Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. На современном этапе развития целью географического образования является формирование у школьников географической картины мира. Информация, которую получают обучающиеся, основана на знаниях природных закономерностей процессов, протекающих в географической оболочке. Для познания закономерностей развития географической оболочки в целом необходимо знать состав, свойства слагающих ее частей, изучить взаимосвязь объектов, процессов и явлений, формирующих каждую из геосфер.
География, как наука, охватывает широкий спектр изучения природных процессов, а их понимание и усвоение начинается ещё в школьном возрасте.
Вулканы – величественные геологические образования, завораживающие своей мощью и красотой, и одновременно являющиеся источником разрушений и угроз. Изучение вулканов в школьном курсе географии необходимо для формирования понимания процессов, происходящих на планете, и понимания взаимосвязи между геологическими явлениями и жизнью на Земле. Актуальность данной темы обусловлена факторами, определяющими как научную значимость, так и практическую применимость школьных знаний о вулканизме.
Во-первых, вулканическая деятельность представляет собой один из важнейших процессов, формирующих облик нашей планеты. Вулканы участвуют в формировании ландшафтов, обогащении атмосферы, оказывают влияние на климат и эволюцию живых организмов. Понимание этих процессов необходимо для осознания динамики Земли, её развития и изменений, а также для прогнозирования возможных последствий вулканических извержений.
Во-вторых, вулканическая деятельность напрямую связана с обеспечением безопасности населения. Вулканы являются источником потенциальных угроз, таких как извержения, сели, лавовые потоки и выбросы вредных газов. Знания о типах вулканов, механизмах извержений, факторах риска и методах прогнозирования позволяют снизить вероятность катастрофических последствий, разработать эффективные планы эвакуации и защиты населения. Школьный курс географии играет ключевую роль в формировании базовых знаний и навыков, необходимых для безопасного поведения в условиях вулканической угрозы.
В-третьих, изучение вулканов способствует развитию научного мышления и критического восприятия информации. Вулканизм – это сложный процесс, требующий анализа данных, сопоставления фактов, построения гипотез и проведения исследований. Школьный курс географии предоставляет возможность развития навыков работы с картами, схемами, графиками и фотографиями, проведения наблюдений, сбора и интерпретации информации. Эти навыки являются основой для формирования научного мировоззрения, умения анализировать сложные явления и делать обоснованные выводы. Кроме того, изучение вулканов стимулирует интерес к науке, способствует выбору будущей профессии в области геологии, географии, сейсмологии или смежных областях.
Таким образом, изучение вулканов в школьном курсе географии актуально по многим причинам, в том числе для: формирования базовых знаний о геологических процессах, связанных с вулканизмом; понимания факторов риска и мер безопасности при вулканической активности; развития научного мышления и навыков работы с информацией; формирования экологической культуры и осознания ответственности за окружающую среду.
Актуальность данной темы обусловлена не только её существенным вкладом в формирование базовых знаний о мире, но и важностью правильной методики преподавания для эффективного усвоения учебного материала.
Целью данной курсовой работы является анализ содержания и методики изучения вулканов в школьном курсе географии, выявление проблем и разработка рекомендаций по оптимизации образовательного процесса при изучении вулканизмов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание основной общеобразовательной программы по географии на наличие материалов по изучению темы вулканов в школе.
2. Изучить учебники по географии для разных классов, с точки зрения полноты, научности и доступности изложения материала о вулканах.
3. Изучить методические рекомендации, методические пособия для учителей и разработки уроков по теме вулканизма, выявить используемые методы и приёмы обучения, формы организации учебной деятельности.
4. Проанализировать использование контурных карт как средства формирования знаний, умений и навыков у учащихся при изучении темы вулканов.
5. Предложить конкретные рекомендации по совершенствованию преподавания темы вулканизма в школьном курсе географии, включая предложения по использованию современных образовательных технологий, организации проектной деятельности, практических работ, экскурсий и других форм работы.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы в виде глав и параграфов работы, педагогическое проектирование.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вулканов в школьном курсе географии
1.1 Анализ основной общеобразовательной программы по географии в контексте объекта исследования
Каждый учебный предмет в своем содержании должен отражать основные научные понятия, позволяющие сформировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Предметные образовательные результаты показатели успешного усвоения школьником предметной линии, основных понятий и взаимосвязей в рамках конкретного учебного предмета. Поэтому предметные образовательные результаты определяют непосредственный уровень знаний по данному предмету.
Метапредметные результаты - показатели междисциплинарной связи нескольких предметов, позволяющих обучающемуся применять предметные знаний в рамках других областей. Метапредметные результаты являются показателями практического опыта школьника, его умения транслировать знания в разных условиях.
Личностные результаты определяют ценностно-смысловые показатели отношения обучающегося к учебному процессу, самому себе, сверстникам и результатам своей учебной деятельности.
Предметные результаты в рамках каждого предмета представлены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Данный документ содержит перечень и описание базовых предметных результатов по школьным предметам, которые обучающиеся должны продемонстрировать в рамках учебной программы [16].
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО [13], а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
География ‒ предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
География – это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и так далее. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.
Изучение географии начинается с 5 класса и продолжается по окончание средней школы.
Согласно Федеральной рабочей программе по географии знакомство с вулканами на уроках географии начинается в 5 классе в разделе «Оболочки Земли. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли» [14].
Цели изучения темы: сформировать представление о вулканах, их строении, причинах извержения, последствиях и видах.
В 5 классе у обучающихся формируется представление о вулканах и землетрясении как опасных природных факторах, изучается особенности их возникновения в контексте особенностей строения литосферы. Изучение вулканов продолжается в 7 классе. В программе заложены практико-ориентированные требования к развитию умения у обучающихся объяснять вулканические события на основе физической карты [14].
Аспекты, которые рассматриваются на уроках географии в контексте изучения вулканов:
- строение вулкана. Ученики изучают части вулкана, например, кратер, жерло, по которому поднимается магма и горячие газы.
- виды вулканов. В зависимости от степени вулканической активности различают действующие, спящие и потухшие вулканы.
- продукты извержения. Ученики узнают о газах, которые поступают на поверхность земли при извержении, о вулканическом пепле и вулканических бомбах.
- географическое расположение. Школьники изучают расположение крупных вулканов на территории Земли, например, Ключевской Сопки и Килиманджаро.
- опасность извержения. Ученики узнают, почему вулканы — грозное явление природы, и знакомятся с профессией вулканолога [14].
В 8 классе обучающиеся знакомятся с вулканами как объектами своей страны, уточняют наиболее опасные с точки зрения вулканизма территории России.
Таким образом, в ФОП по географии изучение вулканов отводится особая роль, так их изучение входит в раздел «Литосфера».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринова, И.И Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия) / Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2012.
2. Воронова, Т.С. Электронные ресурсы в обучении географии / Т.С. Воронова // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. - 2019. - №1 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-resursy-v-obuchenii-geografii (дата обращения: 14.02.2025).
3. Довгялло, М.С. Роль и значение картографических наглядных пособий в процессе обучения истории в школе // Роль университетского образования и науки в современном обществе. Материалы международной научной конференции. Минск: Белорусский государственный университет. – 2019. – С. 348–353.
4. Дронов, В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 283 с.
5. География : 5—6-е классы : учебник : издание в pdfформате / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина [и др.]. — 13 е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2024. — 191 с.
6. Кадацкая, Н.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках географии / Н.В, Кадацкая // Интерактивная наука. - 2021. - №9 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-geografii (дата обращения: 05.03.2025).
7. Киямова А.Г. Формирование предметных результатов в школьных курсах географии // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predmetnyh-rezultatov-v-shkolnyh-kursah-geografii (дата обращения: 18.03.2025).
8. Ковешникова, О.Т. Контурная карта как средство формирования знаний и умений у учащихся в обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2020. – №3. – С. 11–15.
9. Кушнир, М.Т. Использование интерактивной доски на уроках географии / М.Т. Кушнир // Наука и современность. - 2010. - №3-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokah-geografii (дата обращения: 05.03.2025).
10. Лавренова, Н.Ю. Историческая карта как элемент современного урока истории // Вместе к успеху! Сборник статей и проектных работ педагогов и учащихся МБОУ «Гимназия № 11 города Ельца». Елец, 2019. – С. 279–282.
11. Пятунин, В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие / В.Б. Пятунин. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.
12. Сергеева, К.В. Методика использования учебного атласа в школьном курсе "География России" : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сергеева Ксения Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 18 с.
13. Скуратович Я. Работа с картографическими материалами на уроках географии в общеобразовательных учебных учреждениях: методические рекомендации. - К.: НПП «Картография», 2000. - 16 с.
14. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2017.
16. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов.
17. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Астрель, 2007. 382 с.
18. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Кохтова. A.M. Кондакова. – М: Просвещение, 2011. – 79 с.
19. Чуркин В.Г. Атласная картография. – Л.: Наука, 1974. – С.139.