Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что для общества важно соблюдение законов, а также прав и свобод человека и гражданина. Именно от соблюдения законов, прав и свобод человека и гражданина зависит то, насколько правовым будет государство, насколько комфортной будет жизнь граждан. Чтобы законы не нарушались, а также, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, осуществляют деятельность органы прокуратуры. Актуальным является изучение прокурорского надзора в сфере деятельности органов исполнительной власти, чтобы понять, какие нарушения могут допускаться со стороны органов исполнительной власти, а также какие меры прокурорского реагирования существуют.
Объектом исследования является прокурорский надзор.
Предметом исследования является прокурорский надзор как способ обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Целью исследования является изучение прокурорского надзора как способа обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти цели.
Для достижения цели исследования поставлены задачи:
1. изучить исторический аспект прокурорского надзора в Российской Федерации;
2. проанализировать правовой статус прокурора в Российской Федерации;
3. изучить понятие и особенности прокурорского надзора в сфере исполнительной власти;
4. рассмотреть предмет и пределы прокурорского надзора в сфере исполнительной власти;
5. изучить надзор за законностью актов органов исполнительной власти;
6. рассмотреть прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Базой исследования являются нормативно-правовые акты, а также учебная и научная литература.
Методами исследования является метод анализа литературы и нормативно-правовых актов по рассматриваемой теме. Используется метод историко-нормативного анализа научной литературы. При написании работы применяется метод обобщения, метод конкретизации, метод сравнения. В качестве обработки данных используется метод качественного описания.
Структуру курсовой работы составляет две главы. В первой главе два параграфа, во второй главе также два параграфа. Каждый параграф посвящен решению соответствующей задачи курсовой работы. Также структуру работы составляет титульный лист, введение, заключение и список использованных источников.
Изучение прокурорского надзора как способа законности в сфере деятельности органов исполнительной власти невозможно начать без обращения к истории зарождения и развития прокурорского надзора. Рассмотрим исторические аспекты прокурорского надзора в Российской Федерации.
ХАРАКТЕРИСИТКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Исторический аспект прокурорского надзора в Российской Федерации
Прокуратура в России появилась при Петре I. Петр I проводил различные реформы, и именно он является основателем прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законности. В конце XVII и начале XVIII веков в российском обществе наблюдалось большое количество должностных злоупотреблений, в те годы было распространено взяточничество. В обществе процветало неисполнение государственными органами царских указов, процветали поборы, поэтому на государственном уровне было решения бороться с данными негативными явлениями в обществе.
В 1714 году был издан указ «О фискалах», фискалы являлись предшественниками прокуратуры, которые выполняли прокурорские функции. В 1711 году был создан Сенат, при Сенате была закреплена должность Обер-фискала. Фискалы боролись с казнокрадством, также они осуществляли надзор за исполнением указов. Следует отметить, что фискальная служба была тайной, помимо городов фискалы учреждались и в провинции.
В 1715 году государством была введена должность генерал-ревизора, который осуществляла функции по надзору за исполнением указов Сената. В Сенате дежурили гвардейские офицеры, которые осуществляли надзор за порядком и законностью, доносили царю о злоупотреблениях со стороны Сената.
В 1722 году появился институт прокуратуры. Петром I был издан указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах». Главной целью явилось недопущение казнокрадства, а также борьба с казнокрадством, борьба с бумажной волокитой в государственных делах. Прокурорский надзор представлял собой институт, который осуществлял контроль деятельности государственного аппарата. Используемые прокурорами средства носили надзорный характер.
При Екатерине I государственная власть находилась в руках аристократов, в те годы снижается важность прокурорского надзора для государства. Было ограничено полномочие Сената, в некоторых сферах общественной деятельности возродилась фискальная служба.
Вновь восстановлен статус прокуратуры в России был при императрице Анне Иоанновне. В 1733 году в России была введена должность губернского прокурора. Губернский прокурор обладал правом опротестовывать незаконные действия судов, а также местных властей. О своей деятельности губернский прокурор докладывал генерал-прокурору.
В 1740 году в России издается Указ об утверждении должностей обер-прокуроров, таким образом, упразднялась должность генерал-прокурора.
При Елизавете Петровне были попытки воссоздать прокуратуру, но проблемой являлось отсутствие кадров органов прокуратуры.
Во времена правления Екатерины II роль прокуратуры стала возрастать. В те годы задачами прокуратуры являлась защита государства, а также справедливости. В 1775 году в «Учреждении для управления губерний Российской империи» была предусмотрена Лекция «О прокурорской и стряпческой должности». Данный документ наделял прокуроров полномочиями по общему надзору, а также судебному надзору. Прокуроры наделялись возможностью осуществлять надзор за местами лишения свободы. При Екатерине II главными задачами прокуратуры являлось осуществление надзора за соблюдением законов в государстве, надзор за деятельностью присутственных мест. Также прокуроры осуществляли судебный надзор, охрану интересов государства и защиту прав граждан. Прокуроры осуществляли надзор за местами лишения свободы, а также соблюдением прав заключенных под стражу.
При Павле I сохранилось большое значение органов прокуратуры для государства, но в те годы был сокращен штат прокурорских работников. В тот период должность генерал-прокурора включала в себя одновременно должность министра юстиции, министра внутренних дел и министра финансов.
Александр I усиливает деятельность органов прокуратуры. В те годы был принят Циркулярный ордер, который расширил полномочия губернских прокуроров.
Церкулярным ордером на прокуроров был наложен надзор за следствием как определенная контрольная сфера. При надзоре за ведением гражданских дел, основное внимание прокурорских работников сосредотачивалось на пресечении волокиты, а также на соблюдении правил подсудности.
В 1917 году был упразднен институт прокурорского надзора. Надзор за соблюдением законом осуществляли иные государственные органы. Так, Всесоюзный центральный исполнительный комитет осуществлял надзор за применением декретов на территории государства. Советы Народных Комиссаров осуществляли надзор за деятельностью страховых предприятий, а также учреждений. Народные комиссариаты осуществляли общий надзор, а Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров была наделена правоохранительной функцией.
В мае 1922 года было принято Положение о прокурорском надзоре, была закреплена независимость прокуроров от органов местной власти. В 1923 году была образована Прокуратура Верховного Суда, которая была наделена широкими полномочиями. Конституцией СССР 1936 года впервые были закреплены основы прокурорского надзора на государственном уровне. В те годы для органов прокуратуры были неприемлемые условия надзорной деятельности за расследованием политических дел.
В мае 1955 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, который утверждал «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Положение обязывало Генерального прокурора осуществлять надзор за исполнением законов различными государственными ведомствами и министерствами.
В 1991 году был принят Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I (ред. от 30.09.2024) «О Прокуратуре Российской Федерации» [6].
Таким образом, прокурорский надзор возник еще в царской России. В разные исторические периоды роль прокурорского надзора на государственном уровне либо увеличивалась, либо уменьшалась, на что оказывало влияние окружения того либо иного царя. В советский период деятельность органов прокуратуры сводилась к надзору за соблюдением директив государства на всей территории страны.
В настоящее время деятельность органов прокуратуры важна для государства, перейдем к изучению правового статуса прокурора в Российской Федерации в современном обществе.
1.2. Правовой статус прокурора в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [1] в ст. 129 закрепляет нормы, которые регулируют правовой статус прокуратуры Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную федеральную сеть государственных органов. Основной целью данных органов является надзор за соблюдением Конституции, а также за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод.
Законодательством закреплено требование о гражданстве, которое предъявляется к прокурорам. Прокурором может быть гражданин Российской Федерации, который не имеет гражданства другого государства. Также прокурор не должен иметь вида на жительства либо другого документа, который подтверждает право гражданину Российской Федерации постоянно проживать на территории другого государства.
Согласно законодательству, прокуроры не имеют права иметь вклады и счета в иностранных банках. Также прокуроры не имеют права хранить в иностранных банках наличные денежные средства, а также ценности.
Генеральный прокурор Российской Федерации, а также заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, перед назначением осуществляется консультация с Советом Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации и прокуроры специализированных прокуратур, которые приравнены к прокурорам субъектов Российской Федерации, также после консультации с Советом Федерации назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Иные прокуроры могут быть назначены на должность, а также быть освобожденными от должности Президентом Российской Федерации. Для этого такой порядок назначения и освобождения от должности должен быть предусмотрен федеральным законом.
Прокуроры городов и районов назначаются, а также освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
При осуществлении надзорной деятельности в сфере исполнительной власти прокуроры наделены рядом полномочий.
Так, прокуроры обладают правом заходить на территорию предприятий, учреждений и организаций и в помещения. В данном случае прокурор обязан предъявить служебное удостоверение. Кроме того, учреждение, предприятие либо организация должны законодательно относиться к числу поднадзорных органам прокуратуры объектам.
Прокурор обладает свободным допуском к материалам и документам, в том числе к тем материалам и документам, которые связаны с государственной тайной.
Прокуроры наделены полномочиями истребовать для проверки различные приказы, распоряжения и другие нормативные правовые акты, которые издаются органами исполнительной власти. Также прокуроры имеют право получать от государственных органов информацию о состоянии законности, о принимаемых органами исполнительной власти мерах по обеспечению законности.
Прокуроры наделены полномочиями требовать от должностных лиц органов исполнительной власти документы, статистические данные и сведения. Прокуроры наделены правом проверять законность и обоснованность административного задержания граждан.
К полномочиям прокуроров в сфере исполнительной власти следует относить возможность вызывать должностных лиц и требовать от них объяснений.
Прокуроры наделены правом обращаться в суд за защитой охраняемых законом прав граждан. Если прокурор выявил несоответствие издаваемого исполнительным органом акта законодательству, то прокурор наделен правом приносить протест.
Прокуроры вносят представления в органы местного самоуправления и государственные органы о нарушении закона. Также прокуроры наделены правом выносить предупреждения о недопущении нарушений законодательства.
При осуществлении деятельности, прокуроры обладают правом привлекать специалистов из различных областей для проведения прокурорских проверок. Требования прокуроров о предоставлении документов, о явке в органы прокуратуры и о даче показаний обязательны для органов исполнительной власти. Экспертизы, а также проверки должны осуществляться в установленный органами прокуратуры срок, при этом обязательным является извещение прокурора о результатах.
Таким образом, следует сделать вывод, что статусу прокурора законодательство придает большое значения. Требования к прокурорам четко закреплены в законодательных актах. При осуществлении своих полномочий прокуроры должны действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, не злоупотреблять полномочиями. Чтобы надзор осуществлялся эффективно и с соблюдением сроков, законодательство обязывает лиц, к которым прокуроры обращаются с соответствующими требованиями
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 273. 25.12.1993.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст.3012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст.4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. I), ст.1.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч.1), ст.4921.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 366.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.01.2025) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
8. Федеральном законе от 07.02.2011№3-ФЗ (ред. от 01.03.2025) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
Литература
9. Дорошенко О.М. Административное право: учебник для вузов. – Москва: Издательство Лань, 2024. 168 с.
10. Глебов В.Г. Прокурорский надзор: учебное пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления, 2021. 90 с.
11. Попова Н.Ф. Административное право: учебник для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. 325 с.
12. Стахов, А.И. Административное право России: учебник для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. 646 с.
13. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник. – Москва: Юридическое издательство Норма, 2025. 480 с.
Материалы судебной практики
14. Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2025 г. № 21АП-6922/24 по делу № А83-10444/2024// Документ опубликован не был.