Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где изменения происходят стремительно и непредсказуемо, развитие лидерских качеств у подрастающего поколения становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Подростки, обладающие лидерскими навыками, лучше адаптируются к новым условиям, умеют эффективно взаимодействовать в команде, принимать взвешенные решения и вести за собой. Игровые технологии, в свою очередь, представляют собой мощный инструмент, способный в увлекательной и доступной форме формировать и развивать эти качества.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки молодежи к вызовам будущего, где лидерство, инициативность и умение работать в команде будут ключевыми факторами успеха. Использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет создать стимулирующую среду для развития лидерских качеств, делая обучение более эффективным и интересным для подростков.
Степень изученности темы. В российской научной литературе изучение феномена лидерства получило развитие относительно недавно. Вопросам теории и методологии определения лидеров посвящены труды таких авторов, как А.В. Петровский и Л.И. Уманский. Различные подходы к лидерству представлены в работах И.П. Волкова и В.Ф. Рубахина. Взаимосвязь лидерства и управления рассматривается в исследованиях И.П. Волкова и Б.Д. Парыгина. Анализ характеристик, присущих лидерам, представлен в трудах Д. Лори, Дж. Пикена и А.Г. Шмелева.
Объектом настоящего исследования является процесс развития лидерских качеств у детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступает игра как инструмент, стимулирующий формирование лидерских качеств у подростков.
Цель работы – исследовать развитие лидерских качеств подростков средствами игровых технологий.
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
-рассмотреть сущность понятия лидерских качеств;
-разобрать психолого-педагогическую характеристику подростков;
-дать характеристику игровых технологий;
-выполнить анализ технологий и методик развития лидерских качеств;
-провести диагностику лидерских качеств и разработка технологий лидерских качеств.
Гипотеза исследования. Развитие лидерского потенциала у подростков достижимо при соблюдении следующих условий: разработке поэтапной программы занятий с игровыми элементами, соответствующей логике развития лидерских качеств, и создании системы критериев для объективной оценки уровня развития этих качеств у детей.
Методы исследования - теоретические; эмпирические; методы обработки данных.
Теоретическая значимость работы заключается в описании лидерских качеств подростков и обосновании особенностей организации игровой деятельности для их развития.
Практическая значимость определяется наличием комплекса диагностических методик для определения уровня развития лидерских качеств у подростков, а также определением этапов работы и набора заданий для формирования лидерских качеств в игровой деятельности.
Экспериментальная база исследования. МАОУ СОШ №125 г. Тюмень, 9 класс. В исследовании приняли участие 22 ребенка, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Возраст обучающихся: 15 - 16 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Сущность понятия лидерских качеств
Современное российское общество ставит перед развивающейся личностью сложные задачи. В педагогической науке особую актуальность приобрела проблема разработки эффективных методик развития личности, формирования лидерских качеств у социально активной молодежи, воспитания будущих лидеров, способных быстро адаптироваться в обществе и находить инновационные решения для общественных проблем.
Различные аспекты лидерства освещены в трудах зарубежных исследователей, таких как К. Берд, Е. Богардус и другие. Изучению лидерских качеств посвящены работы отечественных ученых, включая И. П. Волкову и других. В настоящее время повышенный интерес вызывает эффективность педагогической поддержки детского лидерства, разрабатываются специализированные методики формирования личности лидера. Тем не менее, данная проблема требует дальнейшей проработки, и современная гуманитарная наука нуждается в новых психолого-педагогических подходах к формированию и развитию лидерских качеств у школьников.
Понятие лидерства широко используется в социологии, психологии, педагогике и других науках. Данному феномену посвящены многочисленные теоретические и эмпирические исследования.
В педагогике лидерство определяется как ведущее влияние лидера на группу. В психологии лидерство рассматривается как отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений. Б. Д. Парыгин интерпретирует лидерство как процесс организации и управления группой, способствующий достижению целей.
В психологии, лидером признают участника группы, наделенного правом принимать ключевые решения в важных ситуациях. Это авторитетная фигура, играющая центральную роль в организации деятельности и регулировании отношений. А.А. Ершов рассматривал лидера как члена группы с организаторскими способностями, занимающего важное место в структуре межличностных связей и способствующего достижению целей. В обществе лидерство проявляется в различных сферах и исторических периодах.
Ситуационный подход предполагает, что лидерские качества зависят от обстоятельств. Человек может проявить лидерство в работе, на собрании или в общении. Лидеров отличают целеустремленность, уверенность, ответственность и компетентность. Хотя ситуационная теория признает важность личных качеств, она отдает приоритет обстоятельствам. Однако ведущая роль ситуации в формировании лидерства не всегда подтверждается, и критики указывают на недостаточное внимание к активности лидера, его способности оценивать и изменять ситуацию.
Многочисленные исследования выявили длинный список лидерских качеств. Р. Стогдилл выделил пять основных: ум, доминирование, уверенность, активность и знание дела. В конце 80-х - начале 90-х годов возрос интерес к лидерским чертам в связи с потребностью в подготовке лидеров для бизнеса, армии и социальной сферы. К. Дэ Вадер и Г. Аллигер определили шесть черт, отличающих успешных лидеров: ум, экстраверсия, доминантность, мужественность, консерватизм и стремление к лидерству.
Лидерские качества включают мотивацию к успеху, интуицию, самостоятельность, ответственность, смелость, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства, быстроту реакции, аналитические способности, способность к преодолению неудач, эвристическое мышление, склонность к прогнозированию, компетентность, понимание психологии людей и коммуникабельность.
Не всегда личность, обладающая набором определенных характеристик, автоматически становится лидером, и наоборот, человек без этих качеств может возглавить группу. Лидер не просто руководит и направляет, он стремится к тому, чтобы его последователи искренне хотели следовать за ним.
У подростков лидерские задатки проявляются особенно ярко, и социальное окружение оказывает значительное влияние на их развитие.
Социальная среда формирует человека, помогая ему адаптироваться, достигать целей и ориентироваться в обществе. Лидерство не существует в вакууме, оно обусловлено социальным контекстом. В малых группах лидер сплачивает участников и координирует их деятельность, требуя тесного взаимодействия с окружением.
Эффективному развитию лидерства способствуют подходящие методы воспитания и благоприятная среда. Создание социальной среды, способствующей формированию гражданской позиции, предполагает систему поддержки и помощи. Свобода выражения мнений, уважение, здоровые амбиции, творческий энтузиазм и стремление к саморазвитию создают атмосферу, благоприятную для развития лидерских качеств.
Особенно важную роль в этом играют: семья, уличная среда, средства массовой информации и школа.
Лидерские качества – это комплекс психологических характеристик, умений и навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с группой и выполнения лидерских задач. К ним относятся: самостоятельность, ответственность, инициативность, смелость, адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, быстрота реакции, коммуникабельность, аналитические способности и устойчивость к неудачам.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков
Подростковый возраст (от 11- 12 до 16- 17 лет) является периодом окончания детства и перехода к взрослости. Сравнивая себя с взрослыми и младшими школьниками, подросток приходит к выводу, что он уже не ребенок, что он скорее взрослый. Подросток добивается, чтобы окружающие его люди признавали его взрослость и самостоятельность; стремится к независимости, признанию своих прав, общению со сверстниками, «группированию».
Основным противоречием подросткового возраста является стремление школьника к признанию взрослыми себя как личности и при этом отсутствие у него реальных возможностей самоутверждения в мире взрослых.
Осознание себя взрослым – психологический симптом перехода к подростковому возрасту. В биологическом аспекте такими симптомами является половое созревание, так называемая «гормональная буря».
Поскольку подросток остается школьником, учебная деятельность по-прежнему является для него актуальной, однако, на первый план по значимости выступает общение со сверстниками. Общение, осознанные пробы выстраивания отношений с другими людьми, поиски друзей, конфликты и их разрешение, смена компаний и т.д. становятся самостоятельной областью жизни подростка. В сообществе сверстников находит свою реализацию главная потребность подростка – найти в обществе свое место [32].
Таким образом, важно учитывать психологические особенности подросткового возраста:
-интенсивное половое созревание, физиологическая перестройка организма, приводящая к переживаниям по поводу собственной внешности повышенная утомляемость;
-неустойчивость эмоциональной сферы, проблемы с эмоциональной саморегуляцией, частая смена настроения, чувство подавленности, депрессивные симптомы;
-стремление к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности, трудности или конфликтный характер взаимоотношений с взрослыми, негативизм, склонность к упрямству, бунту против запретов, авторитета возраста, безразличие к оцениванию успехов;
- общение со сверстниками, как приоритетная деятельность, важность успешного освоения новых норм поведения и отношений с людьми, завоевания признания со стороны сверстников, необходимость друга, «своей» компании;
- формирование характера, самооценки, возможности формирования заниженной или завышенной самооценки;
- возможное возникновение акцентуаций характера и социальной дезадаптации;
- отсутствие реальной самостоятельности, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
-развитие логического, абстрактного мышления, критичность мышления, способность к теоретическим размышлениям, к самоанализу;
-становление мировоззрения, формирование круга значимых и отвергаемых ценностей, стремление к установке собственных правил, поиск своего места среди других
- затруднения в области самоконтроля и планирования деятельности;
-склонность к риску, проявлениям агрессии, как приемам самоутверждения;
- «чувство взрослости», стремление быть самим собой и в то же время быть вместе с друзьями, быть, как они;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- возникновение социального сознания, самоопределение;
-стремление к лидерству в группе сверстников, чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, следование за модой и идеалами подростковой группы;
-стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде, острая потребность в признании и самоутверждении, деление мира на «своих» и «чужих» [27].
Л.С. Выготский выделял, как особенность подросткового возраста, несовпадение полового, общеорганического и социально-культурного созревания, приводящее к интроспекции, повышенному интересу к своим переживаниям, к неудовлетворенности окружающим миром, уходу в себя, рождению чувства своей исключительности, стремлению к самоутверждению, противопоставлению себя окружающим, конфликтам с ними [3].
Отличительной особенностью подросткового возраста является повышенный интерес к теме смерти, раздумья о смысле жизни, увлеченность философскими проблемами в этом направлении.
1.3 Характеристика игровых технологий
Игровые технологии представляют собой комплекс различных подходов, инструментов и методов организации образовательного процесса, реализованных в форме педагогических игр.
Ключевые черты игровых технологий:
Добровольная развивающая активность. Ребенок самостоятельно выбирает занятие, отвечающее его интересам и образовательным потребностям.
Творческий аспект, часто проявляющийся в спонтанной активности учеников.
Позитивный эмоциональный настрой. Игра вызывает радость, дух соперничества, стремление к новым знаниям.
Система правил. Явные или подразумеваемые правила определяют суть игры, ее содержание и логику.
Основные задачи игровых технологий:
Развлечение: доставить ребенку удовольствие, заинтересовать, стимулировать познавательную активность.
Коммуникация: развитие коммуникативных навыков и умений.
Самореализация: возможность примерять разные роли и приобретать практический опыт.
Игротерапия: преодоление трудностей, возникающих в жизни ребенка (например, страхов).
Диагностика: выявление отклонений в развитии ребенка в процессе игры.
Коррекция: позитивное влияние на личностные характеристики ребенка.
Межнациональное общение: усвоение социальных и культурных ценностей, принятых в обществе.
Социализация: интеграция в общество и адаптация к современным реалиям через освоение норм.
Использование игровых технологий в образовании открывает широкие возможности для повышения мотивации учащихся и активизации их познавательной деятельности. Интерактивные игры позволяют создать увлекательную среду, в которой обучение становится более эффективным и запоминающимся.
Фрагмент для ознакомления
3
Альтманн, Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Г. Х. Альтманн. – М.: Интерэкспорт, 2020. – 272 с.
2.Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн - Екатеринбург: Литур, 2020. – 433 с.
3.Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2022. – 479 с.
4.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2021. – 479 с.
5.Гончаров, В. Лидерство как фактор групповой деятельности: опыт социально-психологического исследования спортивных команд / В. Гончаров: автореф. дис. канд. философ. наук. – М.: 2019. – 18 с.
6.Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман. - М.: Альпина, 2021. - 301 с.
7.Ершов, А. А. Лидер и авторитет группы / А. А. Ершов // Экспериментальная и прикладная психология. - 2023. – № 4. – С. 11–16.
8.Жеребова, Н. С. Неформальное лидерство в малых группах / Н.С. Жеребова // Вопросы социальной психологии. –2022. - С. 12-18.
9.Зайцева, Е. М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников / Е. М. Зайцева // Психология возрастных коллективов. –2021. – С.57-59.
10.Зубанова, Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. / Л.Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование. – 2023. - №2. – С. 53-57.
11.Кретов, Б. И. Типология лидерства / Б.И. Кретов // Социально - гуманитарные знания. – 2020. – №3. – С. 73-78.
12.Кричевский, Р. Л. Динамика группового лидерства / Р. Л. Кричевский // Вопросы психологии. – 20200.– № 2.– С. 42-52 .
13.Кричевский, Р. Л. О личностных детерминантах ролевой структуры лидерства / Р. Л. Кричевский // Психология возрастных коллективов. - 2021. - С.92-94.
14.Кричевский, Р. Л. Лидерство как структурный феномен. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак. – М.: МГУ, 2021. – 337 с.
15.Кузякин, А. П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. - 2020. - №4. С. 89-99.
16.Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков / Д. Лубовский // Воспитание школьников. – 2020. - №2. – С.43-46.
17.Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. – М.: Онтопсихология, 2021.– 202 с.
18.Пескова, И. В. Организаторские умения педагога условие воспитания лидерских качеств детей / И. В. Пескова. – Н. Новгород: ВГИПА, 2022. – 778 с.
19.Робер, М. А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе / М. А. Робер. – М.: МПА, 2021. – 155 с.
20.Рожков, М. И. Использование игровых ситуаций для выявления лидеров в коллективе / М. И. Рожков // Воспитание школьников. – 2020.–№ 1.– С. 52.
21.Уманский, А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства / А. Л. Уманский - Кострома, 2021. – 318 с.
22.Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2020. – 386 с.