Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современных семьях часто происходят изменения, такие как появление младших детей, разводы или повторные браки. Эти изменения могут вызывать у старших детей чувство ревности, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии и поведении. Ревность может привести к развитию различных психологических проблем у детей, таких как тревожность, депрессия или агрессивное поведение. Ранняя диагностика и вмешательство могут помочь предотвратить более серьезные проблемы в будущем.
Умение справляться с ревностью и другими сложными эмоциями является важной частью эмоционального интеллекта. Обсуждение и диагностика этого чувства могут помочь детям развить навыки саморегуляции и улучшить их отношения с членами семьи. Понимание проявлений ревности у старших детей может помочь родителям лучше справляться с конфликтами и находить эффективные способы поддержки своих детей. Это может включать в себя обучение родителей методам коммуникации и эмоциональной поддержки.
Существующие исследования показывают, что ревность является распространенной эмоцией среди детей, однако не всегда уделяется должное внимание ее диагностике и последствиям. Это создает необходимость в дальнейших исследованиях и разработке методов диагностики.
Таким образом, изучение возможностей диагностики проявления ревности у старшего ребенка в семейных отношениях является важной темой, которая может способствовать улучшению психологического климата в семье и поддержке эмоционального благополучия детей.
Объект исследования – процесс диагностики проявления ревности.
Предмет исследования – старший ребенок в семейных отношениях
Цель исследования – изучить возможности диагностики проявления ревности в семейных отношениях у старшего ребенка
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть феномен ревности в детско-родительских отношениях;
2. Определить особенности возникновения ревности старшего ребенка по отношению к младшему
3. Проанализировать методы диагностики и оценки ревности в семейной динамике;
4. Изучить этапы техники освобождения старшего ребенка от накопившейся ревности;
5. Составить рекомендации для сохранения гармоничных отношений в семье.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Феномен ревности в детско-родительских отношениях
Психология любви и ревности - это проблемы, которые всегда вызывают неподдельный интерес, как у простых людей, так и у профессиональных психологов. Одной из наиболее распространенных проблем, которые относятся к сфере межличностного взаимодействия, является ревность. Ревность - довольно распространенный феномен, присутствующий в дружеских, супружеских, детско-родительских, любовных и других партнерских взаимоотношениях. Ревность является одной из распространенных причин разрушения взаимоотношений между людьми. Вместе с тем, феномен ревности чаще рассматривается в аспекте семьи, поскольку является одной из причин нарушения психологического климата в семье, а иногда и ее распада.
Ревность возникают не только во взаимоотношениях взрослых людей, но и во взаимоотношениях представителей разных поколений: братьев и сестер, родителей и детей. Когда старший ребенок в семье проявляет недоброжелательность к младшему, причиной этого тоже может быть ревность. В этом случае ценность - монополия на родительскую любовь, конкурент - младший брат (сестра), который претендует на часть родительской любви и заботы. Ревность - это сложный психологический феномен, который начинает формироваться в детском возрасте, с момента вступления ребенка в социальные взаимосвязи с родителями, братьями и сестрами, близкими, сверстниками. Каждый человек в понятие «ревность» вкладывает свое, особое значение, определенный символический смысл, который формируется у него в течение жизни, в процессе социализации: в результате взаимоотношений между людьми, освоения и принятия норм и традиций, закрепленных в обществе. Возникая в сознании человека, эти значения оказывают влияние на эмоциональные реакции личности в нестандартных ситуациях, характер взаимоотношений его с окружающими людьми, и в частности, в системе семейных взаимоотношений .
Ревность является феноменом сложной психологической природы. Структура ревности включает множество форм проявления, взаимосвязанных с различными причинами (сюда можно отнести некоторые формы нарушения детско-родительских взаимоотношений). Необузданная ревность, что ярко проявляется, влечет за собой конфликты, ссоры, нарушение благоприятной атмосферы. Данная проблема актуальна и в наши дни, поскольку гармоничные, доброжелательные взаимоотношения в семье - это неотъемлемое условие конструктивного взаимодействия между родителями и детьми, совместного принятия решений, общения, эмоционального и психологического комфорта, взаимопонимания. Проблематика исследования ревности интересна и актуальна в аспекте изучения семьи, поскольку семья играет важную роль в становлении, развитии личности, формирует навыки общения, поведения, в семье создаются условия для самореализации, самоутверждения индивида. Семья имеет большое значение в жизни отдельной личности и всего общества. Именно в семье закладываются основы как положительных, так и отрицательных качеств личности, развитие чувства ревности у человека. Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной проблемы.
Данная проблематика в психологии мало исследована и недостаточно изучена. Изучению феномена ревности в отечественной и зарубежной психологии некоторое внимание уделяли Е.П. Ильин, А.А. Ухтомский, П.Я. Стрельцов, А.Н. Волкова, Т.В.Андреева, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Абрахам, К. Юнг, М. Кляйн, К. Хорни, А. Адлер, Ж. Лакан, Э. Эриксон, Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис, Р.Хайнц, Н. Шайнесс, С. Кратохвил и другие психологи, которые изучали возникновение, развитие и трансформацию феномена ревности в межличостных отношениях.
Л.Гордон связывает ревность с контролем. «Контроль, которому нас подвергают другие, является отражением нашего самоконтроля. Мы стараемся проконтролировать свое поведение, чтобы избежать неприятных ситуаций, но это, же делают и ревнивцы». Таким образом, получается, что ревнивые люди контролируют и себя, и своего партнера.
Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав собственности. Ревность возникает как реакция на угрозу распада партнерства в ситуации соперничества. Э. Линдеман говорит о том, что угроза – одно из условий ревности, при реальном распаде партнерства возникают реакции горя. Угроза может бать реальной, когда существует соперник, претендующий на партнера, и мнимой, когда наличие соперника основывается на предположениях, вызванных охлаждением чувств к партнеру. Однако, отметим, что мнимый или реальный соперник – важное условие ревности, так как соревнование с ним за право составляет суть ревности.
Д. Далос занималась в основном вопросами детской ревности и говорила о том, что ревность - это чувство, и само по себе оно не плохое, не хорошее. Только в связи с тем, как с этим чувством обходятся, оно оказывает соответствующее влияние на поведение и состояние ребенка.
С момента рождения человек вступает в социальные контакты, его окружают различные социальные институты: семья, детский сад, школа и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на формирование и становление его личности, формирование мировоззрения, взглядов, интересов, потребностей. Один из важных, первых социальных институтов в жизни человека - семья. Семья, являясь ячейкой общества, является важнейшей формой организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками. Развитие детей в разных семьях происходит самыми разными путями. Все зависит от того, кем является ребенок - мальчиком или девочкой, какое у него здоровье, как он себя ведет, является ли он старшим или младшим ребенком в семье .
Место и позиция, которые занимает ребенок в семье, очень важны и имеют большое значение для формирования его личности, так же как на его развитие влияют атмосфера в семье и отношение родителей к нему. Если родители спокойно воспринимают рождение второго ребенка, чрезмерно не концентрируют свое внимание на нем, предварительно обсудив рождение малыша с ребенком постарше, то каждый ребенок в такой семье будет чувствовать себя уверенным, с удовольствием будет воспринимать свое место в семье. Появление же в семье четкой дифференциации между детьми, выражение своего недоверия к одному ребенку и одобрение другого со стороны родителей, сравнение детей на словах и на деле приводят к соперничеству и развитию чувства ревности по отношению друг к другу. У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Ведь старший ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (два-три года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанный и необходимый для них .
Ревность проявляются как со стороны старшего ребенка, младший ребенок почти всегда считает себя правым, старшему же внушают, что младшим нужно уступать; так и со стороны младших - стремление ребенка догнать первого, во всем ему подражать. Иногда такое соперничество делает его несчастным. Важным аспектом воспитания первого ребенка в семье является родительская привязанность и родительское внимание, которое бывает чрезмерным и это формирует у ребенка сознание того, что он занимает в семье самое важное место. Достаточно тяжело переживают первенцы рождение второго ребенка, большинство детей испытывают самые разнообразные чувства любви и ненависти к младенцу, который занял главное место в семье. Сопоставление восхищения и неприязни зависит от характера ребенка и его положения в семье. Ревнуя, дети стремятся привлечь внимание родителей к себе. Требуют повышенной заботы и нежности. Ребенок стремится соответствовать идеалу родителей, быть примерным, хорошо учиться и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер. с англ. А.Валеева, Р.Валеевой.- Ростов н/Д.:Феникс,2018.-448с.
2. Алексеева М.Н. Теоретический анализ вопроса взаимоотношений сиблингов в дошкольном возрасте // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2, № 11(33). С. 157-160
3. Андреева Т.В. Семейная психология.- СПб.: Питер,2020.-244с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2017. - 496 с.
5. Бразингтон Р. Порядок рождения // Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
6. Бурмистрова Е.А. Дети в семье: психология взаимодействия. 2-е изд. М.: Даръ, печ. 2016. 351 с.
7. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. - 1008 с.
8. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:Сфера, 2016.- 187с.
9. Даллос Д., Роллан В. Ревность.- М.:Фаир-Пресс,2016.-144с.
10. Захарова О.С. Детская ревность // Исследование различных направлений современной науки: Материалы XXI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч., Москва, 24 апр. 2017. Ч. 1. Москва: Научный центр "Олимп", 2017. С. 407-408
11. Ильин Э.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2017.-752с
12. Казарцева К.С. Проблема детской ревности между детьми у дошкольников // Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Липецк, 15 окт. 2021 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
13. Мошкина Ю. Н Психология ревности: предикторы и феноменологические паттерны // Гуманизация образования. - 2010 - № 8 - С. - 32-37.
14. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.:Педагогика,2022.-192с
15. Солодовникова М.А. Детская ревность // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: Тезисы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х т., г. Москва, 05 дек. 2019. Т. 2. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Ритм", 2019. С. 79-82.
16. Сутчук, В. Н. Проявление феномена ревности в детско-родительских отношениях / В. Н. Сутчук // International scientifi web-congress of pedagogues and psychologists «BE SMARt!». - Geneva: European Association ofpedagogues and psychologists «Science», 2015. - С. 132-143.
17. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - СПб.: Алетейя, 2009. - 452 с
18. Хоруева А.Е. Детерминанты возникновения ревности старшего сиблинга к младшему // ADVANCED SCIENCE: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 янв. 2019. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 327-329.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения и применение. - СПб.: Питер Пресс, 2017. – 606 с.
20. Шнейдер Л. Семейная психология. Эмпирические исследования. - 2 е изд., испр. и доп. - Litres, 2018.