Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в современный период становятся частью комплекса социально-экономических и демографических задач государства. Эта задача в первую очередь заключается в снижении числа смертей в дорожно-транспортных происшествиях (ежегодно погибает около 30 тысяч граждан). Традиционно эта задача заключается в снижении потенциальной опасности рисков в дорожном движении, создании более безопасной среды и обеспечении соблюдения правил дорожного движения.
В последние годы были изменены материальные и процессуальные нормы, законодатель значительно усилил административную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: увеличен размер административных штрафов (например, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, статья 12.19 КОАП РФ)., расширен перечень правонарушений, влекущих лишение права управления транспортным средством или увеличение его срока (например, за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, Часть 4 статьи 12.8 КОАП РФ), введены новые виды административных правонарушений (например, за допущение к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения).
Административные правонарушения в области дорожного движения представляют собой важную и актуальную проблему для обеспечения безопасности на дорогах. Они включают в себя нарушения правил, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, ущербу для здоровья, жизни людей и общественного порядка. В условиях современного общества, где количество транспортных средств на дорогах постоянно растет, важно эффективно бороться с нарушениями и предотвращать их. Влияние этих правонарушений на общество в целом очевидно, поскольку каждая дорожная авария может повлечь за собой трагические последствия, как для участников движения, так и для окружающих людей.
Задачи полиции в данной области многочисленны и многообразны. Основной задачей является выявление и пресечение правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения. Полиция обязана активно следить за соблюдением правил, используя различные методы контроля, такие как патрулирование, видеонаблюдение и мониторинг транспортных средств. Важным аспектом является профилактическая работа, которая заключается в разъяснении нарушителям возможных последствий их действий, а также в распространении информации о важности соблюдения правил.
Среди ключевых задач полиции также можно выделить повышение уровня ответственности водителей, эффективное использование технологий, таких как камеры фиксации нарушений, а также контроль за соблюдением правил не только водителями, но и пешеходами. Кроме того, особое внимание следует уделить профилактике нетрезвых водителей, нарушений скоростного режима, а также опасных маневров на дорогах.
Актуальность темы выявления и пресечения правонарушений в области дорожного движения особенно важна в свете растущего числа автотранспортных средств и увеличения плотности движения на дорогах. Усиление контроля и повышение ответственности водителей являются ключевыми факторами для обеспечения безопасности дорожного движения и минимизации ущерба от возможных правонарушений. Важно понимать, что задача полиции — не только наказать, но и предотвратить правонарушения путем создания условий для соблюдения установленных норм.
Целью данной работы является комплексный анализ нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом данной работы являются нормативные правовые акты, научная и учебная литература, в рамках нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объектом данной работы являются общественные отношения в рамках административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Задачами данной работы являются:
1. Выделить общую характеристику административной ответственности;
2. Определить административную ответственность в области дорожного движения;
3. Проанализировать основные задачи полиции по выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения;
4. Выделить проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения;
5. Определить совершенствование законодательства в сфере применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Методологической основой работы является диалектический метод познания социально-правовых явлений; общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.), а также частно-научные методы (формально-логический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой), специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Агапов А.Б., Братановский, С. Н., Четвериков, В. С., Конин, Н. М., Макарейко, Н. В. и др.
Нормативной базой исследования послужили Конституция, КоАП РФ, УК РФ и иные нормативно-правовые акты в рамках данной работы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения об административной ответственности
1.1 Административная ответственность: общая характеристика
В нормативных правовых актах отсутствует четкое понятие «административная ответственность». Это можно сделать самостоятельно, основываясь на практике, вашем собственном мнении и определении понятия «административное правонарушение», приведенном в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступление которой связано с совершением нарушителем противоправных действий (бездействия), относящихся к сфере регулирования административного права, за которые к этим лицам и (или) персоналиям применяются меры административного принуждения.
Именно назначение административного наказания сопровождается наступлением административной ответственности. Исходя из этого, можно дать другое определение административной ответственности - это процесс осуществления административно-правовых наказаний, применяемых органами, уполномоченными на данные процессуальные действия, их должностными лицами к физическим и юридическим лицам, совершившим правонарушение .
Данный вид юридической ответственности устанавливается государством, издающим различные законы, и другие нормативно-правовые акты, определяющие основания административной ответственности, меры государственного принуждения, порядок их исполнения, рассмотрения дел о правонарушениях.
Государство также установило возраст, с которого начинается этот вид ответственности. Если граждане Российской Федерации становятся полностью дееспособными в возрасте 18 лет, то лицо уже может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста, согласно статье 2.3 КОАП РФ. Также в этой статье рассказывается о том, что, в зависимости от решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста привлечения к административной ответственности, может быть освобожден от нее, но вместе с применением к нему определенных мер воздействия, регламентированных законом.
Как и в любой другой области, существуют также исключения из ответственности. То есть речь идет о совершении далеко не каждого правонарушения. Существуют ситуации, которые отрицают незаконность действий или бездействия человека:
1. Деяние было совершено в состоянии крайней необходимости. То есть лицо совершило действия (бездействие), нарушающие закон, но из-за которых не наступили более серьезные последствия, причиненный ущерб был менее значительным, чем тот, который был предотвращен деянием .
2. Нахождение человека в состоянии невменяемости. То есть человек не мог осознавать, что совершает противоправные действия, он ими не руководил. Обычно безумие появляется в результате хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или другого болезненного психического состояния.
3. Отсутствуют признаки состава данного административного правонарушения.
4. Незначительность совершенного административного правонарушения. При рассмотрении дела судья, орган или его должностное лицо вправе освободить нарушителя от административной ответственности, применив только устное замечание, если они считают данное правонарушение незначительным.
Отдельными статьями регулируется административная ответственность должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, владельцев (собственниц) транспортных средств, собственников или иных собственниц земельных участков или иных объектов недвижимости.
Если говорить об иностранных гражданах и лицах без гражданства, то они подлежат данному виду ответственности на общих основаниях при совершении правонарушения на территории Российской Федерации.
Целью административной ответственности является преследуемый результат, на достижение которого направлены силы административной юрисдикции, когда к правонарушителю применяются меры административного принуждения в качестве меры административной ответственности. Эти цели выражают стремление предотвращать правонарушения. Такой вывод можно сделать на основании статьи 3.1 КОАП РФ, которая также указывает на то, что моральное унижение достоинства человека, неуважительное отношение к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, или причинение ему физической боли и страданий, а также нанесение ущерба деловой репутации лица юридическое лицо не может служить объектом административного наказания .
Исходя из этой цели, можно вывести задачи административной ответственности:
1. Защищать верховенство закона в государстве.
2. Воспитывать граждан страны в духе уважения к закону.
3. Восстановите социальную справедливость.
4. Предотвращать совершение новых правонарушений.
Привлечение к административной ответственности происходит при наличии необходимых оснований. Основаниями административной ответственности являются те деяния или обстоятельства, при наличии которых возникает возможность привлечения к ответственности, а их отсутствие исключает ее. Эти основания представляют собой комбинацию следующих факторов:
- нормативная база - наличие законов и подзаконных актов, устанавливающих административную ответственность за то или иное деяние, а также наличие состава административного правонарушения;
- фактическая основа - совершение конкретными лицами или персоной действий или бездействия, нарушающих административное законодательство, охраняемых и наказуемых административными санкциями;
- процессуальное основание - акт компетентного судьи, органа или должностного лица о наложении административного взыскания на конкретное лицо за совершение административного правонарушения .
Административная ответственность выполняет превентивную (предупредительно-воспитательную), репрессивную (карательную) и тревожную функции. Эти функции связаны как друг с другом, так и с целями административной ответственности. Все эти функции взаимосвязаны и проявляются в той или иной степени во всех видах юридической ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025)
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
5. Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Научная литература:
6. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник // А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. – С. 51
7. Административное право ; Сочинский государственный университет; Университетский экономико-технологический колледж; Составитель: Надолинская Ольга Сергеевна. – Сочи : Сочинский государственный университет, 2020. – С. 16
8. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. С. 65
9. Боровинских А. Е. Проблемы административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения.// Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2020. № 3(42). С. 34
10. Братановский, С. Н. Административное право России / С. Н. Братановский, Н. В. Галицкая. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – С. 34
11. Булгаков, Д. Б. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / Д. Б. Булгаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 2
12. Гуркина, А. Н. Административная ответственность в сфере безопасности дорожного движения: вопросы индивидуализации / А. Н. Гуркина // Молодежь и наука. — 2018. — № 3. — С. 91–94.
13. Карпенко, А. В. Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы / А. В. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 3
14. Конин, Н. М. Административное право России / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2019. – С. 94
15. Корягина, С. А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / С. А. Корягина, В. А. Бабкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С.2
16. Ляшенко Е. А. Вопросы правового регулирования административной ответственности при нарушении правил дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. — 2021. № 1 (1). С. 271–276.
17. Майоров В. И. Общественная опасность административных деликтов бесспорна // Проблемы права. 2016. № 2 (56). С. 85-88.
18. Майоров В. И., Бекетов О. И. О нормативно-правовом определении понятия опасного вождения в контексте законодательства об административных правонарушениях // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 1. С. 77-82
19. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. С. 34
20. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. С. 25
21. Рябчиков М. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения. // Юридические науки. 2021. № 31. С. 3
22. Рябчиков М. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения. // Юридические науки. 2021. № 31. С. 4
23. Статистические данные ГИБДД РФ. — Текст: электронный // http://stat.gibdd.ru/
24. Судакова О. В. Оптимизация транспортного законодательства с целью эффективного функционирования транспортного комплекса России / О. В. Судакова // Евразийский юридический журнал. — 2018. № 2. С. 156–158.
25. Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации»
26. Четвериков, В. С. Административное право Российской Федерации / В. С. Четвериков. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – С. 41
27. Шаталов, А.М. Проблемы применения мер административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в // Юридическая наука. - 2021. - № 2. - С. 98105.
Судебная практика:
28. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 3369/13 по делу N А09-7558/2012
29. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09 юля 2013 № 3369/13