Фрагмент для ознакомления
2
Международная интеграция представляет собой непростой феномен и процесс, направленный на объединение государств в единое целое через углубление взаимодействия в политической, экономической, социальной и правовой сферах. Как отмечает С.А. Войтович, и эту мысль также развивает Е. Е. Рафалюк, термин «интеграция» стал активно использоваться с середины XIX века в контексте поиска целостности в научном познании[ Рафалюк Е. Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования / Е. Е. Рафалюк // Журнал российского права, 2014. — С. 56-71. ][ Войтович С.А. Генезис и развитие научного понятия «интеграция» // Курс международного права. В 7 т. Т. 7. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире / М.П. Бардина, С.А. Войтович, Ю.М. Колосов и др. — М. : Наука, 1993. — С. 9]. По мнению В.Г. Барановского, ключевым содержанием интеграции является формирование «новой общности с органическими связями между её элементами»[ Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. М. : Наука, 1983. — С. 32. ], что подразумевает переход от разрозненных государств к системе с качественно новыми свойствами.
Таким образом, сущность международной интеграции заключается в диалектическом сочетании двух аспектов: процессуального — поэтапное сближение государств через согласование политик, устранение барьеров, создание общих институтов; и результативного — достижение состояния взаимозависимости, при котором участники образуют устойчивую целостность.
Как подчёркивает С. Г. Стоякин, интеграция — это «объективный исторический процесс», охватывающий всё человечество, где базовой единицей выступают не отдельные люди, а государства[ Стоякин С. Г. Международная интеграция: понятие, виды, формы / С. Г. Стоякин // Московский журнал международного права. —2024. — С. 17-30. ].
При этом результатом интеграции может стать как конфедерация или наднациональный союз, так и гипотетическое «мировое государство»[ См. Войтович С.А. Указ. соч. Ткже: Барановский В.Г. Указ. соч. С. 37. ].
Вышеуказанные исследователи классифицируют интеграцию по нескольким критериям, но особенного внимания заслуживает классификация Т. Н. Дмитриевой, которая выделяет следующие критерии:
По сфере сотрудничества: экономическая (НАФТА, ЕАЭС) — «сращивание национальных хозяйств в общий рынок», политическая (ЕС) — передача части суверенитета наднациональным органам, военная (НАТО), экологическая, культурная.
По географическому масштабу: субрегиональная (Бенилюкс), региональная (АСЕАН), межрегиональная (Транстихоокеанское партнёрство).
По степени институционализации: негативная (устранение барьеров, например, зона свободной торговли), позитивная (создание общих норм и институтов, как в ЕС)[ Дмитриева, Т. Н. «О некоторых аспектах понятийного аппарата политики интеграции» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2015. — №4. — С. 28–34. ].
При этом основной формой выступает международный договор, закрепляющий цели и механизмы интеграции. Он может реализовываться через:
1)Организационно-договорные структуры (ЕС, ЕврАзЭС), где создаются наднациональные институты.
2)Внеорганизационные договоры (соглашения о сотрудничестве без постоянных органов).
Как отмечает Ю.А. Лепешков, интеграция всегда предполагает добровольность и взаимовыгодность, а её формы эволюционируют от простых к сложным — от договоров к квазигосударственным образованиям[ Лепешков Ю. Международная интеграция в рамках европейского союза: некоторые вопросы теории / Лепешков Ю // Белорссуский жунарл межнуданроного права и международных отношений, 2001. — №1. — С. 67-89. ].
Как показывает анализ научной литературы, доминируют два направления объяснений процесса интегрирования:
1)Экономико-прагматическое (Б. Баласса): интеграция как поэтапное устранение барьеров — от зоны свободной торговли к политическому союзу.
2)Политико-институциональное (Э. Хаас): акцент на роли наднациональных структур и эффекте «перетекания», когда сотрудничество в одной сфере стимулирует интеграцию в других[ См.: Лукашук А. А. Интеграционные процессы в рамках федералистской и неофункциональной теорий / А. А. Лукашук // Мировая политика, 2020. — С. 23-34.].
При этом, как подчёркивает Н. А. Ефремова, традиционные понятия вроде «международного сотрудничества» уже не отражают глубину интеграционных процессов, выходящих за рамки межгосударственного взаимодействия[ Ефремова Н. А. Международно-правовые механизмы регулирования экономической интеграции и суверинтет гсоударства : автореф… дис. кан. юр. наук. — М.: 2010. — 27 с.
].
Таким образом, суммируя всё вышесказанное, мы можем определить международную интеграцию как динамичный процесс, сочетающий экономические, политические и правовые аспекты, чья сущность — в трансформации взаимодействия государств от сотрудничества к формированию новой целостности. При этом ключевой вызов — баланс между передачей суверенитета наднациональным органам и сохранением национальной идентичности.
Определив ключевые характеристики, мы можем предложить авторское определение: международная интеграция — это добровольный и постепенный процесс объединения суверенных государств в устойчивую целостность через согласование политик, создание общих институтов и правовых норм, направленный на достижение экономической эффективности, политической стабильности и социальной сплочённости при сохранении элементов культурного многообразия.
Интеграционная политика, рассматриваемая через призму востоковедения, представляет собой комплекс мер, направленных на укрепление связей между государством и его этнической диаспорой за рубежом. Она сочетает сохранение культурной идентичности с адаптацией к реалиям принимающих обществ. В случае Республики Корея эта политика приобретает уникальные черты, обусловленные историей корейской миграции, расколом Корейского полуострова и стремлением РК позиционировать себя как «глобальная нация» (кор. сегье хва). Сущность интеграционной политики РК заключается в двустороннем процессе: с одной стороны, поддержка зарубежных корейцев (чеве донгпхо) в сохранении этнической идентичности, а с другой — их включение в социально-экономические и культурные процессы как в странах проживания, так и в самой Южной Корее[ Ким Е. В. Корейская диаспора и стратегии Республики Кореи по взаимодействию с ней / Е. В. Ким // Центр исследований АТР Университет Ханянг, Сеул, Республика Корея, 2012. — С. 56-65.].
Исторически корейская диаспора формировалась в условиях вынужденной миграции, начавшейся в период японского колониального господства (1910–1945 гг.) и усилившейся после Корейской войны (1950–1953 гг.). Раскол Кореи на два государства привёл к тому, что зарубежные корейцы оказались в сложном положении: их лояльность часто ставилась под сомнение как со стороны РК, так и КНДР. Однако с демократизацией Южной Кореи в 1990-х годах и её экономическим ростом интеграционная политика приобрела системный характер. Принятие «Закона о зарубежных корейцах» (1999 г.) и создание Фонда «Чеве донгпхо чедан» (1997 г.) стали ключевыми шагами в институционализации этой политики[ См. там же.].
С теоретической точки зрения интеграционная политика РК отличается от западных моделей мультикультурализма, которые, как отмечает В.А. Тишков, часто приводят к фрагментации общества на конкурирующие этнические группы[ Тишков В. А. Этнокультурная сложность в современном глобальном развитии / Тишков В. А. // Современные глобальные вызовы и национальные интересы, 2021. — С. 238-265.
]. В отличие от европейского акцента на «терпимости» к культурному разнообразию, Южная Корея делает ставку на активное поддержание этнической солидарности. Это выражается в программах, направленных на:
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1.Закон Республики Корея № 6014 «О зарубежных корейцах» (재외동포법) от 3 августа 1999 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.law.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).
2.Указ Президента РК № 256 «Об усилении поддержки зарубежных соотечественников» от 12 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.law.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).
3.Брошюра Фонда зарубежных корейцев [Электронный ресурс]. – URL: http://www.okf.or.kr (дата обращения: 18.03.2025).
4.Сайт Иммиграционной службы Республики Корея [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hikorea.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).
5.О некоторых аспектах иммиграционной политики РК в отношении этнических корейцев, проживающих за рубежом [Электронный ресурс] // Генеральное консульство Российской Федерации в Пусане. – URL: https://pusan.mid.ru/ru/... (дата обращения: 18.03.2025).
Литература на русском языке
6.Ахметова А. А. История появления корейской диаспоры в России и странах Центральной Азии. Миграционная политика Республики Корея по отношению к зарубежным соотечественникам // Корееведение в России: направление и развитие. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 86–93.
7.Белая Е. К., Кашина М. А. Сравнительный анализ южнокорейской и американской практики мягкой силы в мировой политике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2022. — Т. 16, № 4. — С. 106–120. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-106-120
8.Войтович С.А. Генезис и развитие научного понятия «интеграция» // Курс международного права. В 7 т. Т. 7. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире / М.П. Бардина, С.А. Войтович, Ю.М. Колосов и др. — М.: Наука, 1993. — С. 9–21.
9.Дмитриева Т. Н. О некоторых аспектах понятийного аппарата политики интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2015. — № 4. — С. 28–34.
10.Ефремова Н. А. Международно-правовые механизмы регулирования экономической интеграции и суверенитет государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2010. — 27 с. 8. Ким Е. В. Корейская диаспора и стратегии Республики Кореи по взаимодействию с ней // Центр исследований АТР Университет Ханянг. — Сеул, 2012. — С. 56–65.
11.Ким Ен Ун, Самсонова В. Г., Федюнина М. А. XXVIII конференция корееведов России и стран СНГ // Восточная Азия: факты и аналитика. — 2024. — № 1. — С. 104–118.
12.Ким Е. В. Корейская диаспора и стратегии Республики Кореи по взаимодействию с ней // Центр исследований АТР Университет Ханянг. – Сеул, 2012. – С. 56–65.
13.Лепешков Ю. Международная интеграция в рамках Европейского Союза: некоторые вопросы теории // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2001. — № 1. — С. 67–89.
14.Ли Кван Гю. Чжевэхангугин (Зарубежные корейцы). — Сеул: Изд-во Сеульского университета, 2000. — 260 с.
15.Лукашук А. А. Интеграционные процессы в рамках федералистской и неофункциональной теорий // Мировая политика. — 2020. — С. 23–34.
16.Малгаждарова А. М. Политика Республики Корея в отношении зарубежных соотечественников на примере корё сарам // Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва. Серия: Политология. Религиоведение. Востоковедение. Тюркология. – 2022. – № 1 (138). – С. 176–187.
17.Рафалюк Е. Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. — 2014. — С. 56–71.
18.Стоякин С. Г. Международная интеграция: понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. — 2024. — С. 17–30.
19.Турицын И. В., Рау Иоганн. Китай и корейский вопрос: военно-политические аспекты и уроки истории взаимоотношений // Современная научная мысль. — 2019. — С. 32–43.
20.Тишков В. А. Этнокультурная сложность в современном глобальном развитии // Современные глобальные вызовы и национальные интересы. — 2021. — С. 238–265.
Литература на английском языке
21.Kim Bok Rae. Past, Present and Future of Hallyu (Korean Wave) // American International Journal of Contemporary Research. – 2015. – Vol. 5, № 5. – P. 154–160.
22.Kwak K. M., Ham B. Qualitative Meta-Analysis of the Life of Repatriated Overseas Koreans in South Korea: A Focus on Goryoins and Sakhalin Diaspora // The Korean Society of Culture and Convergence. – 2023. – № 10. – P. 901–916.
23.Yoon In-Jin. Understanding the Korean Diaspora from comparative perspective // Asia Culture Forum. – 2006.
Литература на корейском языке
24.강명구. 극동ㆍ연해주 발전정책과 연해주에서 한ㆍ러 경제협력 연구 / 강명구, 윤재희 // 한국시베리아연구. – 2011. – 권15. – № 2. – 68–99 쪽.
25.김동노. 일제 식민지 시기의 통치체제 형성 / 김동노. – 서울 : 혜안, 2006. – 407 쪽.
26.김상배. 재외동포 정책의 변천과 과제. – 서울: 한국학중앙연구원, 2018. – 280쪽.
27.재외동포 지원정책의 현황과 개선방안 // 국회입법조사처. – 2020. – 45쪽. – URL: https://www.nars.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).
28.박종철. 디아스포라와 한국의 정체성. – 서울: 서울대학교 출판부, 2015. – 320쪽.
29.이주 고려인의 서울 정착을 위한 대책. – 서울 : 서울연구원, 2018. – 88쪽.
30.선봉규. 러시아 연해주 고려인의 디아스포라적 삶에 관한 연구 // 한국동북아논총. – 2011. – №65. – С. 271–293.
31.귀환 재외동포의 한국에서의 삶 연구에 관한 질적 메타분석 – 고려인과 사할린동포를 중심으로 // DBpia. – URL: https://www.dbpia.co.kr/Journal/articleDetail?nodeId=NODE11889806 (дата обращения: 18.03.2025).
32.중국 재외동포 언론의 남한과 북한 보도 프레임 연구: 보도량, 정보원, 보도 분야, 보도 논조 분석을 중심으로 / 류석진, 조희정. – URL: https://scholar.google.ru/scholar?q=%EC%9E%AC%EC%99%B8%EB%8F%99%ED%8F%AC+%EA%B7%80%ED%96%A5+%EC%A7%80%EC%9B%90+%ED%99%9C%EB%8F%99%EC%9D%98+%ED%98%84%ED%99%A9%EA%B3%BC+%EB%B6%84%EC%84%9D (дата обращения: 18.03.2025).
33.한국 거주 조선족의 단체 형성과 활동 인식에 관한 연구 // DBpia. – URL: https://www.dbpia.co.kr/Journal/articleDetail?nodeId=NODE07438902 (дата обращения: 18.03.2025).
34.이민정책백서. – 서울: 법무부, 2021. – URL: https://www.moj.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).
35.해외한민족의 사회통합 방안 연구 // 한국이민학회. – 2019. – 180쪽.
36.재외동포의 권리보장을 위한 법제 개선방안 // 법제연구원. – 2022. – 89쪽.
37.김영수. 글로벌 시대의 재외동포 정책. – 서울: 집문당, 2017. – 310쪽.
38.중국 조선족과 한국 사회 // 동북아연구. – 2021. – Т. 34, № 2. – С. 45–67.
39.재외동포 청년 리더십 프로그램 운영 보고서. – 서울: 재외동포재단, 2023. – 120쪽.
40.한국 다문화정책과 재외동포 // 다문화연구. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 88–105.
법무부출입국·외국인정책본부. – URL: http://immigration.go.kr (дата обращения: 18.03.2025).