Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
События Четвёртого крестового похода (1198–1204), которые привели к падению Византийской империи и способствовали возникновению на её территории Латинской империи и нескольких независимых греческих государств (Никейской империи, Трапезундской империи и Эпирского царства), являются важной вехой в истории средневековой Европы.
Не случайно историки разных стран на протяжении многих веков внимательно изучают перипетии этого похода и его последствия. В 2020 году, когда отмечалась 800-летняя годовщина похода, католическая церковь публично извинилась перед православной церковью за действия крестоносцев в 1204 году, что вызвало новый всплеск научных дискуссий о событиях далёкого прошлого.
Фундамент научного анализа истории крестовых походов был заложен историками Франции, Германии и Англии во второй половине XIX — начале XX века. После окончания Второй мировой войны исследование истории крестовых походов продолжилось с новой силой, к работе присоединились и российские специалисты.
В XIX–XX веках в России было написано множество исторических работ, посвящённых различным аспектам, которые повлияли на ход и исход крестового похода 1198–1204 годов. Однако обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.
К настоящему времени назрела необходимость проанализировать процесс накопления научных знаний об истории крестоносной экспансии на Восток в целом и о событиях 1198–1204 годов в частности. Это позволит разобраться в многообразии научной литературы, понять, какие вопросы в рамках этой темы были поставлены и решены отечественными авторами, какие поставлены, но не решены по тем или иным причинам, а какие не рассматривались вовсе.
Еще в конце XIX в. появилась статья П. Митрофанова «Изменение в направлении Четвертого крестового похода» [8]. Правда, посвящена она была научным дискуссиям в кругу западноевропейских историков. Второй попыткой обращения к историографической проблематике явился очерк, предпосланный изложению событий 1198 - 1204 гг. в книге выдающегося русского византиниста Ф. И. Успенского «История крестовых походов» [15]. Дальнейшее развитие процесс изучения историографии (зарубежной и отечественной) похода 1198 -1204 гг. получил только с середины 1950-х гг. в работах М. А. Заборова [5]. В его трудах главный упор делался на выявлении отношения историка к крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток.
Отметим, что изучение истории Четвёртого крестового похода в нашей стране в течение долгого времени преимущественно велось византинистами и осуществлялось именно в рамках написания истории Византии. Именно поэтому мы сознательно обращаемся к тем трудам Ф. И. Успенского [16]. В. Удальцовой [14], Г. JI. Курбатова [7], в которых оцениваются результаты, подводятся промежуточные итоги изучения византийской истории в XIX - первой половине XX А вв. В отдельных трудах особое внимание акцентируется на том вкладе, который внесли в византиноведение петербургские историки XIX в.
Объектом исследования: свидетельства современников о событиях четвертого крестового похода.
Предмет исследования: четвертый крестовый поход.
Целью работы является анализ и изучение четвёртого крестового похода по описаниям современников.
Задачи:
1. Рассмотреть исторический контекст Четвертого крестового похода
2. Рассмотреть мнения современники о Четвертом крестовом походе
3. Проанализировать последствия Четвертого крестового похода
В введении мы обосновываем значимость и актуальность выбранной темы. Также формулируем цель и задачи исследования, определяем объект и предмет. В первом разделе мы рассмотрели исторические события Четвёртого крестового похода: его причины, ход и участников. Во второй части работы мы изучили и проанализировали взгляды современников, ключевые исторические источники и точки зрения учёных. В третьей главе мы рассмотрели результаты Четвёртого крестового похода, изменения на политической карте, а также его влияние на культуру и религию.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА
1.1 Положение Европы на рубеже XII-XIII веков
В середине XII века противостояние между папами и императорами обострилось и приобрело новые формы. В борьбу вступили независимые города-республики Северной Италии, в частности, Милан и Флоренция.
Фридрих I Барбаросса (1152–1190) в своей борьбе с Римом заручился поддержкой городов, а также князей Германии, которые видели в папе более слабого и менее влиятельного правителя. В то же время большинство итальянских князей поддержали императора, стремясь освободиться от папского влияния и обрести полную независимость.
Раскол между сторонниками папства (гвельфами) и сторонниками императора (гибеллинами) продолжался более столетия, вплоть до 1250 года, когда умер Фридрих II Штауфен (1212–1250), внук Барбароссы.
Императоры не смогли одержать победу в борьбе с папами. Они не смогли привлечь на свою сторону сильные города. Если бы им это удалось, они потеряли бы поддержку князей, которые ненавидели своевольных горожан, а именно князья и их феодальные войска составляли основу имперской армии.
В 1162 году Фридрих I разрушил Милан. Однако город вскоре восстановился и создал союз взаимопомощи с восемнадцатью городами Северной Италии — Ломбардскую лигу. В 1176 году их объединённые силы нанесли поражение армии Барбароссы у города Леньяно.
Став врагом независимых итальянских городов, Барбаросса не поддержал и германских горожан в их борьбе за независимость против князей. В отличие от королей Франции, которые поддерживали городские коммуны и использовали их для усмирения графов и герцогов, император не стал поддерживать германские города. В результате власть короля во Франции укрепилась, в то время как власть императора в Германии оставалась слабой.
Не имея поддержки в Германии, Фридрих II, внук Барбароссы, рассчитывал на помощь своих владений в Южной Италии и Сицилии, где со времён мусульманского владычества проживало много арабов. Эти земли были хорошо организованы, здесь были постоянные налоги, а король обладал неограниченной властью. Поэтому Фридрих II чувствовал себя здесь абсолютным монархом.
Получив поддержку от Южной Италии и сформировав свою гвардию из мусульман, талантливый император тридцать лет сражался с папами за создание новой «абсолютной» империи. Однако он проиграл эту борьбу, так как не мог опереться на поддержку единого народа, как это делали короли Англии и Франции, а был вынужден полагаться только на наёмников.
После смерти Фридриха II ни один император не пытался подчинить себе католическую церковь.
Также после смерти Иннокентия III, одного из самых выдающихся пап (1198–1216), исчезла давняя надежда католического духовенства объединить Европу вокруг папского престола. Папа римский также не мог опереться на поддержку единого народа — ни в Италии, где формировался новый итальянский народ в городских коммунах Севера, ни в других странах Европы. Европейские народы неодобрительно относились к конфликту между папами и императорами, предпочитая находить общий язык со своими королями и помогать им сдерживать крупных и мелких феодалов. Этот процесс особенно быстро развивался в Англии и Франции, но Англия старалась держаться в стороне от конфликтов на континенте, а Франция с XIII века всё активнее вмешивалась в общеевропейские дела.
В начале XIII века король Филипп II Август (1180–1223) не уступал папе Иннокентию III во многих спорах, и французские церковники поддерживали своего короля. Однако к середине века король Луи IX Святой (1226–1270) приобрёл больший духовный авторитет среди европейских правителей, чем папы, которые были заняты борьбой с Фридрихом II. А в конце XIII века король Филипп IV Красивый (1285–1314) стал ещё сильнее, чем папы, и когда папа Бонифаций VIII попытался отлучить Филиппа IV от церкви, в 1303 году король отправил в Италию отряд диверсантов, которые арестовали папу.
После смерти Бонифация VIII Филипп IV добился от кардиналов избрания нового папы по своему выбору — француза Климента V. Новый папа перенёс свою резиденцию из Рима в Авиньон, город, расположенный на границе с Францией, но на территории империи. С этого момента можно говорить о Западной Европе как о «содружестве независимых королевств», где папу и императора Священной Римской империи германской нации (будущую Германию) стали почитать наравне с королём или герцогом.
В X–XI веках в Европе активно развивался феодализм: крестьяне постепенно становились зависимыми от землевладельцев, строились монастыри и каменные церкви, возводились замки, процветали ремёсла и торговля, росли города.
К середине XI века жители Нормандии — потомки викингов, принявшие христианство и усвоившие французский язык — стали частью французского общества. Они не уступали в развитии коренным французам и превосходили жителей Англии — англосаксов.
Власть герцога Нормандии над своими вассалами была сильнее, чем власть королей Франции и Англии.
В 1066 году герцог Вильгельм, выбрав подходящий момент, высадился с войском на юге Англии и победил английского короля Гарольда Саксонца. Нормандцы разделили английские земли между собой, а Вильгельм стал королём Англии — Вильгельмом Завоевателем (1066–1087). Он установил в Англии такую же сильную власть, как в Нормандии. Англосаксы потеряли половину своих земель и стали в своей стране людьми второго сорта. Этот раскол общества на две части, говорящие на разных языках и неравноправные, продолжался в Англии около полутора столетий.
Франция в X веке была разделена на несколько феодальных княжеств. Жители Бретани на западе, Бургундии на востоке, Аквитании на юго-западе и Прованса на юго-востоке говорили на разных языках и мало знали друг о друге. Торговые связи между ними были слабыми.
Словом, «Франция» называли тогда небольшую область вокруг Парижа. Её правители — Капетинги, потомки Гуго Капета, в конце X века стали называть себя королями. Однако многие вассалы «парижского короля» были богаче и сильнее, чем их сеньор. Король заключил союз с церковью и объявил себя верховным судьёй Франции. Любой вассал, обиженный своим сеньором, мог обратиться к верховному судье, решение которого поддерживалось авторитетом церкви.
Так король Франции, не имея большой военной силы, мог стравливать крупных феодалов между собой, и поэтому они предпочитали не ссориться с ним, хотя не всегда подчинялись ему.
Когда начались крестовые походы, многие феодалы, отправляясь на Восток, оставляли свои земли на попечение церкви и короля. В результате Франция потеряла часть своего воинственного рыцарства, а власть короля укрепилась.
Король Людовик VI Толстый (1108–1137) и его министр аббат Сугер начали подчинять ослабевших феодалов. Этот процесс длился около двухсот лет, и только в 1300 году король Филипп IV Красивый (1285–1314) добился от всех феодалов Франции такого же послушания, какое было в Англии с 1066 года.
Жители Англии не принимали участия в первых двух крестовых походах, поскольку были заняты внутренними проблемами. Между нормандцами-победителями и англосаксами-побежденными царили ненависть и страх. Только благодаря власти монарха удалось избежать гражданской войны, поэтому Англия в то время была самым сильным королевством в Европе.
К концу XII века между англо-норманнами и англосаксами установилось взаимопонимание. В это время король Ричард I Львиное Сердце (1189–1199) возглавил армию в Третьем крестовом походе. Оказалось, что конные рыцари-нормандцы и пешие лучники-англосаксы могут эффективно сражаться вместе. Такого взаимодействия не было в других европейских войсках, и англичане впервые почувствовали себя единым народом.
После смерти Ричарда I к власти пришел его брат Джон Безземельный (1199–1216). Он был жестоким и неудачливым правителем. Джон поссорился с папой римским Иннокентием III, притеснял англосаксонских общинников и не считался с интересами англо-нормандской знати. Англичане ненавидели Джона и не поддерживали его.
Когда французский король Филипп II Август (1180–1223) напал на Нормандию, владения были потеряны, Франция усилилась, а Джон Безземельный был свергнут восставшим народом.
Восставшие, во главе которых стояли кардинал Стефан Лэнгтон и рыцарь Уильям Маршал, составили Великую хартию вольностей (1215 год) — первую английскую конституцию, в которой были зафиксированы права и обязанности короля и свободных людей (землевладельцев) без различия между нормандцами и англосаксами. С этого момента можно говорить о формировании единого английского народа, хотя знать, и простолюдины еще двести лет говорили на разных языках — французском и англосаксонском (близком к немецкому), а писали обычно на латыни.
При решении государственных вопросов король Англии консультировался с представителями церкви, высшей знати и крупных торговых городов. Это собрание получило название парламента (от французского глагола parler — говорить); оно давало королю советы, но решения король принимал самостоятельно.
В 1258 году англичане снова восстали против короля Генриха III, так как его министры и придворные растрачивали казну. Вождь восставших — граф Симон де Монфор — в 1265 году созвал парламент, в который вошли выборные горожане, рыцари и священники из разных областей Англии. Было решено, что король должен созывать парламент по любому важному вопросу и назначать своих советников только с его одобрения.