Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена важностью надежного функционирования рулевого управления в современных тракторных машинах, таких как МТЗ-1523. Рулевое управление является одной из ключевых систем, обеспечивающих безопасность и эффективность работы техники в различных условиях эксплуатации. С учетом увеличения объемов сельскохозяйственного производства и потребности в высокопроизводительных машинах, вопросы технического обслуживания и ремонта рулевого управления становятся особенно актуальными.
Целью данной курсовой работы является изучение технологии технического обслуживания и текущего ремонта рулевого управления тракторов МТЗ-1523. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть конструктивные особенности рулевого управления МТЗ-1523.
Изучить основные методы технического обслуживания и текущего ремонта данной системы.
Проанализировать влияние качества технического обслуживания на эксплуатационные характеристики рулевого управления.
Объектом исследования является рулевое управление трактора МТЗ-1523, а предметом — технологии его технического обслуживания и текущего ремонта. В работе будут использованы как теоретические, так и практические материалы, включая нормативные документы, руководства по эксплуатации и данные о состоянии рулевого управления на практике.
Методология исследования включает в себя анализ существующих технологий обслуживания и ремонта, а также практические наблюдения и эксперименты, проведенные на базе специализированных сервисных центров.
1 Литературный обзор
1.1 Общие требования ТО и ТР сельскохозяйственной техники
Техническое обслуживание (ТО) представляет собой набор мероприятий, направленных на поддержание работоспособности или исправности технических средств в течение их полезного срока эксплуатации. Существует несколько видов ТО: ежесменное (ЕТО), периодическое (ТО1, ТО2, ТО3), сезонное (весенне-летнее и осенне-зимнее), а также подготовка к хранению и к сезону полевых работ.
Эффективность и возможность ремонта машин зависят от технических и экономических факторов.
Технические факторы. Первым и основным техническим фактором, влияющим на возможность ремонта, является разница между ресурсом деталей и узлов, установленным при производстве, и остаточным ресурсом, который изменяется из-за неравномерного износа и потери свойств в процессе эксплуатации. В каждой машине есть детали, подверженные быстрому износу и требующие регулярной замены, такие как подшипники и уплотнители, а также базовые детали, обладающие высоким запасом прочности и способные служить на протяжении всего срока эксплуатации. Потенциально возможно восстановление 60-70% деталей, что делает отказ от ремонтов экономически нецелесообразным [2].
Вторым фактором является то, что в процессе эксплуатации изнашивается лишь часть поверхностей деталей, что позволяет восстанавливать их с меньшими затратами на материалы и труд, делая ремонт более экономически выгодным.
Третьим фактором, способствующим ремонту, является наличие деталей, срок службы которых определяется не физическим, а моральным износом. К таким деталям относятся, например, базовые элементы с высоким запасом прочности, которые могут выдерживать несколько циклов эксплуатации.
Четвертым фактором, делающим ремонт экономически оправданным, является возможность организации ремонтного производства на таком уровне, что восстановленные детали могут иметь больший ресурс, чем новые. Например, поверхности, восстановленные с использованием современных технологий и материалов, часто обладают большей износостойкостью.
Пятым фактором является возможность модернизации машин в процессе ремонта, что позволяет устранить моральный износ и привести их к современным техническим стандартам.
Эти факторы подчеркивают техническую целесообразность и возможность ремонта машин, что подтверждается экономическими аспектами ремонтного производства [4].
Экономические факторы. Основным экономическим фактором, обосновывающим целесообразность ремонта, является то, что все затраты, кроме трудозатрат, при любом виде ремонта значительно ниже, чем при производстве новых машин. Даже капитальный ремонт, который является наиболее трудоемким, обычно стоит 40-70% от стоимости новой машины. Это достигается благодаря экономии материальных ресурсов, хотя трудозатраты при капитальном ремонте могут быть выше из-за операций разборки, очистки и дефектации.
Таким образом, ремонтное производство является ресурсосберегающим. Экономия материальных ресурсов является ключевым экономическим фактором, подтверждающим целесообразность ремонта машин. Экономическая эффективность ремонта особенно заметна при увеличении массы, мощности и стоимости изделий.
Работоспособность техники обеспечивается системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Плановый аспект этой системы включает в себя:
Регулярное проведение технического обслуживания, что позволяет предотвращать аварийные отказы машин и оборудования, а также получать актуальную информацию о их техническом состоянии.
Запланированные наработки машин и агрегатов, а также объемы работ при ремонте, что способствует организации ритмичной работы ремонтного производства и его материально-технического обеспечения.
Предупредительный аспект системы заключается в том, что она позволяет проводить ремонт до начала интенсивного износа основных деталей.
Система ремонта, как и любая производственная система, включает материальную базу, принципы и методы управления, а также исполнителей, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Материальная база в отрасли охватывает основные производственные фонды и оборотные средства всех ремонтных предприятий, предоставляющих услуги по ремонту. К ним относятся предприятия, осуществляющие фирменный ремонт (изготовители машин или их подразделения), специализированные ремонтные предприятия, а также ремонтные цеха и службы организаций, эксплуатирующих оборудование [1].
Принципы функционирования системы ремонта можно разделить на организационно-технические и хозяйственно-экономические.
К организационно-техническим принципам относятся:
Разделение ремонтов машин по целям — восстановление работоспособности или ресурса ремонтируемого изделия.
Специализация ремонтных органов по типам машин и видам ремонта с учетом кооперации с заводами-изготовителями и другими ремонтными предприятиями.
Сертификация как средство государственного контроля качества ремонта и обеспечения безопасности отремонтированных машин.
К хозяйственно-экономическим принципам относятся:
Организация хозяйственной деятельности ремонтных предприятий на основе полного хозяйственного расчета (самоокупаемости, самофинансирования, формирования цен и себестоимости) с выходом на рынок ремонтных услуг.
Определение отношений между заказчиком и исполнителем через систему договорных обязательств, разработанную государством.
Лицензирование как средство контроля и технико-экономического воздействия государства на все аспекты деятельности ремонтного предприятия (технологические, экономические, экологические и др.).
На основе этих общих принципов каждое предприятие формирует конкретные направления и программы своей производственной деятельности.
Разновидности систем технического обслуживания и ремонта. Существующие системы технического обслуживания и ремонта могут быть разделены на профилактические (плановые системы) и аварийно-восстановительные, которые применяются после отказа [1].
Проведение ремонта после отказа машины имеет ряд недостатков:
Не позволяет предотвратить отказ и, следовательно, исключить возможность аварии, что может привести к значительным убыткам.
Вызывает множество сопутствующих отказов, что увеличивает трудоемкость и стоимость ремонта.
Не позволяет планировать работу ремонтных служб.
Не обеспечивает необходимый уровень надежности машин.
Рисунок 1 – Разновидности систем ремонта и технического обслуживания машин
Плановые системы ремонта основываются на нескольких стратегиях, среди которых выделяются:
По наработке, когда объем разборки изделия и дефектации его составных частей устанавливается единым для всего парка однотипных изделий в зависимости от наработки с начала эксплуатации или после капитального (среднего) ремонта. Перечень операций восстановления определяется на основе результатов дефектации.
По техническому состоянию, когда перечень операций, включая разборку, формируется на основе предремонтного диагностирования и статистических данных о надежности данного изделия и аналогичных моделей [10].
Важно отметить, что стратегия ремонта по наработке не всегда гарантирует высокую надежность и минимальные затраты на поддержание работоспособности машин. Из-за значительной вариации в наработке может происходить недоиспользование ресурса деталей и узлов, что может привести к аварийным отказам. В то же время, стратегия ремонта по техническому состоянию помогает снизить вероятность таких проблем.
Существует три основные плановые системы организации ремонта:
1.Послеосмотровая система. Она основана на обязательных осмотрах машины, которые проводятся не в строго фиксированные сроки. Цель осмотров — оценить состояние машины для предотвращения аварийных отказов. На основе результатов осмотров определяются состояние машины, сроки и виды ремонтов, а также количество заменяемых деталей. В рамках этой системы машина поддерживается в работоспособном состоянии с помощью различных текущих ремонтов. Однако планирование объемов ремонтов затруднено, так как невозможно заранее установить время остановки машины на ремонт и его продолжительность.
2.Периодическая система. В этой системе время работы машины между очередными осмотрами и ремонтами определяется заранее с учетом сложности конструкции и режимов работы. Замену деталей и сборочных единиц не планируют заранее, а осуществляют в соответствии с фактической необходимостью, выявленной в процессе осмотра и ремонта. Это также затрудняет предварительное определение объемов и трудоемкости ремонтных работ, а также планирование потребности в рабочей силе и запасных частях.
3.Стандартная система. Эта система предполагает использование заранее установленных стандартов для проведения ремонтов, что позволяет более эффективно планировать и организовывать ремонтные работы.
Каждая из этих систем имеет свои особенности и ограничения, что требует тщательного подхода к выбору наиболее подходящей стратегии в зависимости от конкретных условий эксплуатации и технического состояния оборудования.
1.2Типовые неисправности и способы их устранения
Ремонт сельскохозяйственных машин включает восстановление их работоспособности и технического ресурса, что позволяет им выполнять свои функции в соответствии с агротехническими и другими требованиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1Гребнев, В. П. Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства : учебное пособие / В. П. Гребнев, О. И. Поливаев, А. В. Ворохобин; ред. О. И. Поливаев. – Москва: КНОРУС, 2014. – 259 с.
23ангиев А.А. Производственная эксплуатация машинно-тракторного парка./ 3ангиев А.А., Лышко Г.П., Скороходов Г.П. - М.: Колос, 2013.
3Конструкция тракторов и автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие /О. И. Поливаев[и др.]; ред. О. И. Поливаев. – Санкт-Петербург: Лань, 2013. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – Режим доступа: http://e.lanbook.com
4Кошурников, А. Ф. Испытания сельскохозяйственной техники : учебное пособие / А. Ф. Кошурников. – Пермь: Пермская ГСХА, 2015. – 282 с.
5Кучков, С.Б. Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика по технологии механизированных работ : методические указания / С. Б. Кучков ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова». – Пермь : Прокростъ, 2021. – 34 с.
6Максимов, И. И. Практикум по сельскохозяйственным машинам : учебное пособие / И. И. Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 416 с. — ISBN 978-5-8114-1801-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60045 (дата обращения: 22.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7Плаксин А.М. Энергетика мобильных агрегатов в растениеводстве: учебное пособие/ Плаксин А.М. – Челябинск: ЧГАУ, 2015.
8Поливаев, О. И. Испытание сельскохозяйственной техники и энергосиловых установок : учебное пособие / О. И. Поливаев, О. М. Костиков. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 280 с. – ISBN 978-5-8114-2108-4. –Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: http://e.lanbook.com
9Хузин В.Х. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка/ Хузин В.Х. – Чебоксары.: Полиграфический отдел ЧГСХА, 2012.
10Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка / Под. ред. Ю.Н. Блынского; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т. – Новосибирск, 2015. – 263 с.