Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российский радиорынок сегодня является одним из наиболее конкурентных в мире. Только в столице (г. Москва) вещает более 50 радиостанций, что не типично даже для крупных городов Европы и США. Большое разнообразие участников обусловлено тем, что основной тенденцией развития российского радио в постсоветский период стала адаптация множества мировых форматов. На этот процесс повлияло несколько факторов: отказ от устаревших стандартов советского радио, возникновение зависимости от рекламы, формирование системы измерения аудиторий, идеализация западных подходов к программированию станций, попытка сократить разрыв с коммерчески развитыми зарубежными рынками, экономическая обоснованность использования успешных иностранных радиопрограмм и брендов.
Известно, что современные отечественные исследования в области медиаэкономики регулярно сталкиваются с проблемой, которая носит системный характер, – это нехватка достоверных релевантных данных о состоянии национальной медиаиндустрии. Конечно, ключевую роль в этом играет традиционная непрозрачность отрасли (юридическая размытость ее границ, отсутствие публичной отчетности игроков, наличие неформальных экономических отношений).
Радио появилось намного раньше телевидения и до сих пор активно развивается, подстраиваясь под нужды аудитории. Сегодня растет не только количество радиостанций, но и качество их вещания.
Современная FM-радиостанция стремится в условиях конкуренции и борьбы за аудиторию грамотно выстроить свой эфир, соблюдая каноны программирования. Сам термин "программирование" на медийном поле достаточно новый, и пришел к нам из США, где FM-вещание зародилось в 40-е годы ХХ века. Сегодня сложно найти специализированную литературу по программированию, адаптированную под отечественный радиоэфир. Поскольку в настоящее время мир информации и коммуникации активно развивается, проблема программирования радиовещания остается актуальной.
Объектом исследования в данной работе выступает радиостанция "Energy".
Предметом исследования выступает программная политика данной радиостанции.
Целью работы является изучение и анализ особенностей формирования программной политики радиостанции "Energy".
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Проблема возникновения и развития форматов радиостанций
Понятие “формат” как категория теории и практики радиовещания появилось на родине коммерческого радио — в США. Увеличение количества станций, усиление конкуренции привели к поиску нового контента, музыкального и информационного, новых концептов вещания, более прицельного взаимодействия с аудиторией, с одной стороны, и с рекламодателями — с другой.
В середине прошлого века радиостанции перешли к более строгой формуле программирования как в целом, так и отдельных вещательных сегментах. В крупных городах станции передавали классическую и популярную музыку, в небольших — кантри и вестерн. Начался процесс дифференциации радиостанций по стилю музыки и информационных и разговорных программ, позволявший различным группам слушателей выбирать свой канал. Но для создания станции такого типа нужен новый подход к программированию, отказ от принципа “каждому — что-нибудь свое”.
Первыми программистами-новаторами стали Тодд Сторз, Гордон Макленден, Джеральд Бартелл и Гарольд Крелстейн. Они внесли существенный вклад в создание формата “Top 40” и, как отмечают американские исследователи А. Альбарран и Г. Питтс, “открыли” новую идентичность радио [Albarran, Pitts, 2001, p. 39]. Тод Сторз объясняет концепцию этого формата, основанного на сорока популярных песнях, своими наблюдениями за обычаем в барах Омахи, где посетители слушали одни и те же произведения в музыкальном автомате. Когда бар закрывался, официанты слушали те же композиции. Сторз пришел к логичному выводу: аудитория будет охотно слушать определенное количество хитов. Этот принцип он положил в основу музыкального наполнения радиостанции KOWH в Омахе. Через некоторое время формат “Top 40” стал номером один в США.
Американские историки полагают, что сорок песен были выбраны потому, что именно такое количество композиций вмещает музыкальный автомат. Некоторые исследователи считают, что выбор “Top 40” объясняется возможностью радиостанций передавать такое количество произведений в течение нескольких часов, прежде чем начать ротацию.
Формат “Топ 40” изменил не только музыкальное вещание, но и новости, заставил модернизировать программирование и эфирное продвижение. В целом же формат “Топ 40” оказался благодатной почвой для появления новых форматов, дифференциации станций в трех направлениях: во-первых, так называемые “корневые”, основанные на оригинальной музыке (кантри, рег, фолк), во-вторых, миксы музыкальных композиций для тинейджеров и молодежи (это была перспективная молодая аудитория послевоенного беби-бума), наконец, целевые форматы, направленные на определенную аудиторию.
Формирование мощной радиоиндустрии привело к появлению в США огромного количества форматов и субформатов, форматных разновидностей разного рода.
1960-е гг. ознаменованы ростом рок-музыки, 1970-е гг. — прогрессивным роком и концепцией “прекрасной” музыки (Fine music).
Исследователь А. Ставитски в 1993 г. восторженно описывал американский радиоландшафт: этническое радио Аляски, христианское, детское, спортивное, кантри и др. вещание как “электронную версию ви´дения отцами-основателями свободы и рынка открытого выражения взглядов”, а разнообразие программ и радиостанций “доказательством их жизнеспособности” [Hendy, 2000, p. 26].
Но не все теоретики были так оптимистичны и выражали сомнение в том, что аудитория получила возможность более полноценного выбора, чем ранее.
В действительности же 15 тыс. американских станций сегодня сосредоточены на небольшом количестве форматов: АС (современная поп-музыка), Country, Easy Listening, CHR, AOR, MOR и др. как наиболее популярных. Но на первом месте у американской аудитории неизменно остаются новостные форматы.
Движение к новой идеологии как музыкального, так и информационного вещания с особой стилистикой программ, к четкому тематическому отбору, акцентам вещания — все эти параметры лежат в основе форматного самоопределения. Во всяком случае два полярных процесса — рост количества форматов и их специализация (сужение) под влиянием конкуренции — важнейшее явление не только американского, но и мирового радиорынка. В функционировании радиостанций можно выделить ряд элементов, характерных признаков и закономерностей, которые и образуют столь подвижное понятие “формат” и позволяют более или менее четко идентифицировать формат той или иной радиостанции:
— музыка;
— новости;
— вербальные фрагменты программ;
— работа ведущих;
— интерактив;
— звуковой дизайн;
— позиционирование станции в эфире;
— реклама;
— использование возможностей Интернета;
— техническое оснащение, использование новейших технологий;
— подготовка, продвижение и сбыт вещательного продукта;
— ориентация на целевую аудиторию.
Все эти основные признаки и позволяют определить философию вещания радиоканала, понять тенденции развития радиостанции.
Форматы можно разделить на две основные группы: музыкальные и немузыкальные. Профессор М. Кийт утверждает, что существует около ста музыкальных форматов: основных и их модификаций [Кийт, 2001, с. 115]. Что касается немузыкальных или разговорных форматов, то здесь можно выделить главные: All News, News-Talk, All Talk, Children, Sports, Specialized information (Business, Financial, Commercial, Agrarian, Religious, Whether).
Пол Чантлер (“программный продюсер года Великобритании”) и Питер Стюарт, сотрудник Би-би-си, выделяют в новостном формате такие его разновидности, как классический новостной, “подвижные” новости — постоянно обновляющиеся новости; форматы, включающие полный выпуск новостей и интервью в прямом эфире, обсуждение важных проблем; формат “два ведущих”: новости, обсуждения, различные включения, интерактив — своеобразные утренние шоу, звонки и чтение СМС слушателей — так называемый “зоопарк”, шутливое определение практиков [Чантлер, Стюарт, 2007, с. 272].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бгажноков Б.Х. Особенности радиоречи // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М.: Наука, 1974. С. 66-–80.
2. Бубукин А. Особенности эфира. Утро // URL: http://www.radiostation.ru/music/features.html.
3. Губин Д. Губин ON AIR: Внутренняя кухня радио и телевидения [Текст] / Д. Губин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 157 с.
4. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология учебное пособие по специальности «Связи с общественностью» /М. Р. Душкина. - Санкт-Петербург и др.: Питер, 2010. - 506 с.
5. Ерофеева Е.В., Кудлаева А.Н. К вопросу о соотношении понятий ТЕКСТ и ДИСКУРС // Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст. / Ответ. Ред. Т.И. Ерофеева; Перм. Ун-т. – Пермь 2003. Вып. 3. С. 28–36.
6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: Монография. – Омск. гос. ун-т, 1999.
7. Кажарнович В. Ф. SEO на результат. Простые и понятные методы продвижения в интернете [Текст] / В. Ф. Кажарнович. - СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002.
9. Карпова С.В. Современный брендинг: монография / С.В. Карпова. – М.: Издательство «Палеотип», 2011. – 188 с.
10. Кийт М. Радиостанция. М., 2001.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Изд-во Питер, 2010. – с. 480.
12. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филип Котлер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 211 с.
13. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
14. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 720 с.
15. Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: автореф. дис. … канд. филол. наук – Екатеринбург, 2008.
16. Лашкова Е. Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний / Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
17. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М.: Наука, 1974. С. 43–52.
18. Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.
19. Мазилкина Е.И. Брендинг: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Саратов: ЛА ООО «БизнесВолга», 2012 – 224 с.
20. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Е.И. Мазилкина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 332 с.
21. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с.
22. Макашев М.О. Бренд-менеджмент: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2013. – 224 с.
23. Мишина Л.А. Связи с общественностью. Шпаргалка/ Л. А. Мишина. - Москва: Окей-книга, 2009. – 333с.
24. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматическая специфика спонтанного радиодискурса // Вестник Томского гос. ун-та. Серия Филология. –2009. – 318. С. 37–41.
25. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н.С. Носова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Саратов: ООО «Анлейс», 2013. – 256 с.
26. Огилви Д. Огилви о рекламе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 240 с.
27. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
28. Продвижение радиостанции средствами рекламы и PR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korunb.nlr.ru/queries_catalog.php?rid=632
29. Пушкин А.А. Прагмалингвистические характеристики дискурса личности // Личностные аспекты языкового общения: Межвуз. сб. науч. Трудов / Ред-кол.: И.П. Сусов и др. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1989. С. 5–54.
30. Роджерс, Э.М. Коммуникационные кампании / Э.М.Роджерс, Дж.Стори. – 2009. [Электронный ресурс]
31. Росситер Дж.. Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
32. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. – М.: Языки русской культуры, 1999.
33. Сафин Д. Турбореклама в социальных сетях без спама. – esocial.ru, 2011. – 64 с. [Электронный ресурс]
34. Синяева И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг», «Рекламное дело», «Связи с общественностью» / [И.М. Синяева и др.]; под ред. И.М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 504 с.
35. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование. Битва за умы. – СПб.: Питер, 2007. – 157 с.
36. Трейси Б. Сила Бренда: искусство выделяться из толпы конкурентов и доминировать на рынке / Брайан Трейси; [пер. с англ. А.Науменко]. – Москва: СмартБук, 2008. – 74 с.
37. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность – СПб: Алетейя, СПб ГУКИ, 2006.
38. Усольцева Я.В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции: Диссертация. – Краснодар, 2008 // disserCat — электронная библиотека диссертаций / URL: http://www.dissercat.com/content/utrennee-shou-kak-vid-radioprogrammy-tipologiya-struktura-funktsii?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7
39. Уэллс У. Реклама: принципы и практика[учебник] /У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернет; [пер. с англ. под ред. Л. Богомоловой]. - 7-е изд.. - Санкт-Петербург и др. : Питер, 2008. - 733 с.
40. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях: [руководство] / Дамир Халилов. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 239 с.
41. Хулей Г. Дж. Позиционирование // В кн. Маркетинг. Бизнес-класс: энциклопедия / Под ред. М.Бейкера / Пер. с англ. под ред. Л.Волковой, Божук С., Масловой Т., Ковалик Л., Розовой Н. — СПб.: Питер, 2002. — с. 394-402, с. 1198.
42. Чантлер П., Стюарт П. Основы радиожурналистики М., 2007.
43. Чумиков А. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / Александр Чумиков, Михаил Бочаров, Мария Тишкова. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 134 с.
44. Чумиков А. Связи с общественностью: теория и практика: учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Дело РАНХиГС, 2014. – 536 с.
45. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 324 с.
46. Шерель A.A. Радиожурналистика. - Издательство Московского университета., 2000. - 368с.
47. Шумович А. Смешать, но не взбалтывать: Рецепты организации мероприятий / Александр Шумович, Алексей Берлов. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 256 с.
48. Яковлев А., Ткачев В. Раскрутка и продвижение сайтов. Основы, секреты, трюки. – СПб: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
49. Albarran A.B. Pitts G.G. The Radio Broadcasting Industry. Boston; L.; Toronto, 2001.
50. Balmer É. Les radios commerciales et la programmation musicale en France: économie de la culture. L’Harmattan, 2005.
51. Cavelier P., Morel-Maroger O. La radio. Presses Universitaites de France, 2008.
52. Hendy D. Radio in the Global Age. Oxford (UK), 2000.