Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Настоящая работа рассматривает методологические принципы гештальтпсихологии, ее объект изучения и ключевые области исследований. Анализ этой темы представляется крайне увлекательным и значимым, поскольку гештальтпсихология и в наши дни является одним из наиболее привлекательных и многообещающих направлений в психологической науке. Более того, на базе концепций гештальтпсихологии была создана гештальттерапия, активно применяемая в современной психотерапевтической практике. Стоит отметить, что возникновение гештальтпсихологии было спровоцировано кризисными явлениями в психологической науке.
Особое внимание будет сосредоточено на том, каким образом гештальтпсихология исследует процессы мышления и творчества. Несомненно, мышление представляет собой одну из основополагающих и важнейших психологических функций для человека. Эта фундаментальность обусловлена тем, что в мышлении проявляется человеческая сущность как представителя своего рода, поскольку разум является его отличительной чертой. Этот факт определяет социальную и личную значимость мышления для индивида. Мышление обладает своей спецификой: оно обеспечивает возможность познания глубинных основ окружающего мира, закономерностей его существования; только посредством мышления возможно познание мира в его динамике, изменениях и развитии; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать потенциальными возможностями и планировать практическую деятельность. Именно в таком контексте рассматривалось мышление представителями гештальтпсихологии. Безусловно, эти исследования внесли значительный вклад в развитие теории и практики психологической науки в целом.
Кроме того, важным аспектом является практическое применение гештальтпсихологии. Наиболее ярким примером реализации основных принципов и постулатов данного направления является гештальт-терапия. Высокий интерес к методам гештальт-терапии объясняется ее огромной востребованностью во всем мире, эффективностью и постоянным развитием.
Цель работы – рассмотреть методологические основы гештальтпсихологии, ее предмет, основные направления исследования.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1.Дать общую характеристику истории становления гештальтпсихологии.
2.Рассмотреть исследования ведущих представителей гештальтпсихологии.
3.Изучить принципы гештальттерапии как практическое применение методологических основ гештальтпсихологии.
4.Изучить вклад гештальт-психологии в изучение проблемы мышления и психологической защиты.
5.Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования – гештальтпсихология как научная школа.
Предмет исследования – предмет, направления и методология гештальтпсихологии как научной школы.
Теоретическая основа исследования представлена трудами одного из основателей гештальт-психологии М. Вертгеймера, «отца» гештальт-терапии Ф. Перлса, В.А. Мазилова и др.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- аналитический;
- метод систематизации,
- метод синтеза.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена истории развития гештальтпсихологии, ее основным представителям.
Во второй главе проводится анализ специфики практического воплощения постулатов гештальтпсихологии в гештальт-терапии. В третьей главе осуществляется практический анализ вклада гештальтпсихологии в изучение проблем мышления и т.д. В заключении представлены выводы по исследованию.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе теоретического и практического аспектов развития гештальтпсихологии с позиции современности.
Глава 1. История гештальтпсихологии как научной школы, основные представители
1.1.Появление гештальт-психологии и ее предмет
Гештальтпсихология, как отдельное направление, берет свое начало в Германии в начале 1920-х годов. Ее возникновение и развитие неразрывно связаны с именами таких ученых, как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка и Курт Левин, которые внесли ключевой вклад в методологию этой школы. Хотя первая работа Вертгеймера, "Экспериментальные исследования видимого движения", где были заложены основы гештальтпсихологии, появилась еще в 1912 году, окончательное оформление направления произошло уже после Первой мировой войны.
Основной фокус гештальтпсихологии – изучение целостных структур, формирующих психическое поле, и разработка соответствующих экспериментальных методов. Важно отметить, что гештальтпсихология принципиально отличалась от других подходов, таких как психоанализ или бихевиоризм, в том, что не ставила под сомнение предмет психологии. Представители гештальтпсихологии считали, что психология должна заниматься исследованием особенностей и содержания психики, когнитивных процессов, а также структуры и динамики развития личности.
В гештальтпсихологии произошло преобразование традиционного понимания структуры сознания и когнитивных процессов. Ключевая идея школы заключается в том, что психика строится не на отдельных элементах сознания, а на целостных структурах – гештальтах, свойства которых не сводятся к сумме свойств их составляющих частей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии [Текст]. - М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 223 с.
2.Вертгеймер М. Продуктивное мышление [Текст]. — М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
3.Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления [Текст]/ К. Дункер // Психология мышления : сб. : пер. с нем. и англ. - М. : Прогресс, 1965. - С. 21-85.
4.Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика [Текст]. – СПб.: Речь, 2004. – 506 с.
5.Мазилов В.А. Интегративные тенденции в психологии: гештальтпсихология и проблема целостности [Текст] / В. А. Мазилов // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2005. - Вып. 1 (9). - С. 27-38.
6.Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика [Текст]. - М.: Академия, 2002. – 367 с.
7.Родионова Е. Б. Гештальт-терапия как метод работы с психотравмирующим событием / Е. Б. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 306-307.
8.Ярошевский М. Г. Гештальтпсихология [Текст] / М. Г. Ярошевский // Общая психология : энцикл. слов. В 6 т. Т. 1. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 250 с.
Электронные ресурсы
Виноградова В. Стратегии работы гештальт-терапевта. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: https://gestaltclub.com/articles/gestalt-terapia/3011-strategii-raboty-gestalt-terapevta - 17.03.2025.
9.Кондуров С. Поддержка и способы ее организации. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: http://panoramagestalt.ru/2019/12/18/sergej-kondurov-podderzhka-i-sposoby-ee-organizacii - 17.03.2025.
10. Мазилов В.А. Гештальтпсихология: исследования творческого мышления. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geshtaltpsihologiya-issledovaniya-tvorcheskogo-myshleniya - 17.03.2025
11.Марцинковская Т. История психологии. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/09.php - 17.03.2025
12.Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/ - 17.03.2025
13.Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: https://bookap.info/popular/perlz/#o – 17.03.2025
14.Фромм И. Гештальт-терапия и «Гештальт»: Размышление о гештальт-терапии после 32 лет практики. [Электронный ресурс] : – Загл. с экрана. – Режим доступа: URL: http://ecopsycholog.com/index.php - 17.03.2025.