Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Современный спорт, в частности полиатлон, требует от спортсменов не только высокой физической подготовки, но и применения эффективных тренировочных методик, способствующих оптимизации силовых показателей. Полиатлон, как многоборье, включает в себя различные виды физической активности, что делает его особенно требовательным к уровню физической подготовки атлетов. В этом контексте особое внимание следует уделить таким базовым упражнениям, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, или отжимания, которые являются важным элементом тренировки для развития силы верхней части тела. Однако, несмотря на значимость данного упражнения, в тренировочном процессе полиатлонисток часто наблюдается недостаточное внимание к методам его выполнения и оптимизации, что и стало основой для выбора темы данного исследования.
Актуальность работы заключается в необходимости разработки и внедрения новых подходов к тренировочному процессу, направленных на улучшение силовых показателей у молодых спортсменок в возрасте 18-20 лет. В последние годы наблюдается рост интереса к использованию специализированных тренажеров, которые могут значительно повысить эффективность тренировок, обеспечивая более безопасные и целенаправленные нагрузки. Однако, несмотря на наличие таких устройств, многие тренеры и спортсмены не всегда осознают их потенциал и возможности, что приводит к недостаточной эффективности тренировочного процесса. В связи с этим, данное исследование направлено на изучение методики выполнения отжиманий с использованием тренажеров, что позволит не только улучшить физические показатели спортсменок, но и повысить их безопасность во время тренировок.
Это послужило актуальностью выбора темы: «Развитие специальной выносливости у полиатлонистов с использованием дополнительного оборудование».
Цель исследования: заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании эффективности методики воспитания специальной выносливости полиатлонистов18-20 лет с применением специальных тренажерных устройств.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс полиатлонисток 18-20 лет.
Предмет исследования: средства и методы воспитания специальной выносливости полиатлонистов18-20 лет.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть тренировочной процесс полиатлонисток на этапе совершенствования и возрастные особенности полиатлонисток в возрасте 18-20 лет.
2. Изучить применение специальных тренажерных устройств, направленных на развитие специальной выносливости.
3. Выявить анализ уровня подготовленности спортсменов на основании протоколов соревнований.
4. Разработать методику, направленную на подготовку к упражнению «сгибание разгибание рук в упоре лежа» с применением специальных тренажерных устройств у полиатлонисток 18-20 лет.
Методы исследования: • анализ нормативных документов и литературных источников по проблеме исследования; • педагогическое наблюдение; • опрос и анкетирование испытуемых; • тестирование.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОЛИАТЛОНИСТОК 18-20 ЛЕГ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1.1. Тренировочной процесс полиатлонисток на этапе совершенствования
Полиатлон представляет собой один из сложнейших видов многоборий [1], особенность которого заключается в сочетании в одном соревновании разных, по проявлению физических качеств видов спорта - лыжных гонок или бега, силовую гимнастику (подтягивание на перекладине и отжимания на специализированной установке), а также стрельбу из пневматической винтовки, которая требует максимальной концентрации внимания и спокойствия для обеспечения точного прицеливания и дальнейшего выстрела. В институте физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) полиатлон является учебной дисциплиной. Для успешного обучения студентам перед теоретическим зачетом следует сдать практические нормативы по стрельбе, специальной гимнастике и бегу на длинную дистанцию.
Безусловно, ключевым фактором, определяющим успешность выступления в полиатлоне и сдачи нормативов, является физическая подготовленность полиатлониста [2]. В процессе подготовке спортсмена особенно важно учитывать особенности сбалансированного развития физической подготовленности в ходе тренировочного процесса, к которым относится сила и выносливость. Выполнение упражнений в обратном порядке негативно скажется на совершенствовании силы и стрельбы.
Выносливость спортсмена, занимающегося полиатлоном, определяется функциональными возможностями организма, который способен преодолевать длинную дистанцию за минимальный промежуток времени.
Развитие выносливости у полиатлонистов реализуется двумя методами. Первый метод включает в себя реализацию непрерывной физической работы. Второй метод, наоборот, требует от спортсмена прерывистой физической работы. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что второй метод работы - непрерывный используется как для развития общей выносливости, так и для развития специальной.
Интенсивность и продолжительность нагрузки при использовании непрерывного метода работы определяется задачами учебно -тренировочного процесса, в зависимости от направления: развитие физических качеств, поддержание физической работоспособности или же восстановление функциональных возможностей организма.
Особенностью развития выносливости у полиатлонистов является тренировочная скорость. То есть, чтобы достичь совершенствования выносливости, необходимо развитие тренировочной скорости в пределах 90-95% от максимальных скоростных возможностей, которая будет поддерживаться на протяжении 90% тренировочного процесса. То есть скорость спортсмена, занимающегося полиатлоном на протяжении всей тренировки должна практически достигать своего пика.
Для развития выносливости полиатлонистов необходимо использовать предельно допустимые возможности организма, при которых скорость выполнения работы будет превышать соревновательную скорость более чем на 20%, а дистанция будет варьироваться от 500 до 1500 метров.
Развитие выносливости у студентов происходит на основе принципа постепенности. Изначально рассчитывается дистанционная скорость необходимая для сдачи норматива. Затем полиатлонисты начинаю преодолевать дистанции от 500 метров в равномерном темпе, придерживаясь заданному времени и постепенно увеличивается дистанция до 3000 метров.
Тренировки проходят раз в неделю, что недостаточно для совершенствования выносливости.
Помимо выносливости, важную роль в успешности спортсмена, занимающегося полиатлоном, играют силовые качества спортсмена. В процессе тренировочной деятельности, для развития силовых качеств следует использовать общеразвивающие упражнения, которые позволяют сделать упор на совершенствование отстающих в специальной подготовке мышечных групп. С этой целью используют упражнения динамического характера с дополнительным отягощением или сопротивлением собственного веса. Тренировка мышечных групп с использование упражнение такого характера необходимо выполнять «до отказа» чередуя тем выполнения упражнений, при этом количество не может быть меньше 20-25 повторений.
Важно отметить, что интенсивность выполнения динамических упражнений постоянно видоизменяется, начиная от слабой интенсивности и заканчивая предельными возможностями спортсмена. Развитие силовых способностей особенно актуально, так как одно из состязаний направлено на оценку специальной подготовки студента, которая проверяется в ходе тестирования путем подтягиваний на высокой перекладине у мужчин и отжиманий на специализированной установке для женщин.
Применение специальных тренажерных устройств для развития специальной выносливости стало важным аспектом подготовки спортсменов в различных видах спорта. Силовая выносливость определяется как способность мышц выполнять физические нагрузки на протяжении длительного времени без значительного утомления. Это качество играет ключевую роль в большинстве спортивных дисциплин, поскольку оно позволяет атлетам поддерживать высокую интенсивность работы в течение продолжительных периодов.
Специальные тренажерные устройства, такие как функциональные тренажеры, эластичные ленты, силовые платформы и специальные гири, предназначены для тренировки как мышечной силы, так и выносливости. Эти тренажеры позволяют регулировать нагрузку и объем тренировочной программы, что важно для адаптации организма спортсмена к имеющимся требованиям.
Одним из наиболее популярных типов тренажеров являются универсальные силовые станции, которые позволяют выполнять множество упражнений, нацеленных на различные группы мышц. Они обеспечивают многообразие движений и помогают развивать как активную, так и стабилизирующую мускулатуру. Например, использование тренажера для жима с весом на грудь или тренажера для приседаний с возможностью настройки угла наклона помогает эффективно тренировать нижние и верхние конечности, что способствует развитию необходимой выносливости.
Кроме того, эластичные ленты и TRX-системы становятся все более популярными, так как они позволяют проводить тренировки в различных плоскостях, активируя стабилизаторы мышц. Такая функция важна для создания гармоничной нагрузки на тело, что делает тренировки более продуктивными и безопасными. Комбинирование различных методов, например, использование функционального тренинга с применением веса собственного тела и добавлением ухищрений с использованием штанг или гирь, позволяет добиться отличных результатов.
Помимо этого, использование кардиотренажеров, таких как велотренажеры, беговые дорожки или эллиптические тренажеры, также способствует развитию специальной выносливости. Эти устройства позволяют спортсменам заниматься аэробной активностью, что весьма важно для улучшения общей выносливости, однако при грамотно построенной тренировочной программе они также могут быть адаптированы для тренировки специальной выносливости за счет периодического увеличения рабочей нагрузки.
Психологический аспект также имеет значение: специальные тренажеры могут помочь спортсменам развить уверенность в своих силах и улучшить мотивацию за счет видимых результатов. Инструкторы могут задавать новые цели, адаптируя прогресс и повышая уровень сложности, что создает атмосферу постоянного роста и саморазвития.
Таким образом, применение специальных тренажерных устройств для развития специальной выносливости является эффективным подходом, который позволяет спортсменам достигать высоких результатов, улучшая физические способности и общую работоспособность. Эти технологии, в сочетании с грамотной методологией тренировок и психологической поддержкой, способствуют более полному раскрытию потенциала атлетов.
1.2. Возрастные особенности полиатлонисток в возрасте 18-20 лет
Возраст 18-20 лет является важным этапом в жизни спортивных атлетов, и особенно это касается полиатлонисток, занимающихся несколькими видами спорта. В этот период происходит множество физиологических, психологических и социальных изменений, которые влияют на их подготовку и выступления.
Во-первых, физиологически в этом возрасте происходит активное развитие организма. У девушек завершается процесс полового созревания, что может повлиять на их спортивную производительность. Например, гормональные изменения могут как улучшать выносливость и силу, так и вызывать колебания в настроении и общем состоянии здоровья. Важно учитывать, что в этот период может происходить формирование мышечной массы и улучшение координации движений, что является важным для успеха в полиатлоне, где требуется разносторонняя физическая подготовка[14].
Во-вторых, с психологической точки зрения, этот возраст характеризуется повышением уровня ответственности и самосознания. Полиатлонистки начинают осознавать свои цели и мотивы, стремятся к более серьезным достижениям в спорте. В это время особенно важна поддержка со стороны тренеров и окружающих, поскольку девушки могут столкнуться с повышенной тревожностью и стрессом из-за соревнований и конкуренции. Спортивная психология в этом возрасте играет ключевую роль: успешные атлеты могут использовать техники визуализации, самоубеждения и методы релаксации, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками.
Социальные аспекты также имеют значение. В возрасте 18-20 лет многие юные спортсменки принимают важные жизненные решения, такие как выбор направления в учебе или карьере. Для них может быть сложно совмещать учебу и тренировки, что иногда приводит к конфликтам между спортивными обязательствами и личной жизнью. В этом контексте развитие навыков тайм-менеджмента и планирования может помочь выделить время для тренировок и отдыха, а также для общения с друзьями и семьей, что является важным для формирования устойчивой социальной поддерживающей среды.
Важно отметить и влияние внешних факторов, таких как возможность участия в соревнованиях различного уровня, доступ к качественным тренерам и спортивной инфраструктуре. На этом этапе жизни многие атлетки начинают принимать участие в национальных и международных соревнованиях, что требует от них не только физических, но и высоких моральных затрат.
Таким образом, возраст 18-20 лет для полиатлонисток представляет собой уникальный период, когда происходит интеграция физической, психологической и социальной составляющих, формирующих их как спортсменов и личностей. Способствующее окружение и поддержка специалистов могут гораздо эффективнее помочь реализовать потенциал спортсменок в этот критический период их развития.
1.3. Применение специальных тренажерных устройств, направленных на развитие специальной выносливости
Применение специальных тренажерных устройств для развития специальной выносливости стало важным аспектом подготовки спортсменов в различных видах спорта. Силовая выносливость определяется как способность мышц выполнять физические нагрузки на протяжении длительного времени без значительного утомления. Это качество играет ключевую роль в большинстве спортивных дисциплин, поскольку оно позволяет атлетам поддерживать высокую интенсивность работы в течение продолжительных периодов.
Для подготовки в лыжных гонках и в стрельбе опубликовано много учебно - методического материала научных разработок, опробованных в данных видах спорта и показавших отличные результаты [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аулик И.В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости [Текст] / И.В. Аулик, И.Э. Рубана // Научно -спортивный вестник. - 2022. - № 5. - С. 15-19.
2. Ашихмин А.Н. Тренировки полиатлоном как средство подготовки обучающихся вуза к сдаче норм комплекса ГТО 21.// В сборнике: Череповецкие научные чтения-2015. Материалы Всероссийской начно-практической конференции: в 3-хчастях. 2016.С.21-22.
3. Баранов Ю.С. Адаптация тренировочных нагрузок для полиатлонисток: особенности специальной подготовки // Научный вестник физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 9–16.
4. Ботяев В. Л., Скворцова Е. П., Ботяев С. В. Полиатлон как эффективное направление в подготовке студентов бакалавров специальности физическая культура и спорт // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5(171). С. 43—47.
5. Гильмутдинов Т. С., Гильмутдинов Р. Т., Козлов В. А. Физическая работоспособность и функциональное состояние полиатлонистов различной квалификации // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2019. С. 263—269.
6. Губа В. П., Булыкина Л. В., Ачкасов Е. Е., Безкглов Э. Н. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта : моногр. М. : Спорт, 2021. 176 с.
7. Евдокимов В. А. Развитие физических качеств студентов в процессе тренировок полиатлоном // Теория и практика инновационных технологий в АПК : материалы нац. науч.-практ. конф. Воронеж : Воронеж. гос. аграр. ун-т им. Императора Петра I, 2020. Ч. II. С. 346—348.
8. Захарова Т.В. Инновационные подходы к тренировке верхнего плечевого пояса у юных спортсменок // Спортивная методология. – 2021. – Т. 6. – № 1. – С. 12–19.
9. Иорданская Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов — резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования) : моногр. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Спорт, 2021. 176 с.
10. Кейно А. Ю., Родимкин Д. А. Пути повышения эффективности многолетней подготовки полиатлонистов высшего спортивного мастерства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 1. С. 61—67.
11. Кузнецова З. М., Логинов А. А., Мутаев И. Ш. Тактическая схема формирования физической подготовки кадетов на основе построения алгоритма интеграции средств полиатлона // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 1. С. 47—54.
12. Кузнецова Л.А. Специфика физической подготовки юных полиатлонисток // Физическая культура и спорт. – 2020. – № 3. – С. 15–22.
13. Лебедев А.Н. Биомеханика сгибания и разгибания рук в упоре лежа у женщин-спортсменок // Журнал спортивной науки. – 2020. – Т. 4. – № 3. – С. 114–120.
14. Маркин Э. В. Функциональное состояние спортсмена-полиатлониста, проводящего тренировки в стрессовых ситуациях // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3(71). С. 142—144.
15. Махов С. Ю. Комплексный контроль в управлении тренировочным процессом // Наука-2020. 2020. № 6(42). С. 124—133.
16. Михайлова Н.С. Тренировочный процесс в полиатлоне: методические аспекты // Спортивный тренинг. – 2021. – Т. 15. – № 2. – С. 45–52.
17. Моисеев Ю.В. Влияние полиатлона на физическое развитие студентов / Перспективное направление в области физической культуры, спорта и туризма аграрных ВУЗов России: Материалы Всероссийской научно - практической конференции 24-26 октября 2018 г. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2018. - С. 49-53
18. Моисеев Ю.В. Полиатлон в физическом развитии студентов / Инновационные методики и технологии физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы в высших учебных заведениях Министерства России (текс): межвуз. сб. науч. тр.- ВГАУ. Воронеж, 2018. - 127 - 130 с.
19. Оплетин А.А., Вербицкий А.С., Игошев М.В. Полиатлон, как средство профессионально-прикладной подготовки студентов вуза.// В сборнике: Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2024. С. 82-85.
20. Петрова Е.И. Методика тренировки сгибания и разгибания рук в упоре лежа // Тренировочный процесс. – 2021. – № 2. – С. 34–40.
21. Пешкумов О.А. Зимний полиатлон: учебное пособие. - Чебоксары: Чувашская ГСХА, 2024. - 57с.
22. Погожев А. В., Погребной А. И. Модель специально-подготовительного мезоцикла избирательной направленности с учетом двигательных способностей полиатлонистов тренировочных групп // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование : материалы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар : Экоинвест, 2023. С. 76—78.
23. Погожев А. В., Погребной А. И., Маряничева Е. Г. Уровень физической подготовленности полиатлонистов тренировочных групп в зависимости от ранее сформированного двигательного потенциала // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2019. № 4. С. 45—60.
24. Руденко Р. В., Агаки А. Н. Совершенствование физических качеств у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства оборон Российской Федерации с помощью зимнего полиатлона // Итоговая научная конференция военно-научного общества Военного института физической культуры за 2019 год. СПб. : Воен. ин-т физ. культуры, 2020. Ч. 2. С. 107—109.
25. Селиверстова В. В., Петров А. Б., Ершов М. А. Физическая работоспособность полиатлонистов зимнего многоборья в процессе подготовки к специальной гимнастике // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 7(161). С. 240—243.
26. Сергеева К.И. Практические рекомендации по выполнению упражнений на тренажерах для повышения силы рук у полиатлонисток // Образование и спорт. – 2022. – № 3. – С. 28–35.
27. Сидоренко В.А. Влияние тренажеров на развитие силы верхних конечностей у спортсменок // Спортивная физиология. – 2019. – Т. 12. – № 4. – С. 78–83.
28. Федоров И.Я. Влияние различных тренировочных методик на эффективность выполнения упражнений в упоре лежа // Научные исследования в спорте. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 89–96.
29. Ципин Л. Л., Захаров Ф. Е., Котова А. С. Сравнительная эффективность средств подготовки к специальной гимнастике в женском полиатлоне // Труды кафедры биомеханики университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. Вып. 13. С. 61—68.
30. Чуркина Т.М. Эффективность применения силовых тренажеров при подготовке полиатлонисток // Состояние и перспективы развития спорта. – 2021. – Т. 8. – № 6. – С. 50–56.
31. Шмидт И. С. Психофизические и морфофункциональные факторы, определяющие спортивную результативность квалифицированных полиатлонистов // Спорт, человек, здоровье : материалы XI Междунар. конгр. / под ред. С. И. Петрова. СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. С. 232—234.