Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает важные требования к структуре, условиям и результатам освоения образовательной программы.
Обучение и развитие детей происходит в пяти направлениях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Педагоги и психологи описывают концепцию развития следующим образом.
Советский психолог Л. В. Занков понимал развитие как целостный процесс, в котором каждое новое достижение формируется в результате взаимодействия интеллекта, воли, эмоций и моральных представлений ребёнка. Важно, чтобы развитие было гармоничным и включало в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые и моральные аспекты.
Л. В. Занков считал, что главной целью развития является общее развитие ребёнка, которое включает в себя развитие его ума, воли и эмоций. Это основа для усвоения знаний, умений и навыков.
Процесс развития рассматривается с разных точек зрения. Психология изучает законы развития психики, а педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно влиять на развитие конкретного человека.
В процессе развития можно выделить несколько основных направлений:
• познавательное — развитие интеллекта;
• психологическая структура и содержание деятельности — формирование целей, мотивов и освоение способов деятельности;
• личностное — развитие направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки и взаимодействия с социальной средой.
В Педагогической энциклопедии даётся следующее определение понятия «развитие»: «Психическое развитие — это становление и развитие психических процессов».
А. Н. Леонтьев рассматривал развитие личности как процесс взаимодействия различных видов деятельности, между которыми устанавливаются упорядоченные отношения.
Л. С. Выготский определял развитие как появление нового, то есть стадии развития характеризуются новыми качествами, которых раньше не было у человека.
Существует и другое определение понятия «развитие». Л. С. Выготский писал, что развитие — это жизненный порыв саморазвивающейся личности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию.
Л.С. Выготский, сформулировав определение понятия, также высказал важную мысль о двух уровнях умственного развития ребёнка: актуальном уровне и уровне ближайшего развития.
Актуальный уровень — это то, что ребёнок может сделать самостоятельно, без помощи взрослых. Уровень ближайшего развития — это то, что ребёнок может сделать с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним.
Л.С. Выготский писал: «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успехов в умственной деятельности ребёнка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития».
В своих работах Л.С. Выготский подчёркивал, что обучение ведёт к развитию. Он считал, что внутренние факторы развития личности — это активность самой личности: её чувства, воля, интересы и деятельность.
К. Юнг утверждал, что развитие — это процесс индивидуализации, то есть отделения от общности. Цель индивидуализации — достижение высшей точки «самости», целостности и единства всех психических структур человека.
Л.И. Божович, советский психолог, писала, что развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Личность развивается от возраста к возрасту в трёх аспектах: физическом, психическом и социальном.
И.П. Подласый отмечал, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от количественного к качественному.
Э.Х. Эриксон считал, что развитие — это последовательная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека.
Важным показателем развития ребёнка и его сознания является уровень рефлексии — степень осознания ребёнком своих действий, самого себя и своего «Я».
А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин описывали психическое развитие как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого формируются возрастные новообразования.
А. Дистервег утверждал, что развитие не может быть дано человеку сразу. Каждый должен достичь его самостоятельно, своими силами и напряжением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабенкова, Г. Н. Развитие личности дошкольника средствами искусства / Г. Н. Бабенкова, С. А. Бабенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 1-4.
2. Баран, Н.Ю. Формирование целостного эстетического представления об окружающем мире [Текст] //Начальная школа. – 2014. - № 7. – С.57 - 61.
3. Блинова, Г.М. Познавательное развитие детей 3–4 лет: методическое пособие / Г. М. Блинова. — Москва : ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.
4. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста [Текст]. – М.: Владос, 2012. - 164 с.
5. Веснина, Е. Н. Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 310-313.
6. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 366 с.
7. Дистервег, А. Развивающее обучение [Электронный ресурс] / методические рекомендации. URL:http://studbooks.net/1851026/pedagogika/raz vivayuschee_obuchenie_pestalotstsi_distervega (дата обращения: 14.03. 2025).
8. Дремлюга, В. Н. Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / В. Н. Дремлюга, С. А. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. Т.1. 66-74.
9. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
10. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми раннего возраста [Текст]: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 137 с.
11. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей [Текст] / Г. В. Лабунская ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т художеств. воспитания. — Москва : Просвещение, 1965. — 207 с
12. Лавриненко, С. А. Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО / С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Бук, 2022. — С. 34-37.
13. Лавриненко, С. А. Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение / С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 432-434.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст ] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
15. Медкова, Е. Как разбудить в ребенке художника [Текст] //Искусство. – 2009. - № 18. – С.5 - 7.
16. Огузова, А. М. Абазинская народная игрушка в системе духовной культуры народов КЧР / А. М. Огузова, В. Б. Огузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 217-220.
17. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2006. – 365 с.
18. Рыбалко, М. В. Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы) / М. В. Рыбалко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 151-153.
19. Сафина, И. М. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста / И. М. Сафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 181-184.
20. Уткин, В.В. Интерактивная педагогическая технология как фактор повышения уровня обученности учащихся : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Санкт-Петербург, 2000. — 161
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 14.03.2025).
22. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – 3-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 144 с.
23. Юнг, К. Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.