Фрагмент для ознакомления
1
Список сокращений и условных обозначений 3
Введение 5
Теоретическая часть 7
1. Краткая характеристика аэродрома 16
2. Определение категории каждой ИВПП по уровню требуемой пожарной защиты 18
3. Разработка оперативной карточки по тушению пожаров на воздушных судах 19
3.1 Тип воздушного судна 19
3.2 Схематический рисунок ВС (общий, в разрезе с аварийными выходами и с БАСО) 21
3.3 Тактико - технические данные ВС 21
3.4 Определение категории УТПЗ для ВС 22
3.5 Силы и средства необходимые для обеспечения УТПЗ для данного ВС 22
3.6 Расстановка сил и средств по каждому виду пожаров 23
3.7 Расчет критической зоны при пожаре разлитого авиатоплива данного воздушного судна 24
4. Нанесение пенных полос на ИВПП с учетом используемых ПА на аэродроме 25
4.1 Расчет сил и средств необходимых для покрытия ИВПП по типам 25
4.2 Схема покрытия пенных полос с учетом эксплуатируемых аэродромных пожарных автомобилей на аэродроме 26
Заключение 27
Литература 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пожары на авиационном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в салоне самолета.
Пожары на воздушном судне могут возникнуть, как в результате преднамеренных действий (поджог, террористический акт), так и случайных воздействий (неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования; несоблюдение мер пожарной безопасности на транспортном средстве).
Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.
Пожар в салоне воздушного судна может быть определен по факту появления открытого огня, дыма, запаха горящих материалов, а также по нагреву стен (перегородок, перекрытий), изменению их внешнего вида, резкому повышению температуры воздуха в салоне.
Характерными особенностями пожара на воздушном судне являются его скоротечность и высокая интенсивность, выброс большого количества токсических продуктов горения, углекислого газа, стесненность условий для проведения экстренной эвакуации пассажиров при нахождении судна на стоянке. Кроме того, следует учитывать, что на воздушном судне имеется значительное количество топлива, что может привести к резкому увеличению интенсивности пожара или взрыву.
Сценарии пожара уместно рассматривать для воздушных судов, находящихся на стоянке в аэропорту, либо судов, готовящихся к взлету (совершивших посадку). В противном случае, если воздушное судно находится в воздухе, а пожар своевременно не обнаружен и локализован, развитие пожара неминуемо приведет к авиакатастрофе.
Актуальность работы заключается в необходимоти изучения вопроса пожарной безопансоти на авиационном транспорте, нарушение которой в большинстве случаев приводит к необратимым последствиям и человеческим жертвам.
Цель работы – рассмотреть вопросы пожарной безопасности на авиационном транспорте.
Задачи работы:
изучить общие вопросы классификации пожаров на авиационном транспорте;
рассмотреть способы обеспечения пожарной безопасности;
охарактеризовать тактику действий при возникновении пожара.
Теоретическая часть
Исходя из этих условий, определены следующие сценарии развития пожара:
• А-ПА – пожар на воздушном судне при невозможности его локализации;
• А-ПБ – пожар на воздушном судне при условии его локализации.
Сценарии с пожаром на воздушном судне могут развиваться по следующим цепочкам событий.
• Сценарий А-ПА-1: возникновение возгорания на воздушном судне > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени по салону > неэффективность действий по эвакуации пассажиров из салона > массовая гибель пассажиров воздушного судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > полное выгорание корпуса самолета;
• Сценарий А-ПА-2: возникновение возгорания на воздушном судне > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > гибель и поражение (отравление токсичными продуктами горения, получение ожогов и/или их травмирование) части пассажиров воздушного судна и/или их травмирование в ходе экстренной эвакуации > прибытие пожарных расчетов и тушение самолета > оказание помощи пострадавшим;
• Сценарий А-ПБ-1: возникновение возгорания на воздушном судне > свое-временное обнаружение возгорания > локализация пожара первичными (подручными) средствами пожаротушения > проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > поражение отдельных пассажиров воздушного судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения и/или их травмирование в ходе экстренной эвакуации > оказание помощи пострадавшим.
В случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.
При пожаре в самолете необходимо:
• четко выполнять команды членов экипажа;
• дышать только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой;
• защитить открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.;
• пробираясь к выходу, двигаться пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше;
• если проход блокирован, передвигаться поверх опущенных спинок само-летных кресел;
• после приземления и остановки самолета, по команде бортпроводника, направиться к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва;
• при эвакуации избавиться от ручной клади и избегать выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность;
• оказавшись вне самолета, отойти от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками т.к. возможен взрыв.
Следует отметить, что объекты гражданской авиации имеют определенную специфику. Так, воздушные суда имеют большой спектр горючих материалов, при этом пожарную нагрузку в основном составляют вещества в жидком и твердом состоянии. На воздушном судне находится также большое количество горючей жидкости. В системе питания двигателей используется керосин, в системе охлаждения двигателей –
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. «Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации».
2. М.А.Джафаров, Н.Ф. Лозовой, В.И. Луценко, В.К. Федоров.- М.- Транспорт 1987г.
3. Руководство по поисковому и аварийно- спасательному обеспечению полетов ГА СССР (Приказ МГА СССР № 65).
4. Рекомендации по тушению пожаров на воздушных судах на аэродромах гражданской авиации № 21/и.
5. Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР-92).