Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе. (1, с.76)
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольных организаций, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематическою обучения выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития. (2, с.163)
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.
Реализация стратегических направлений развития дошкольного и начального школьного образования - гуманизации, демократизации, опережающего характера образования, ориентации на непрерывность образовательного звена. Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке ребенка, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
Актуальность и интерес к проблеме определили выбор темы дипломной работы: «Особенность подготовки детей с ЗПР к обучению в школе».
ПРОБЛЕМА исследования: каковы возможности подготовки старших дошкольников с ЗПР к обучению в школе?
ЦЕЛЬ исследования - разработка конспектов мероприятий по подготовке детей с ЗПР к обучению в школе.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по подготовке старших дошкольников к обучению в школе на современном этапе.
2. Раскрыть особенности развития дошкольников с ЗПР.
3. Определить особенности подготовки старших дошкольников с ЗПР к обучению в школе.
4. Оценить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. Разработать мероприятия по подготовке детей с ЗПР к обучению в школе, частично апробировать мероприятия на практике.
6. Составить выводы и рекомендации педагогам по подготовке детей с ЗПР к обучению в школе
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс подготовки детей к обучению в школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - особенности подготовки детей с ЗПР к школьному обучению.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение за детьми, беседы с воспитателем группы и узкими специалистами, качественный анализ полученных результатов.
Методологическую базу исследуемой проблемой составили труды Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Л.М. Фридмана, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцовой, В.М. Лизинского, А.М. Бородич, Р.С. Буре, В.А. др..
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по подготовке старших дошкольников к обучению в школе на современном этапе
Одним из ключевых моментов при переходе на новый уровень образования является психологическая подготовленность ребёнка к учебному процессу. Начало школьной жизни знаменует собой завершение дошкольного периода. Результативность всей системы образования напрямую зависит от уровня дошкольного образования, выступающего основой обучения и воспитания, от его качественной работы. Факторы, обуславливающие неготовность ребенка к школьному обучению, имеют сложную и многогранную природу, требующую комплексного подхода к их устранению.
Далее будут рассмотрены различные классификации готовности к школьному обучению, предложенные разными исследователями.
Е.А. Сорокоумова и М.Г. Курносова рассматривают психологическую готовность современных детей с учетом нескольких составляющих. (19, с.238):
- личностного компонента;
- интеллектуального компонента;
- эмоционально-волевого.
Современные дети, как подчеркивают авторы, заметно отличаются от предшествующих поколений. Эта разница обусловлена тем, что недостаток реального общения они восполняют в виртуальном пространстве, где также черпают необходимые сведения. Крайне важно, чтобы ребенок находился в благоприятной среде, в обществе, которое оказывает положительное влияние на его развитие. В связи с этим, упомянутые авторами аспекты психологической подготовленности не могут развиваться изолированно, а проявляются как целостные психические свойства лишь при комплексном подходе.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова "готовность к школе" рассматривается как многогранный концепт, включающий (16, с.245):
- интеллектуальная готовность;
- личностная готовность;
- уровень развития зрительно-моторной координации
По мнению О. Б. Тихомировой и Т. В. Наумовой, начало школьного обучения знаменует собой новый этап в жизни ребенка, требующий определенной степени подготовленности к учебной деятельности. Авторы выделяют три взаимосвязанных компонента готовности дошкольника к школе: интеллектуальное развитие, личностную зрелость и физическую подготовленность. (23, с.80).
А.С. Вахрушева, анализируя структуру психологической готовности, сосредотачивается на таких составляющих, как: - поведенческий (социально-психологический);
- мотивационный (волевой);
- интеллектуальный (когнитивный) (9, с.73).
В свою очередь, Н.И. Гуткина выделяет иные компоненты психологической готовности: мотивационную, волевую, интеллектуальную и речевую. Автор утверждает, что успешность обучения в школе напрямую зависит от наличия у будущего первоклассника необходимых качеств, которые должны быть сформированы к началу обучения и в дальнейшем развиваться (10, с.115).
С.В. Новикова рассматривает готовность дошкольника к школьному обучению как процесс принятия им новой социальной роли – роли ученика. Психологическая готовность ребенка к школе, по ее мнению, предполагает определенный уровень развития ключевых компонентов. (18, с.35):
- интеллектуальная готовность (развитие мыслительных процессов);
- речевая готовность (формирование правильного звукопроизношения);
- эмоционально-волевая готовность (формирование волевых качеств);
- личностная готовность (поведение и деятельность дошкольника к самому себе, к действительности и к окружающему миру).
Автор утверждает, что для успешной адаптации к школьной среде дети должны обладать психологической, физической и социальной зрелостью. Именно эти аспекты, по его мнению, играют ключевую роль в образовательном процессе. Важным элементом готовности к школе также является развитая речь, позволяющая первокласснику уверенно взаимодействовать как с преподавателями, так и со сверстниками.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что отечественные исследователи выделяют личностную, интеллектуальную, волевую, социальную, физическую, мотивационную и речевую готовность как основные составляющие подготовки ребенка к школе.
В данной работе мы будем придерживаться классификации Н. И. Гуткиной, акцентирующей внимание на мотивационной, волевой, интеллектуальной и речевой готовности как наиболее значимых компонентах психологической готовности к обучению в школе. По мнению Гуткиной, эти аспекты имеют первостепенное значение при подготовке детей к школьной жизни.
Далее мы подробно рассмотрим содержание этих компонентов. А. С. Вахрушева отмечает, что мотивационная готовность является одним из наиболее сложных элементов. Она указывает на недостаточный познавательный интерес у современных детей, которые предпочитают развлечения, такие как мультфильмы и компьютерные игры, что приводит к скуке на уроках и трудностям в обучении. (9, с.75)
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.06.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023). – Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2023. – URL: https:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.03.2025).
Стандарт:
2. Приказ министерства дошкольного образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России от 14 ноября 2013г. № 30384) Приложение государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Книги от одного автора
3. Аверин, В.А. Психология личности. - СПб: Питер, 2022. - 312 с.
4. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2023. – 150 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова. - М., 2022. - 140 с.
6. Бабинова, Н.В. Организация взаимодействия педагогапсихолога, дефектолога и логопеда в работе с неговорящими детьми раннего возраста/ Н.В. Бабинова. // Дошкольная педагогика.-2021.-№2.-С.39-44.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2020. - 642 с.
8. Гуткина, Н.И. Педагогическая психология / Н.И. Гуткина. - М.: Сфера, 2022. - 268 c.
9. Жубина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2020. - 158 c.
10. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 112 c.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «Март», 2022. – 448 с.
12. Колесникова, Г. И. Задержка психического развития(ЗПР)// Колесникова Г. И. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие/ Г.И. Колесникова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.- 239 с.
13. Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная педагогика. М., 2021. – 112 с.
14. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 20217 -173с.
15. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В и др.-М.: МГУ,2020. – 198 с.
Статьи из газет и журналов
16. Асильдерова, М. М. Проблема готовности ребенка к школьному обучению / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова, Р. Ш. Кадилаева // Инновационные подходы в решении проблем современного общества. – 2021. – № 5. - С. 64-70.
17. Быкова, Е. А. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития интеллектуальной готовности к школе / Е. А. Быкова // Личность, интеллект, метакогниции : исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. – Калуга, 2023. – С. 218-226.
18. Вахрушева, А. С. Проблемы психологической готовности к обучению в школе и пути их решения / А. С. Вахрушева // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2021. – № 2 (2). – С. 73-77.
19. Ежова, Т.Г. Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗРР[ задержкой речевого развития] / Т.Г. Ежова, А.М. Сибагатулина.- // Дошкольная педагогика.-2020.-№8.-С.32-33.
20. Кабакова, С. А. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению / С. А. Кабакова, А. Н. Ельцова // Единство и идентичность науки : проблемы и пути их решения : материалы научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 75-78.
21. Лавлинская, О. И. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе их подготовки к школьному обучению / О. И. Лавлинская // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3 (272). – С. 59-62.
22. Новикова, С. В. Психологические аспекты общения в деятельности учителя: программа научно-практического семинара / С. В. Новикова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. Москва. — 2022. — №4. — С. 35–62.
23. Сорокоумова, Е. А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению / Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – С. 238-257.
24. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2021. - № 9. - С. 58-61.
25. Тихомирова, О. Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О. Б. Тихомирова,Т. В. Наумова // Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2021. – № 1. – С. 80-83.
26. Шарипова, Н. Р. Психологическая готовность детей к школе / Н. Р. Шарипова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : материалы Международной научно-практической конференции. – Тверь. – 2020. – С. 118-121.
27. Антонюк В.И., Золотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы социально-психологического климата в советской социальной психологии. /Социально-психологический климат коллектива. М., Наука. 2020. с. - 5-25