Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день проблема тревожности у детей и подростков является очень актуальной. Это связано со сложными социально-экономическими условиями, которые оказывают негативное влияние на жизнь каждой российской семьи, политическими событиями, которые преобразуют не только само общество, но и нравственные идеалы.
Все внешние факторы оказывают деструктивное влияние на родителей и их отношения между собой, участились случаи разводов, многие отцы стали участниками СВО. Все это вызывает у детей и подростков повышенный уровень тревожности и может оставить неприятные последствия для психики, в частности, для правильного развития эмоциональной сферы.
С другой стороны, родители, понимающие, что могут быть причиной такого состояния своих детей, тоже испытывают различные негативные психологические состояния и могут обратиться к психологам за помощью, которая может быть предоставлена в виде психологического консультирования, психологической коррекции, индивидуальной или групповой психотерапии.
Цель исследования – провести анализ специфики психологического консультирования семей с тревожными детьми.
Объект исследования – семьи с тревожными детьми.
Предмет исследования – специфика психологического консультирования семей с тревожными детьми.
Гипотезы исследования:
1) родители, имеющие тревожных детей, имеют высокий уровень реактивной и личностной тревожности, а также избирают деструктивные формы поведения в конфликтных ситуациях;
2) разработанная программа психологического консультирования эффективна для снижения реактивной и личностной тревожности, а также коррекции форм поведения в конфликтных ситуациях у родителей, имеющих тревожных детей.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды тревожности.
2. Охарактеризовать психологическое консультирование как вид психологической помощи.
3. Раскрыть основные проблемы семей с тревожными детьми.
4. Провести диагностику психологических проблем родителей, имеющих тревожных детей.
5. Разработать программу психологического консультирования родителей, имеющих тревожных детей.
6. Оценить эффективность программы психологического консультирования родителей, имеющих тревожных детей.
Эмпирическая база исследования: Центр снятия стресса (Москва).
Методы исследования:
метод теоретического анализа;
психодиагностические тесты: «Шкала реактивной и личностной тревожности», а также опросник «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»;
метод консультативной беседы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе, «Теоретический анализ проблемы психологического консультирования семей с тревожными детьми», рассмотрены понятие и виды тревожности, охарактеризовано психологическое консультирование как вид психологической помощи, а также раскрыты основные проблемы семей с тревожными детьми.
Во второй главе, «Эмпирическое исследование проблемы психологического консультирования семей с тревожными детьми», описаны организация и методы исследования, проведена диагностика психологических проблем родителей, имеющих тревожных детей, разработана программа психологического консультирования родителей, имеющих тревожных детей, дана оценка эффективности программы психологического консультирования родителей, имеющих тревожных детей.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического консультирования семей с тревожными детьми
1.1. Понятие и виды тревожности
Тревожность в научной литературе определяется как деструктивное эмоциональное состояние, которое основано на постоянном беспокойстве, страхе, неведении, которое обусловлено мыслями о каком-то негативе, который должен наступить в ближайшее время. Если тревожность не очень выражена, то она является индивидуальной особенностью эмоциональной сферы личности, если сильно выражена – психическим отклонением, которое нуждается в терапевтической помощи [10, с. 19].
Исследователи выделяют некоторые причины тревожности, которые показаны на рисунке 1.1 [12, с. 180].
Рисунок 1.1. – Причины тревожности
Тревожность может проявляться по-разному. Исследователи выделяют несколько ее основных видов [11, с. 104]:
1. Общее тревожное расстройство – постоянный страх, ухудшение памяти, стремление к уединению для обеспечения безопасности.
2. Посттравматическое стрессовое расстройство – нервозность, агрессивность, раздражительность, непредсказуемость, основано на существенной психологической травме, которая нанесла серьезный ущерб эмоциональной сфере.
3. Обсессивно-компульсивное расстройство – навязчивые идеи и одерживость, основным признаком является стремление к ритуализированным действиям.
4. Фобия – тревога возникает от чего-то конкретного, в присутствии определенного объекта.
5. Паническая атака – кратковременные, но очень сильные приступы страха, которые не имеют объективных причин.
1.2. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
Под психологическим консультированием в научной литературе понимается вид психологической помощи, который связан с предоставлением специальной консультации или беседы для решения конкретной психологической проблемы. Оно может быть индивидуальным или групповым, однако его цель всегда должны быть конкретной [8, с. 80].
Психологическое консультирование обычно проводится посредством выделения этапов, показанных на рисунке 1.2 [7, с. 105].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2019. – 246 с.
2. Башкова, А.В. Тест К. Томаса / А.В. Башкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2024. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2024/02/26/test-k-tomasa (дата обращения: 18.03.2025).
3. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2003. – 335 с.
4. Зарипова, Л.З., Гранадский, В.С. Детская тревожность и тревожность родителей в связи с опытом родительства / Л.З. Зарипова, В.С. Гранадский // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. «Психологические и педагогические науки». – 2023. – № 3. – С. 112–118.
5. Иваненкова, М.С. Опросник Спилбергера. Исследование тревожности / М.С. Иваненкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/26/oprosnik-spilbergera-issledovanie-trevozhnosti (дата обращения: 18.03.2025).
6. Камзина О.А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями / О.А. Камзина // Социальные явления. – 2016. – № 4. – С. 55–60.
7. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. – М.: Феникс, 2006. – 283 с.
8. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. – 154 с.
9. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2000. – 192 с.
10. Смолярчук, И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявление тревожности / И.В. Смолярчук // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2018. – № 5. – С. 19–23.
11. Толмачев, Д.А., Казакова, Т.А., Кудрявцева, А.Л. Тревожность как критерий оценки здоровья молодежи / Д.А. Толмачев, Т.А. Казакова, А.Л. Кудрявцева // Наука, образование, культура. – [Б. г.], [Б. н.]. – С. 104–106.
12. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. – СПб. : Питер, 2019. – 304 с.
13. Шнейдер, Л.Б., Вольнова, Г.В., Зыкова, М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова» / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. – М.: Ижица, 2002. –224 с.