Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В 1970-ом году в литературе важным событием стали художественные тенденции, которые получили название «тихой лирики» и «деревенской прозы». «Тихая лирика» - тенденция в русской литературе 1960-х годов. В центре произведений – любовь к родине, красоте природы, традиционные ценности. По словам авторов учебника «Русская литература 20в., Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, «Тихая лирика» возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» [Лейдерман, с. 47]. К «тихой лирике» относится творчество таких поэтов, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Станислав Куняев, Николай Тряпкин, Алексей Решетов и др.
Актуальность данной темы связана с ценностями, которые были объектом творческого интереса «тихих лириков». Современная русская литература и поэзия часто возвращается к таким ценностям, как родина, народная культура, религиозно-нравственные моменты и другое.
Проблема исследования: В последнее время поэты всё чаще обращаются к истокам народной культуры, нравственно-религиозным ценностям, в связи с этим мы решили проанализировать творчество поэта «тихой лирики» Владимира Соколова, чтобы показать современникам, как и какие ценности он освещает в своем творчестве.
Объектом исследования работы является творчество Владимира Соколова.
Предметом исследования являются темы Родины, природы, поэзии в творчестве Владимира Соколова.
Литературные течения «тихая лирика» и «деревенская проза», а также становление их представителей, изучены такими российскими литературоведами, публицистами и литературными критиками как Н. Лейдерман, М. Липовецкий «Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы)», В. Бондаренко «Серебряный век простонародья», Б.С. Лукьянчук «Тихая лирика поэта Владимира Соколова», В.Л. Шибанов «Поэзия Владимира Соколова», М.В. Ольшанская «Тихая лирика поэта Владимира Соколова» и др.
Цель работы: исследовать ценности, к которым обращается Владимир Соколов в своем творчестве.
Задачи:
1) Проанализировать исследования на тему «тихой лирики»
2) Выделить стихотворения поэта, относящиеся к теме родины, природы, поэзии
3) Проанализировать стихотворения Владимира Соколова
4) Разработать фрагмент урока, посвященного лирике В.Н. Соколова
Методологической базой работы являются: исследования В.Г. Бондаренко «Серебряный век простонародья», М. Л. Гаспарова «О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики», Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого «Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы)».
Методы исследования: мотивный анализ произведения (по Б.М. Гаспарову), структурный анализ произведения (по Ю.М. Лотману). В работах Б.М. Гаспарова «суть мотивного анализа состоит в том, что за единицу анализа берутся не традиционные термы - слова, предложения, - а мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи кроссуровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику» [Гаспаров, с. 6]. В работе Ю.М. Лотмана о структурном анализе художественного текста речь идет о том, что «в основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и «отдельность» этих элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста» [Силантьев, с. 74].
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Творческая биография В.Н. Соколова
1.1. В.Н. Соколов – поэт «тихой лирики» («лирики размышлений»)
В литературе 1970-х годов заметным явлением стали художественные направления, получившие названия «тихая лирика» и «деревенская проза». Как отмечают авторы учебника «Русская литература XX века» Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий, «тихая лирика» возникла на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как ответ на «громкую» поэзию «шестидесятников» [Лейдерман, с. 20]. К «тихой лирике» относились такие поэты, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Станислав Куняев, Николай Тряпкин и Алексей Решетов.
Поэты этого направления противопоставляли свою поэзию творчеству «шестидесятников», выделяя следующие черты:
- элегичность,
- стремление к возвращению к истокам народной культуры,
- нравственно-религиозное обновление,
- традиции Есенина,
- использование традиционной эмблематики Руси, легендарных и былинных образов, церковных атрибутов,
- «простой» и традиционный стих [Буранова].
Для «тихой лирики» были характерны темы родины, деревни, почвенничества, а также мотивы возвращения к незамутнённым истокам человеческого бытия: к природе как источнику жизни всего человечества и к детству как началу жизни конкретного человека.
Творческий путь Владимира Соколова и его поэтическая судьба во многом отражала духовно-нравственное становление целого поколения, которое заявило о себе в 1950-е годы. Для Соколова «тихая лирика» стала почти всем — пристанищем, убежищем, крепостью и отношением к жизни. Несмотря на расставания с друзьями, он оставался в своих лучших стихах тем же утонченным и искренним «тихим лириком», который не поэтизировал жизнь, а искал в ней поэзию. Однако ему часто было недостаточно простого перечисления её признаков, и он сам своим «лирическим жестом» вторгался в прекрасно выстроенную лирическую картину.
Владимир Николаевич Соколов был человеком необычайной скромности и мужества, оставаясь верным себе и прислушиваясь только к голосу совести в своём творчестве. О нём с уважением писали такие разные по взглядам люди, как В. Кожинов и Е. Евтушенко; его любили как «левые», так и «правые» в литературном мире, что свидетельствует о большом врождённом даре. По словам Евтушенко, Соколов «инстинктивно избегал микрофона». Он ценил в поэзии не возможность высказаться, а возможность прикоснуться к чему-то значимому.
Литературные критики отмечали Соколова как открывателя темы военного детства. Свое первое стихотворение «Памяти товарища», опубликованное летом 1948 года в «Комсомольской правде», Соколов называл своим «поэтическим паспортом».
Что делал я тогда? Снопы вязал,
А может быть, работал на прополке,
Когда ты тоже полем проползал,
Где каждый метр изранили осколки.
Меня поймет, кто был для фронта мал,
Мальчишка, живший на Оби иль Каме.
Он тоже географию сдавал
По карте, сплошь истыканной флажками. [Памяти товарища, 1948]
Критики ждали, когда поэт начнет активно развивать заданную им тему. Однако, хотя он и возвращался к ней неоднократно, оставался верен своим собственным предпочтениям и не желал следовать модным течениям или чьим-то «настоятельным рекомендациям». В том же 1948 году, Владимир написал стихотворение, которое, вероятно, чаще всего цитируют его поклонники. Именно в этом произведении была заложена программа, которую автор определил для себя в своем творчестве и неуклонно придерживался.
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Владимир Соколов не был на войне, но несмотря на это, пользовался уважением среди бывших фронтовиков. Константин Ваншенкин вспоминал: «В послевоенном Литинституте он, пожалуй, единственный из не фронтовиков был признан всеми безоговорочно».
Основоположник тихой лирики, поэтизировал красоту мира глазами влюбленного, человеческие чувства. Это отчетливо видно в стихотворениях «Болезнь» и «Первое свидание».
Эта музыка в груди -
Противная, скрипящая...
Что там - плаха впереди,
С косой рука дрожащая?
В его творчестве преобладают не столько христианские, сколько общечеловеческие ценности, на которые он ориентируется. Наиболее значимым произведением Соколова считается поэма «Сюжет», написанная в 1979 году. В этом произведении автор ставит взрослых людей перед идеалами их юности. Оно объединяет реалистические и фантастические элементы, которые свободно перетекают друг в друга, что позволяет глубже раскрыть диалектику души героя. Используется прием ретроспекции.
"как я хочу чтоб строчки эти забыли..."
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Первый сборник поэта «Утро в пути» вышел в 1953 году и уже тогда демонстрировал импрессионизм, элегичность и романтические нотки. Он стремился к простоте и ясности выражения, что стало характерной чертой его стиля. Типичные пейзажи в его произведениях — сугробы, ели и дровни, что делает этот сборник показательным для его направления. Он ориентировался на наследие Некрасова и Фета, сочетая их традиции.
В разные годы были опубликованы такие работы, как «Трава под снегом» (1958), «Смена дней» (1965), «Городские стихи» (1977), «Долина» (1981) и другие. После его смерти вышли книги «Неповторимый венец» (1999) и «Белые ветки России» (2000).
1.3. Поэтический стиль поэта
По мнению критиков, творчество Владимира Соколова связано с русской традицией, которая присутствует в стихах Пушкина, Боратынского, Лермонтова, Тютчева, Блока, Фета и Анненского. В предисловии к одному из своих сборников Соколов писал: «Поэзия так растворена в жизни, её так много, что иной раз кажется, что слов не хватает, чтобы выразить её на бумаге. Но русский язык богат чрезвычайно».
В стихотворении «Вдали от всех парнасов» Владимир Соколов с помощью описания поэзии других говорит о теме Родины. Это показывает, что мотив Родины влияет на поэтические традиции в творчестве разных авторов.
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моѐм селе глухом.
Они меня врачуют
Классическим стихом [Вдали от всех парнасов, 1960] .
Поэзия Соколова отличается музыкальностью. Его стихи пронизаны тонкостью и точностью ощущений, а также зрительной выразительностью. Образ снега проходит через многие его произведения. Поэт любил зиму во всех её проявлениях, даже в моменты забвения. Любовная лирика Соколова наполнена мелодичностью и музыкальностью. В его поэзии постоянно звучат мотивы сумерек, музыки и сада. Тонкость чувств, поэтическое восприятие, сдержанный, но внутренне напряжённый лиризм, богатство душевного мира и живой интерес к окружающему — вот характерные черты его творчества.
Хотя Соколов считал сочинение стихов своим высшим призванием, он всё же признавал: «Нет, не могут стихи заменить настоящей любви никому». В