную, психологическую и правовую поддержку.
Для реализации социальной политики в Российской Федерации существуют специальные учреждения, целью которых является оказание помощи гражданам, нуждающимся в ней. Деятельность таких центров направлена на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, неполных семей и др.
Целью данной курсовой работы является изучение основ оказания помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
2.Рассмотреть особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
При написании курсовой работы были использованы такие методы сравнения и анализа.
Объект исследования: отношения в сфере оказания срочной социальной помощи гражданам.
Предмет исследования: нормативные правовые акты (федеральные законы и подзаконные акты, региональные законы и подзаконные акты, акты органов местного самоуправления), касающиеся объекта настоящего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1Понятие и сущность социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Социальная работа на практике с людьми в трудной жизненной ситуации включает взаимодействие не только с самим человеком, но и с его окружением. Главным способом работы с такими людьми выступает специально разработанный комплекс мер - социальное сопровождение.
Поддержка – это отдельный вид социальной помощи. Термин «поддержка» соответствует понятиям «содействие», «помощь в решении проблем». Поддержка предусматривает содействие естественным реакциям и состояниям личности. Исследования показывают, что правильно организованная социальная поддержка способствует личностному росту и выходу из трудной жизненной ситуации.
Многие ученые в социальной сфере дают свое понимание социальной помощи, а также и разделяют свои мнения по отношению к социальной помощи. Так, к примеру, английский философ Т. Гоббс придерживался следующей позиции относительно государственной социальной помощи: «Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как было бы жестокостью со стороны кого- либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно так же было жестокостью со стороны суверена – государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности» [1].
Немецкий правовед Р. фон Моль, французский историк, писатель Л. Блан рассматривали государство как гарант определенного уровня жизни субъекта, а экономические условия жизни – как составную часть государственной политики. Следовательно, роль государственных органов в социальной помощи должна быть активной, преобладающей.
Но есть ученые, которые против социальной политики, такие как английский священник, демограф Т. Мальтус. В своей работе «Очерк о народонаселении» он выдвинул теорию, согласно которой существование бедности зависит от чрезмерного увеличения народонаселения [4]. Получается, что в бедности виноваты сами бедные. Система государственной помощи поощряет рост населения, что увеличивает и рост бедности.
Английский философ Г. Спенсер также возражал против оказания социальной помощи социально незащищенным слоям населения, считая их недальновидными, не экономными и не заботящимися о собственном благополучии. Социальная помощь представлялась ему как социальное вмешательство, мешающее естественному развитию общества и ослабляющее его. Бедность, по Спенсеру, - закономерный результат естественного отбора, исключающий наименее приспособленных из социальной жизни. Поэтому помощь бедным бесполезна и подрывает силу группы. Однако Спенсер признавал необходимость мер по поддержке нуждающихся в семейном и дружеском кругу.
Итак, В.И. Герье первым в российской науке анализировал теорию общественной благотворительности как самостоятельный взгляд на процесс оказания помощи. Он отстаивал главенство государственной помощи, утверждая, что государственное финансирование социальной поддержки должно производиться не только из федерального бюджета, но и за счёт «расширения финансовой автономии общин», давая муниципалитетам свободу в выборе методов социальной помощи.
В настоящее время существуют способы объединения государственной и негосударственной помощи в форме благотворительности, но стоит подчеркнуть, что в каждой стране степень участия государства в социальной поддержке была и остаётся разной. Это зависит от модели социальной политики, степени развития гражданского общества, национальных особенностей и традиций оказания помощи, а также социокультурного уровня населения.
В России, таким образом, действуют как государственные органы социальной помощи, так и различные благотворительные фонды, работающие на основе законодательства РФ.
Российские ученые также внесли вклад в систему научных подходов к роли, месту государства и общества в социальной помощи.
1.2 Нормативно-правовое регулирование оказания помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Российская Федерация как правовое государство определяет понятие государственной социальной помощи не иначе как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [11].
Указанный закон устанавливает определенные принципы, на основе которых оказывается социальная помощь нуждающимся в ней гражданам. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность (ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Она основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Другим Законом, непосредственно связанным с темой исследования, является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" [12]. Данный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении жителям Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации [13].
Меры соцзащиты инвалидов, установленные федеральным законом, —расходные обязательства РФ, кроме мер социальной поддержки и социального обслуживания, которые входят в компетенцию субъектов РФ согласно законодательству России.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: В 2 т. – Т. 2. – М., 1991. – С. 269.
2.Григорьев И. В. Право социального обеспечения: краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2014.
3.Дианова И. В., Шайхатдинов В. Ш. Применение цифровых технологий в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tsifrovyh-tehnologiy-v-sfere-sotsialnoy-podderzhki-otdelnyh-kategoriy-grazhdan-na-federalnom-regionalnom-i-munitsipalnom (дата обращения: 15.03.2025).
4.Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении //Редакция: М. Щепкинъ. — И. Вернеръ, М., 2014.
Нормативно-правовые акты
5.О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168.
6.Пенсия: научно-образовательный и информационный журнал. 2019. №1 (268).
7.Проблемы общей части права социального обеспечения: монография. М.: Проспект, 2017.
8.Ситникова Ю. А. Государственная социальная помощь в российской Федерации // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomosch-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.03.2025).
9.Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (Рос. газ. 2015. 31 дек.).
10.Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (с изменениями и дополнениями).
11.Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция).
12.Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция).
13.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция).
14.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
15.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями).
16.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями).
Дополнительная литература
17.Филиппов М.В. и др. Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.
18.Хабибулин Р. Р. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации (правовой аспект): диссертация ... кандидата юридических наук. М., 2017.