Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современном обществе, где динамика изменений на рынке труда становится все более стремительной, вопрос профессионального самоопределения молодого поколения приобретает особую значимость. Начальная готовность младших школьников к профессиональному самоопределению является важным аспектом их общего развития и подготовки к будущей взрослой жизни. В условиях глобализации и технологических изменений профессии быстро устаревают, а новые специальности требуют от молодежи гибкости и способности к обучению на протяжении всей жизни. Поэтому важно уже на начальном этапе обучения формировать у детей представление о различных профессиях и навыках, необходимых для их освоения.
Начальная школа играет ключевую роль в развитии личности ребенка. В этот период закладываются основы его мировосприятия, интересов и ценностей. Формирование готовности к профессиональному самоопределению на этом этапе позволяет детям осознать свои склонности и способности, что в дальнейшем поможет им сделать осознанный выбор профессии. Профессиональное самоопределение связано не только с выбором профессии, но и с формированием самоидентификации, уверенности в себе и своих возможностях. Важно создать поддерживающую образовательную среду, где младшие школьники смогут свободно исследовать свои интересы и получать обратную связь от педагогов и родителей.
Интеграция элементов профессиональной ориентации в учебный процесс, таких, как экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий и проектная деятельность, способствует более глубокому пониманию детьми мира профессий и помогает им развивать необходимые навыки. Исследования показывают, что раннее знакомство с профессиями и формирование интереса к ним способствует более успешному выбору в будущем. Это позволяет избежать многих ошибок, связанных с неправильным выбором профессии и снижением мотивации к обучению.
Таким образом, актуальность формирования начальной готовности младших школьников к профессиональному самоопределению обусловлена необходимостью подготовки их к жизни в быстро меняющемся мире, а также важностью создания условий для осознанного выбора профессии в будущем. Это требует от образовательных учреждений внедрения инновационных подходов и методов, направленных на развитие интересов и способностей детей.
Объект исследования: профессиональное самоопределение младших школьников.
Предмет исследования: процессы и методы формирования начальной готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.
Цель исследования: изучить особенности формирования начальной готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему профессионального самоопределения в психолого – педагогической литературе.
2. Изучить возрастные особенности младших школьников и их влияние на профессиональное самоопределение.
3. Выделить психологические аспекты формирования готовности к профессиональному самоопределению.
4. Диагностировать уровень сформированности готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.
5. Определить методы и приемы формирования готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.
6. Разработать методические рекомендации по формированию начальной готовности к профессиональному самоопределению.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В современном обществе открывается множество возможностей для профессионального роста: увеличивается количество профессий, появляются новые методы обучения, а также возможности дистанционной работы. Несмотря на эти положительные изменения, широкий выбор создает дополнительную нагрузку при выборе профессии, особенно в школьном возрасте. В результате многие выпускники принимают решения, не учитывая важные факторы, и оказываются не по специальности, проходя краткосрочную переподготовку после дорогого обучения в вузе. Это вызывает сожаление о потраченных финансах и времени, а иногда приводит к необходимости повторного получения образования в другой сфере.
Сложности в профессиональном самоопределении возникают из-за постоянных изменений в мире профессий: появляются новые специальности, а устаревшие теряют актуальность. Это требует от человека адаптации и порой кардинального изменения профессиональной деятельности. Низкий уровень самоопределения и отсутствие навыков адаптации могут вызывать стресс.
А.А. Толстикова выделяет трудности выбора профессии, такие как: отсутствие знаний о востребованных профессиях, перенос личного отношения на профессию, устаревшие представления о работе и непонимание необходимых навыков [23, с. 90].
Причиной этих трудностей является недостаточная подготовка к самоопределению в подростковом возрасте, когда интересы и способности не учитываются, а выбор осуществляется по второстепенным мотивам.
И.В. Арендачук отмечает, что социальные изменения, такие как акцент, на индивидуализацию и требования к профессиональному выбору до достижения зрелости, усложняют этот процесс [3, с. 56].
Таким образом, профессиональное самоопределение является важной частью общего самоопределения личности, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Л.И. Божович [5] и Н.С. Пряжников [20]. Пряжников выделяет структуру самоопределения, включающую различные уровни, от жизненного до профессионального.
Н.С. Пряжников определяет профессиональное самоопределение как «выбор индивидуумом сферы трудовой деятельности на основе свободного волеизъявления и нахождение личностных смыслов в этой деятельности, а также в процессе самоопределения» [20, с. 21].
Е.А. Климов описывает его как «сложный динамический процесс ориентации личности в профессионально-трудовой среде, развития и реализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных намерений и реалистичного образа себя как специалиста» [14, с. 12].
По мнению Н.В. Самоукиной, профессиональное самоопределение «определяется стремлением к гармоничному раскрытию своего творческого потенциала через самоанализ, самопознание и оценку собственных способностей, а также осознание соответствия индивидуальных особенностей требованиям профессии» [22, с. 23].
Профессиональное самоопределение играет ключевую роль в социализации. И.А. Левицкая отмечает, что «поиск своей «ниши» в мире профессий, основанный на активности и ответственности за собственное развитие, позволяет личности найти оптимальную сферу деятельности для полной реализации» [17, с. 140].
В.В. Решетников рассматривает профессиональное самоопределение как процесс, результат и состояние. Н.Н. Старостина уточняет, что это длительная деятельность, в ходе которой человек ищет смысл, в своей профессиональной деятельности, соотносит личные цели и способности с требованиями профессии. Как результат, человек достигает четкого понимания своего профессионального предназначения и готов сделать выбор. В качестве состояния профессиональное самоопределение представляет собой момент размышления и поиска пути [21, с. 7].
Э.Ф. Зеер и соавторы определяют его как осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с требованиями профессии. Е. Кеммемер подчеркивает важность согласования внутреннего понимания профессиональной направленности и внешнего восприятия реального мира профессий [13, с. 34].
О.А. Волкова выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания) и практический (реальные изменения статуса) [9, с. 24]. Структура профессионального самоопределения включает компоненты, такие как профессиональная направленность, самосознание и саморегуляция, по мнению С.Н. Чистякова [25], Л.А. Головей [10] выделяет наличие выбора, информированность о профессии и статус идентичности.
Исследования выявляют внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения.
Внешние факторы (неконтролируемые):
- Социально-экономические условия и среда;
- Рыночный спрос на профессии и требования к специалистам;
- Профессионально-образовательные требования;
- Перспективы карьерного роста и условия труда;
- Доступность образования, особенно в сельских районах;
- Влияние окружения (родителей, друзей, сверстников);
Внутренние факторы (контролируемые):
- Мотивация выбора профессии и осознанность ее значимости;
- Интерес к профессии, и ее функциям;
- Врожденные задатки, темперамент, личностные способности и информированность о профессиях;
Эти факторы формируют мировоззрение и готовность молодого человека к выбору профессии. Исследования таких ученых, как С.Н. Козловская [15], А.А. Бозоров [6] и Е.А. Голубева [11], выявляют закономерности в профессиональном самоопределении, которые помогают повысить его эффективность.
К ключевым закономерностям относятся:
- Влияние объема и качества информации на готовность к выбору профессии;
- Зависимость самоопределения от социально-экономических условий;
- Усиление рефлексии при несоответствии ожиданий;
- Увеличение тревожности при отсутствии решения проблемы;
- Важность влияния окружающей среды;
- Необходимость создания условий для профориентации;
Учет этих факторов важен для формирования личностно ориентированной среды, способствующей самопознанию и саморазвитию школьников. Процесс профессионального самоопределения сложен, так как требует балансировки между свободой выбора и адекватной оценкой социальной среды, что может усложнять процесс выбора профессии.
Таким образом, все перечисленные аспекты могут служить ориентирами для развития готовности к профессиональному самоопределению.
1.2 Возрастные особенности младших школьников и их влияние на профессиональное самоопределение
Каждый возрастной этап имеет свои особенности и значение для профессионального самоопределения. В младшем школьном возрасте ключевым моментом является формирование осознанных представлений о профессиях, что связано с когнитивной составляющей этого процесса. В старшем дошкольном возрасте акцент делается на эмоционально-образном восприятии профессий: дети знакомятся с различными профессиями и содержанием труда, но их отношение к ним остается в основном эмоциональным (нравится или не нравится). В то время как представления младших школьников становятся более конкретными и наглядными.
Начальная школа рассматривается С.Н. Чистяковой как пропедевтический этап в системе профориентации. Младшие школьники начинают осознавать сущность труда, интересуются профессиями родителей и окружающих, формируя более полные и осознанные представления о них. Это связано с активным психическим развитием детей: у них развиваются эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, самооценка становится более реалистичной, а также способности к самоконтролю и рефлексии. С поступлением в школу расширяются возможности познания мира профессий [25, с. 77]. Как отмечает М.С. Веременникова, ученики сталкиваются с огромным объемом учебной информации, что способствует их подготовке к будущей трудовой деятельности. Младшие школьники, будучи любознательными и открытыми к новым знаниям, активно изучают окружающий мир, что можно использовать для воспитания и ознакомления с профессиями [8, с. 22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 6-10.
2. Ажиев А. В., Гадарбошева З. И. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 2. С. 22-36.
3. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского. университета. 2016. №1. С.70-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-professionalnogo-samoopredeleniyastarsheklassnikov-psihologo-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.03.2025).
4. Башаева С. А. Роль учителя в формировании представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста // Учитель создает нацию: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2019. С. 276-278.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии. 2011. 352 с.
6. Бозоров А. А. Закономерности развития профессиональной самореализации личности // Наука и образование сегодня. 2019. №3 (38). С. 107-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-razvitiyaprofessionalnoy-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 15.03.2025).
7. Васильева Т. В. Путешествие по городу Мастеров: экспериментальная программа: 3 класс. Кемерово, 1996. 35 с.
8. Веременникова М. С., Ахмедова Э. М. Формирование профессионального самоопределения на разных этапах жизненного развития // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты. сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016. С. 235-236.
9. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 407-408. URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/ (дата обращения: 13.03.2025).
10. Головей Л. А., Александрова Н. А., Данилова М. В., Манукян В. Р., Рыкман Л.В. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. №2. С. 33-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizisy-professionalnogo-razvitiya-i-resursylichnosti-v-periody-yunosti-i-ranney-vzroslosti (дата обращения: 13.03.2025).
11. Голубева Е. А. Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 546-549. URL: https://moluch.ru/archive/313/71315/ (дата обращения: 14.03.2025).
12. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. М. : ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. 135 с.
13. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие. М.: Академический проект. 2006. 189 c.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. : Издательский центр «Академия». 2010. 304 с.
15. Козловская С. Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-razvitiya-professionalnogosamoopredeleniya-lichnosti (дата обращения: 16.03.2025).
16. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Вымпел, 1995. 186 с.
17. Левицкая И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58). С. 136-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kaksotsiokulturnyy-protsess-1 (дата обращения: 16.03.2025).
18. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18.
19. Пачина С. В. Профессиональное ориентирование младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 4.1 (19). С. 46-52.
20. Пряжников Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М.: Московский психологосоциальный институт. 2002. 400 с.
21. Решетников В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2(5). С. 1163-1167
22. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер. 2003. 224 с.
23. Толстикова А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 346-350. URL: https://moluch.ru/archive/359/80241/ (дата обращения: 16.03.2025).
24. Тулегенова Н. С. Профессиональная ориентация младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 38. С. 33- 35.
25. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. М.: AcademiA. 2005. 123 с.