Фрагмент для ознакомления
2
Когнитивный подход Д.Д. Чармса: одна из важных концепций в данной классификации. Автор разработал два подхода в теории мотивации – если личность поощряется в процессе своей деятельности, которая осуществляется по ее желанию, то это способствует снижению уровня ее мотивации; если личность не подкрепляется позитивно в процессе своей деятельности, которую она выполнять не желает, то это может привести к усилению ее мотивации достичь цели [21].
Таким образом, можно говорить о том, что мотивационная сфера и ее компоненты активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Все они сходятся во мнении, что мотивы организовываются в определенную структуру по иерархии и имеют отличный друг от друга характер по своему влиянию на мотивацию к учебной деятельности. мотивы подразделяются на внешние и внутренние, имеют учебную и социальную направленность. Такие разносторонние мнения ученых позволяют формировать определенную теоретическую базу для того, чтобы наиболее полно изучать учебную мотивацию детей младшего дошкольного возраста
После анализа литературных первоисточников примем рабочее определение учебной мотивации: под учебной мотивацией в научной литературе понимается комплекс мотивов, которые побуждают субъекта осуществлять какую-либо учебную деятельность на основе актуального интереса.
От уровня мотивации школьников зависит эффективность обучения. Развитые или слабые мотивы школьников к обучению зависят не только от социальных, психологических или иных факторов, которые не связаны конкретно с обучением, но и с качеством деятельности педагога, который должен не просто донести до учащихся информацию по своему учебному предмету, но и заинтересовать их, сделать каждое занятие не скучным, навязанным действием, а настоящим представлением, возможностью раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал каждого школьника [17, 37].
Для того чтобы обеспечить заинтересованность школьника в активном участии в учебной деятельности, важно изучить его потребности, насущные интересы, жизненные цели и внутренние проблемы, которые мешают раскрыть в себе важные аспекты личностного наполнения [1].
Педагогу важно понимать, что около 80% успеха учебной деятельности каждого школьника связано с уровнем его мотивации и только 20% – с его врожденными способностями [6].
Учебная мотивация школьников имеет четкую структуру, которая представлена на рисунке 5 [6].
Рисунок 5 - Структура учебной мотивации школьников [6]
Согласно заявлению, Л.С. Выготского, «учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся, направленный на приобретение теоретических знаний, навыков и умений» [15, с. 201].
Учебная деятельность включает в себя важнейшие изменения в психическом развитии детей этого возраста. Эти изменения включают эмоциональные и мотивационные изменения. Впервые учащиеся учатся обобщать накопленный опыт, вырабатывать устойчивые эмоциональные комплексы низкоэмоциональных, а не результат череды успехов или неудач.
Эмоциональное отношение к учению определяется степенью учебной мотивации и различными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на отношение каждого учащегося к процессу обучения [13].
С течением роста младшего школьники как личности происходит изменение его качеств и потребностей. Все это происходит в динамике. В науке под «динамикой» понимается процесс изменения чего-либо под воздействием времени. Синонимом «динамики» является «развитие», «изменение» [10].
Таким образом, подводя вывод по исследуемой теме, мы можем констатировать, что учебная мотивация младшего школьника характеризуется совокупность мотивов к учению и уровнем его эмоционального отношения к обучению. Но мотивация к учению не возникает у младшего школьника сама, а развивается в процессе обучения. Поэтому очень важно проводить работу по развитию у школьника учебной мотивации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абраменко И.М., Соколова, В.А., Чистяков, Б.Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. Абраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. С. 100–109.
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.
3. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Мотивация учебной деятельности школьника // Материалы IV международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». Уфа: Лето, 2013. С. 75.
4. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. Автореф. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.С. Бабаева. М.: Российский университет дружбы народов, 2012. С. 10.
5. Балакина Л.Д., Гусева, И.С., Щербакова, А.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020. С. 40–52.
6. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
7. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. -128 с.
8. Болатаева В.Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 16.02.2023).
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
10. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. 367 с.
11. Бурунова И.С., Гаврикова, А.В., Полунина, Т.А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018. С. 157–172.
12. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
13. Викторова В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 16.02.2023).
14. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 2018. 288 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
16. Громова Н.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников // NSPortal. Образовательная
социальная сеть. 2018. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/07/23/formirovanie-navykov-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.02.2023).
17. Давыдов В. В. Учебная деятельность // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. С. 564 –566.
18. Домыслов Т. В. Возрастные мотивационные особенности. М. : Лаборатория книги, 2011. 102 с.
19. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.
20. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 789.
21. Калмыкова Д.А., Панченко, А.В., Христосова, М.А. Учебная мотивация как объект педагогического исследования // Психология и педагогика. 2019. № 4. С. 72–80.
22. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. М. Педагогика. 2017. 371 с.
23. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2022).
24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: 2011. 276 c.
25. Лопатникова А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 80–91.
26. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96c.
27. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 230 с.
28. Пидкасистый П.И. Педагогика. Педагогическое общество России. М.: 2014. 301 с.
29. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс. 2018.
30. Ситаров В.А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2019. 447 с.
31. Супонева А.П., Жарикова, И.М., Смысленко, Г.В. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. № 12. С. 40–52.