Фрагмент для ознакомления
2
Китайский мыслитель Сунь Цзы в шестом веке до нашей эры сказал слова, которые остаются современными и сегодня: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания». И в первую очередь семейного воспитания. Оно зародилось с появлением семьи как ячейки первобытной общины и, несмотря на все перипетии и изменения человеческого общества, остается важной составляющей жизни человека. Именно семейное воспитание дает или не дает ребенку понимание и знание того, как жить среди людей, как относиться к себе и ближним, создает или не создает ощущение заботы и нужности, внимания и любви, в первую очередь, любви матери и отца.
Семья как система сложна, многогранна, развивается динамично и постоянно под влиянием различных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. К внешним факторам относятся принадлежность семьи к нации, этносу, его культуре, исторический ход развития общества, социально-экономическое развитие государства, государственные регламентации и законы в отношении семьи и детей.
Семья, являясь первым и наиболее важным социальным институтом для человека, выполняет «естественные» функции, присущие данному институту: родительское попечение и благополучие детей. Однако не только семья призвана содействовать выполнению данных функций. Государство и общество в целом также заинтересованы в гармоничном и поступательном развитии данной ячейки общества, от состояния которой зависит стабильность всей социальной системы страны. В отечественной литературе вопросы организации государственной защиты семьи и детства всегда являются актуальными и занимают особое место в научных исследованиях многих ученых. Природные катаклизмы, изменение социальных устоев и взглядов, экономические проблемы – все это оказывает влияние на институт семьи, и как государство в сложившихся тех или иных условиях будет защищать фундаментальную основу российского общества – семью, интересует многих исследователей.
В современном обществе быть родителями – это не только волнительно и радостно, но и весьма затратно. Не каждая семья после рождения первого ребенка готова на появления второго, третьего и т. д. Ведь пока ребенок маленький, то с расходами можно ещё как-то справиться, но когда малыш растет, то увеличиваются и материальные затраты, так как появляются новые нужды, например оплата обучения, покупка жилья и т.д. Вследствие этих причин, чтобы не столкнуться с финансовыми трудностями в настоящем и в будущем, семьи отказываются от пополнения.
В целях избежания демографических рисков еще в 2007 году для семей, которые имеют двух и более детей был принят закон, который предусматривал поддержку семьям, а именно - выплату материнского капитала.
Важность и значимость решения этих социальных задач в современной России определяет актуальность выбранной темы исследования. Целью исследования является изучение правовых основ и современного состояния, проблем и тенденций развития социальной поддержки молодых семей, получения материнского капитала.
Целью данной работы является рассмотрение материнского капитала: прав, условий и правовых оснований использования.
Задачи:
- рассмотреть сущность материнского капитала;
- описать материнский капитал и его международные аналоги;
- рассмотреть государственную поддержку семьи и детства в России;
- описать перспективы материнского капитала в России.
Объект исследования – материнский капитал.
Предмет исследования – специфика материнского капитала в России.
Теоретическая основа курсовой работы. Т.В. Абдульмянова, Н.В. Холдобина Л.М. Яигорова рассматривают развитие государственной политики в области защиты семьи и детства через изменение положений нормативных правовых актов страны . Анализ данных работ позволяет не только проследить путь становления государственной семейной политики, но и выявить перспективы ее развития через совершенствование положений правовых документов.
В работах И.А. Биккинина, Н.А. Володиной, М.Н. Клинцовой, Н.В. Летовой рассматривается процесс реализации современной государственной политики в области защиты семьи и детства, оценивается эффективность государственных мер поддержки членов семьи для решения тех или иных проблем данного института общества .
Однако не до конца рассмотрен вопрос о том, насколько быстро и своевременно государство реагирует на возникающие проблемы и трудности, влияющие на благополучие института семьи.
Методологической основой исследования служат методы изучения литературы, сравнения.
Нормативной основой исследования являются основные нормативные правовые акты, касающиеся темы защиты материнства и детства: Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" , Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ \, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
Структура работы. Работы включает в себя введение, заключение, список литературы, две главы.
Материнский капитал имеет огромное значение для поддержки семей с детьми и способствует рождению нового поколения. Однако, реализация этой программы требует слаженной и эффективной работы государственных органов.
Государственное управление играет ключевую роль в осуществлении и развитии программы материнского капитала, обеспечивая ее эффективность, прозрачность и социальную справедливость.
Основная цель – выявить потенциал и необходимость совершенствования государственного управления в области материнского капитала, проанализировать практики различных стран и предложить рекомендации по улучшению эффективности и прозрачности программы.
Развитие материнского капитала является, важным аспектом демографической политики и его успешная реализация зависит от качества государственного управления .
Программа материнского капитала имеет несколько основных целей. Вопервых, она направлена на максимальное обеспечение благополучия и поддержки семей с детьми. Во-вторых, она стимулирует рождаемость, предоставляя материальные возможности для растущих семей. В-третьих, программа способствует созданию условий для улучшения демографической ситуации в стране.
Материнский капитал предоставляется семьям на определенных условиях, которые установлены государством, он может быть использован для приобретения жилья, улучшения условий проживания, оплаты образования детей, пополнения пенсионного страхового фонда или инвестирования в будущее. Это значительное финансовое пособие признано важным стимулом для молодых семей в строительстве своего будущего.
Эффективная реализация программы требует перманентного мониторинга, оценки результатов и постоянного совершенствования механизмов управления, чтобы реагировать на изменяющиеся потребности семей и общества в целом .
Роль государственного управления в программе материнского капитала играет ключевую роль в разработке и внедрении политики материнского капитала. Государство определяет цели, задачи и стратегию программы, учитывая социально-экономические и демографические условия страны.
Государство также определяет условия получения и распределения материнского капитала, разрабатывает инструктивные документы, по которым работают все соответствующие органы .
Государственное управление ответственно за контроль и мониторинг программы материнского капитала, обеспечивает эффективность и целевое использование бюджетных средств, а также следит за соблюдением установленных условий получения пособия. Государственные органы осуществляют проверки, контролируют соответствие предоставленной информации и обеспечивают своевременное выдачу материнского капитала.
Государственное управление в программе материнского капитала играет важную роль в обеспечении эффективной и результативной реализации программы. Это требует не только установления правил, но и их строгого следования, а также непрерывного обновления и адаптации к новым вызовам и потребностям семей.
Одной из основных проблем программы материнского капитала является недостаточное финансирование. Возрастающее количество семей, требующих поддержки, и инфляционные процессы могут негативно сказаться на доступности и достаточности выделяемых средств. Государственные органы должны постоянно оценивать финансовые потребности программы и обеспечивать адекватное финансирование, чтобы не оставить семьи без необходимой поддержки .
Одной из самых успешных программ является российская «Материнский капитал», введенная в 2007 году. Она предоставляет матерям определенную сумму денег на второго и последующих детей, которую можно использовать для улучшения жилищных условий, образования или пенсионного накопления.
Практически все страны, имеющие программы материнского капитала, предлагают финансовую поддержку семьям. Она может быть предоставлена в виде денежных средств, выплат на определенный период или пособий на определенные расходы. Такая поддержка помогает родителям решить вопросы, связанные с финансами и улучшить качество жизни семьи.
Многие программы предлагают возможность свободного использования материнского капитала. Это дает семьям возможность выбирать наиболее актуальные для них области, в которые инвестировать средства – будь то образование ребенка, жилье или другие потребности.
Международный опыт государственного управления в сфере материнского капитала показывает, что поддержка молодых семей и стимулирование рождаемости – важные задачи, которые многие страны признают и решают через различные программы материнского капитала.
Исследование международного опыта показало, что многие страны признают необходимость предоставления финансовой поддержки семьям в период рождения и воспитания детей.
Финансовая поддержка позволяет молодым семьям справиться с финансовыми трудностями, связанными с рождением и воспитанием детей вариативность использования средств предоставляет семьям свободу выбора, каким образом использовать материнский капитал, в зависимости от своих потребностей. Программа получила широкое признание и считается успешной в стимулировании рождаемости и поддержке молодых семей. Поэтому важно постоянно изучать и анализировать международный опыт, чтобы определить наиболее эффективные и передовые практики, которые могут быть применены в своей стране.
В целом, государственное управление в сфере материнского капитала имеет значительное влияние на благополучие молодых семей и рождаемость.
Опыт других стран может служить ценным опытом и руководством при разработке и усовершенствовании национальных программ материнского капитала.
Федеральный закон №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , существует уже 16 лет и за время своего существования он не только изменил демографический показатель рождаемости, но и превратился в настоящую социальную поддержку российским семьям. Семьи, получая необходимые денежные средства могут купить квартиру или потратить их на необходимые траты, связанные как с детьми, так и мамами. Так, акая поддержка могла в будущем стать пенсией матери.
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.03.2025)
2) Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения 18.03.2025)
3) Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 18.03.2025)
4) Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи"// http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 (дата обращения 18.03.2025)
5) Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р <Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/ (дата обращения 18.03.2025)
6) Полная стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года // Комсомольская правда: сайт. URL: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592/(дата обращения 18.03.2025)
Статьи
7) Абдульмянова Т.В. Историко-правовой анализ становления и развития мер уголовноправовой охраны института семьи и прав несовершеннолетних // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. – № 1 (51). – С. 82-88.
8) Афтахова А. В. Обзор судебной практики по делам, связанным с использованием средств материнского капитала // Вестник государственного университета. Серия: Право. 2021. № 2. С. 63–69.
9) Биккинин И.А. Реализация государственной семейной политики Российской Федерации //Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2021. – № 2 (59). – С. 107-110.
10) Володина Н.А. Российская государственная семейная политика // Fortus: экономические и политические исследования. – 2018. – № 1 (1). – С. 38-48.
11) Гадецкий В. Г., Боярская О. В. Мешкова Н. Л. Наука, общество, образование в эпоху цифровизации и глобальных изменений: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2022. 208 с.
12) Гараева С. М., Жегалова Е.В. Материнский капитал: проблемы и тенденции развития в России//ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ VIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Симферополь, 2023. С. 119-122
13) Корнетов Н.А. Послеродовая депрессия – центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства // Бюллетень Сибирской медицины. – 2015. – Т. 4. – № 6. – С. 5-24
14) Лукин Д. Р. Материнский капитал как инструмент государственного регулирования// Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (25 декабря 2023 г.). В 5 ч. Ч. 3. Международная научнопрактическая конференция «Экономика, финансы, менеджмент: стратегические концепции и практика» [Электронный ресурс]: сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2024. С. 83-85
15) Павлова Е. А., Дорожко Д. А. Материнский (семейный) капитал в Российской Федерации: проблемы получения и использования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление. 2019. № 1(16). С. 56–59
16) Родичева И.В. Перспективы развития социальной защиты материнства и детства: зарубежный опыт и проблемы правового регулирования// Научные достижения 2024: гуманитарные и технические науки: сборник материалов LVII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, в 3 т., том 3, 4 декабря, 2024 – Москва: Издательство НИЦ «Империя», 2024. С. 114-116
17) Холдобина Н.В. Государственная семейная политика России: сущность, проблемы и способы их решения // Экономика и социум. – 2017. – № 6-2 (37). – С. 530-534.
18) Чупина Е.В., Андреева Е.Е. Государственная защита семьи и детства: проблемы и перспективы// Актуальные проблемы защиты прав ребенка: социальные, педагогические и правовые аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (г. Липецк, 2 ноября 2023 года). – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 359-362
19) Янгирова Л.М. Направления совершенствования социальной политики в отношении семьи // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – 2020. – №11 (80). – С. 55-57.