Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы термин "толерантность" прочно вошел в нашу жизнь. Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории и педагогике. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научным междисциплинарным характером, но и потребностями социальных практик, которые, с одной стороны, активно развиваются в контексте политической модернизации, с другой стороны, порождают новые социальные процессы и события, которые в то же время в то же время способствуют большей терпимости и в то же время провоцируют различные проявления нетерпимости.
Термин "толерантность" часто используется в ситуациях, когда чьи-то чувства, мысли или действия оцениваются не так, как ожидалось, кажутся угрожающими и вызывают неодобрение.
Толерантность как социальный феномен влияет на развитие общественного сознания, становление личности, межличностные отношения и социальный климат в мире (Л.Г. Асмолов, Г.В. Солдатов, М.С. Мириманов). Одним из стратегических направлений современной социальной политики нашего государства является развитие идеологии либерального открытого общества, одной из составляющих которой является формирование толерантных установок сознания.
Понятие толерантности неоднозначно и многообразно. Это понятие, происходящее от латинского "tolerantia", активно использовалось во времена
В эпоху Возрождения, когда это считалось в основном религиозной терпимостью, а позже стало называться уважением к человеку в целом, к чужому мнению, к иностранным обычаям, и со временем стало частью всех европейских языков. В каждой культуре есть свои определения толерантности, которые во многом схожи, но имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из определений толерантности на ведущих языках мира: толерантность. быть \tolerance; - готовность быть терпимым, снисходительным; - готовность быть терпимым, снисходительным;) - быть терпимым, допускать существование различных мнений без дискриминации; толерантность (фр.) - вера в то, что другие могут думать и действовать не так, как мы; толерантность - это способность принимать другие идеи или мнения, которые отличаются от наших собственных; Куан Ронг (китайское) - принимать других такими, какие они есть, и быть щедрым по отношению к другим; Тасамуль (арабское) - выдержка, милосердие, всепрощение, способность принимать других такими, какие они есть, и прощать; толерантность - это способность терпеть (выносить, упорствовать, мириться с чем-то), принимать/признавать чье-то существование, мириться, примиряюще относиться к кому-то/чему-то, быть снисходительным к чему-то/кому-то.
Как мы видим, каждое из определений имеет свои культурные особенности. Итак, английский - это выдержка, китайский - великодушие, русский - умение терпеть.
Итак, толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных условиях должна быть изначальной основой взаимопонимания и солидарности, а не проявлением долготерпения и страданий.
Существует несколько форм толерантности: вербальная, поведенческая, бытовая, тендерная, физиологическая, маргинальная, возрастная, религиозная, имущественная, политическая, этническая, образовательная, расовая, географическая, сексуальная ориентация и т.д. В связи с этим этническую толерантность можно рассматривать как один из ее видов в ряду других. Этническая толерантность предполагает акт нравственного самоопределения этнических групп по отношению к окружающей среде и самим себе, к своей этнической идентичности; Это служит необходимой основой для существования этнического многообразия и предполагает решение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу и равенству.
Однако термин "интернационализм" существует в нашей стране уже давно. В этом контексте возникает вопрос о различиях и формах корреляции между толерантностью и интернационализмом, поскольку если раньше чувство интернационализма культивировалось (в значительной степени идеологизировалось), то теперь в многонациональном обществе существуют требования толерантности и солидарности.
Термин "интернационализм" был предложен английским философом Дж. Р. Р. Толкиеном в 1780 году. От Бентама. Принято различать три формы интернационализма: буржуазный, демократический и пролетарский, хотя последний в настоящее время переживает кризис. Вне идеологизированных социальных классовых рамок интернационализм понимается как международная солидарность людей разных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия и взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий.
На данный момент интернационализм часто рассматривается только как проявление денационализации и воспринимается как средство нивелирования этнических различий. Таким образом, хотя и интернационализм, и толерантность направлены на достижение универсальных целей, различия между этими категориями, вероятно, все еще существуют. Толерантность в первую очередь ориентирована на взаимное уважение граждан, сохранение этнического и культурного разнообразия. Он служит приемлемой основой для разрешения социальных и межэтнических конфликтов, снижения напряженности и взаимного уважения интересов и ценностей всех этнических групп. Кроме того, терпимость в поиске путей примирения и умиротворения предполагает готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в тех областях, где затрагиваются интересы различных групп и сторон. В то же время интернационализм действительно является аналогом понятия "солидарность", определяемого как готовность решать проблемы коллективно или автономно для достижения общей цели. Другими словами, интернационализм подразумевает высокий уровень толерантности и доверия, позицию более активного взаимодействия и межэтнической интеграции, в которой нет места самоограничению в любой форме. Второе отличие состоит в том, что роль этнического фактора в этой парадигме играет отнюдь не самую важную, а второстепенную роль. Итак, если этническая толерантность направлена на сохранение этнического разнообразия на основе принципов толерантности, то интернационализм провозглашает прежде всего достижение международной солидарности в различных формах, приоритет единства перед разнообразием. Конечно, взгляды на соотношение между "интернационализмом", "толерантностью" и "солидарностью" зависят от того, как представлены эти категории. Если рассматривать этническую толерантность как совокупность установок, то в ее структуре можно выделить следующие компоненты:
1) когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей независимо от их этнической принадлежности);
2) эмоциональный (отношение к другим этническим группам);
3) Поведение (конкретные акты толерантных/нетерпимых реакций, выражающиеся в желании общаться/дистанцироваться/демонстрировать агрессию по отношению к представителям других этнических групп).
Анализ терминов "толерантность" и "этническая толерантность" позволяет сделать вывод, что эти термины имеют ряд общих и различных характеристик. Особенность термина "этническая толерантность" заключается в том, что, с одной стороны, он понимается как разновидность толерантности, основанная на принятии "другого" в силу принадлежности к другой этнической группе. Во-вторых, толерантность можно рассматривать как личностную черту, характеризующую целый ряд личностных проявлений, в то время как этническая толерантность понимается как совокупность отношения к другим этническим группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной чертой, и этническую толерантность / нетерпимость, вызванную как внутренними, так и внешними факторами, легче изменить. Развитие личности, формирование этнокультурной компетентности и переживание позитивных межэтнических контактов способствуют формированию этнической толерантности.
Сохранение цивилизационного и национального многообразия, уникальности культур и народов - важная составляющая модернизации образования. Мы видим, что в современной России интерес к культуре народов, безопасности нации, страны, семьи и каждого человека растет с каждым днем. Наше общество делает новый акцент на концепции толерантности на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе в межэтнических отношениях и взаимодействиях, основываясь на богатом многовековом опыте совместного проживания разных народов.
Эта проблема изучалась такими учеными-психологами, как Л.С.Выготский, В.А.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн. В своем исследовании они предполагают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования межэтнической толерантности. Ученые рекомендуют включать в образовательный процесс в этом возрасте мероприятия, влияющие на формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде и закладывающие основу для культурного развития, сохраняющего культурную идентичность [1].
Воспитание толерантности в школе у младших школьников не может и не должно быть эпизодическим. Это обязательно целенаправленный, системно организованный и планомерный процесс.
В школе дети общаются с более чем 20 детьми, которые принадлежат к разным микросоциумам, имеют разный жизненный опыт и еще не знают, как правильно взаимодействовать с другими людьми. Поэтому учитель, который является примером толерантного поведения, должен создавать благоприятную, дружественную обстановку, способствующую гармонизации отношений, сплоченности и сотрудничеству на уроке.
В таких условиях у ребенка будут развиваться такие качества и навыки, как терпение, доверие, уважение к окружающим, эмпатия, умение мирно разрешать конфликты и прислушиваться к другим [16].
Конечно, в воспитании толерантности мы не должны забывать, какую важную роль будет играть семья. Атмосфера в семье, поведение родителей и других родственников напрямую влияют на формирование толерантной личности, поэтому работу с семьями учащихся нельзя игнорировать. Для этого могут проводиться родительские собрания и уроки, совместные выставки, семейные праздники и мастер-классы. Взаимодействие между родителями, детьми и учителями должно основываться на взаимном уважении, поддержке, доверии и помощи друг другу.
Основными направлениями формирования толерантности у детей младшего возраста являются [26]:
- знакомство с принципом уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
- понимание уникальности каждого человека, уважение различий между людьми.;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений // Сб. науч. – метод. ст. М.: 2003. С. 85-92.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во: «Пресс», 1996. С. 96-99.
3. Андронова И.С. Технология развития толерантности младших школьников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора. Изд-во «Ишим», 2019. С. 28-30
4. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. М.: Изд-во «МГУ» 2016. С. 8-12
5. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-samorealizatsii-lichnosti (Дата обращения 21.02.2021)
6. Ахметжанова Г.В. Организация и проведение научных исследований в профессионально-педагогической деятельности. Электрон. учеб. – метод. пособие. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2015. 40 с.
7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Педагогический аспект. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 60 с.
8. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. Братск: ГИМНЦ, 2010. 97 с.
9. Бардиер. Г.А, Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. Спб.: Изд-во «Речь», 2016. 197 с.
10. Белкин А.И. Почему мы такие? // Психологические этюды. М.: Внешторгиздат, 1993. 186 с.
11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. Спб.: Издво «Питер», 2015. С. 13-21
12. Братченко Л.М. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск.: Изд-во «Версо», 2017. С. 104-117
13. Ванеева Л.И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей младшего школьного возраста // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов VIII Междунар. науч. – прак. конф. Чебоксары.: Изд-во «Редкол», 2019, С. 71-73
14. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. Чита.: Изд-во «Новое образование», 2012. N 6. С. 12-16
15. Выготский Л.С. Педология юношеского возраста. Особенности поведения подростка. М.: Изд-во «БЗО» при 2-ом МГУ, 2017. 106 с.
16. Гаврилова Т.Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Диалог культур и толерантность общения. Горно-Алтайск.: Изд-во: «Алтын Туу», 2017. С. 171-177
17. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. М.: Изд-во «Дрофа». 2016. С. 41-44
18. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]: URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (Дата обращения 21.01.2021)
19. Ермолина В.В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимодействий у старших дошкольников. Издво «Смальта», 2017. N 3. С. 23-26
20. Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Изд-во «Праксис», 2007. 288 с.
21. История педагогических взглядов и образования: Под ред. А.И. Пискунова. М.: Изд-во «Владос», 2001. 221 с.
22. Кислицин А.И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2013. №4(26). С. 105-107
23. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Изд-во «Академический проект», 2015. С. 154-183
24. Кожухарь Г.Г. Межличностная толерантность студентов – психологов. М.: Изд-во «ЛАП Ламберт», 2020. 132 с.
25. Кутьев О.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Изд-во: «Дрофа», 1993. 234 с
26. Лакиз К.С, Гакаме Ю.Д. Проблема формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании // Научно - методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т.37. С. 276-280
27. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. М.: Изд-во: «Владос», 1997. №11. С. 46-54
28. Леонтьев А.А. Деятельностный ум // Толерантность как средство образования. М.: Изд-во «Дрофа», 2015. 144 с.
29. Локк Дж. О веротерпимости. М.: Изд-во «Просвещение», 1994. 22 с
30. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. М.: Изд-во «Ленанд», 2015. 408 с.