Фрагмент для ознакомления
2
Законотворчество – ключевой элемент в структуре современного государства. Процесс разработки и утверждения законодательных актов формирует систему правил, регулирующих взаимодействие в обществе. Нормативные документы, созданные на основе правовой базы, охватывают различные аспекты жизни граждан, обеспечивая стабильность и предсказуемость. Именно закон выступает важным инструментом поддержания баланса и порядка в государстве.
В учебном пособии по "Теории государства и права" В. Червонюк предлагает следующее определение закона: это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом, который регулирует наиболее важные общественные отношения, закрепляет права и свободы человека, его приоритеты и ценности, и обладает высшей юридической силой в правовой системе страны.[ Червонюк В.И.: Учебник/ Теория государства и права / В.И. Червонюк - М.: ИФРА-М, - 2006. - 114 с.
]
Существенно, что закон – это не произвольное установление, создающее права и обязанности для субъектов. Он является отражением объективных условий существования общества и его неотъемлемой частью. А.В. Поляков, известный ученый-юрист, подчеркивает, что закон может быть как правовым, так и "мнимым", если государственные установления не влекут за собой реальных прав и обязанностей.[ Поляков А.В.: Общая теория права. Курс лекций / Поляков А.В - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", - 2001. - 332-333 c.
]
В.В. Кожевников в своем учебнике для бакалавров "Теория государства и права" придерживается схожего подхода к определению закона. Он и В. Червонюк сходятся во мнении, что закон – это "правила, установленные высшей властью". Юридическая сущность закона заключается в его письменной форме, в которой закрепляются вводимые юридические нормы или изменения к ним. Закон принимается в особом порядке, не подлежит контролю или утверждению другими органами, обладает верховенством в правовой системе и имеет прямое действие на всей территории страны без ограничений и дополнительных актов.[ Червонюк В.И.: Учебник/ Теория государства и права / В.И. Червонюк - М.: ИФРА-М, - 2006. - 115 c.
]
Автор указывает, что закон регулирует только те общественные отношения, которые стабильны, важны и требуют законодательного оформления в соответствии с волей народа. К таким отношениям относятся установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека, определение национально-административного устройства, установление принципов организации и деятельности государственных органов, определение формы правления и регламентация принципов местного самоуправления[2].
Классификация нормативных правовых актов зависит от факторов, имеющих значение для правовой системы. Понятие, виды, признаки и особенности принятия закона – все это влияет на его отнесение к той или иной группе. По юридической силе законы делятся на основные, конституционные и обычные.
Помимо этого, существуют и другие критерии классификации, наиболее важными из которых являются содержание и срок действия (постоянные и временные). Выделяют также общие и специальные законы, в зависимости от того, на какое число граждан они распространяются. Общие законы распространяются на всех граждан, а специальные – только на определенные категории. Существуют и другие классификации, основанные на предмете регулирования, сфере действия, объеме регулирования и направленности. Предметом регулирования может быть конституционное, административное или уголовное право. Направленность может быть различной: социальные вопросы, экономические проблемы, бюджет.
С формированием национального права закон стал рассматриваться как проявление государственного суверенитета.
Одной из актуальных проблем является наличие пробелов в законодательстве, которые обнаруживаются при анализе правовой нормы, применяемой к конкретному случаю.
Пробел в праве, согласно учебнику "Теория государства и права" В.Н. Хропанюка, – это отсутствие правовой нормы для разрешения конкретных жизненных ситуаций, которые подлежат правовому регулированию и должны быть разрешены на основании права.
Одним из способов устранения пробелов является аналогия закона. Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.
Основанием для применения аналогии является возможность использования нормы, схожей с отношениями, прямо не предусмотренными правом, но урегулированными другими юридическими нормами.
Если компетентный орган решает дело в соответствии с нормой, регулирующей схожие отношения, то имеет место аналогия закона. Важно, чтобы эта норма регулировала родственные, а не идентичные отношения.
Правовое основание является обязательным элементом при рассмотрении юридического дела, поэтому применение аналогии закона играет важную роль. При отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, используется норма, регулирующая сходные отношения, которая и становится правовым основанием для решения.
Применение аналогии закона возможно, если отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение, или если оно не урегулировано соглашением сторон. В этом случае в законодательстве должна существовать норма, регулирующая сходные отношения, на основе которой и выносится решение по делу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев – М.: Статут, 2015. – 356 с.
2. Белов В.А. Гражданское право / В.А. Белов. – М.: Юрайт, 2016. – 611 с.
3. Булаевский Б.А. Презумпции как средства правовой охраны интересов участников гражданских правоотношений / В.А. Булаевский. – М.: Юрайт, 2016. – С. 53-57.
4. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права / Е.В. Вавилин – М.: Юрайт, 2016. – 170 с.
5. Васильева Т.А. Понятие и значение источника права / Т.А. Васильева // Вестник Волжского университета им. В. Татищева. - 2016. - № 2. - С. 5-12.
6. Бурков А.Л. Статус постановлений Пленума Верховного Суда РФ в законодательстве и судебной практике. / А.Л. Бурков //Правоведение. - №5. - 2011. - 172-186 с.
7. Ильина Е.В. Соотношение юридической фикции и аналогии в праве./ Е.В. Ильина // Вестник ВолГУ. Серия 9. - 2012. - №10. - 194-195 с.
8. Романов А.К. Почему недопустима аналогия закона в уголовном праве. / А.К. Романов // Законность. - 2011. - №5. - 43-47 с.
9. Спектор Е.И. Некоторые аспекты применения института аналогии в административном законодательстве. / Е.И. Спектор // Юрид. Дом "Юстицинформ". - 2012. - 49-54 с.
10. Уранский Ф.Р. Пробелы в праве и способы их восполнения в правоприменительной деятельности / Ф.Р. Уранский. – Автореферат дисс..канд.юр.наук. – М., 2015. – 30 с.
11. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. / В.А. Четвернин // М., - 1993. - 13 с.
12. Шафиров В.М. Проблема пробелов в праве и современное (интегративное) правопонимание. / В.М. Шафиров// Российское правосудие. - 2012. - №10. - 5-13 с.