Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы внешнеэкономических отношений России и Индии обусловлена развитием двусторонней торговли, активизацией экономического сотрудничества между двумя странами, а также их стремлением укрепить стратегическое партнерство на международной арене.
В последние годы наблюдается заметное увеличение торгового оборота между Россией и Индией, что обусловлено рядом факторов, таких как расширение взаимных интересов, необходимость диверсификации внешней торговли и усиление политических связей. В контексте глобализации и изменяющихся мировых экономических трендов, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится важнейшим инструментом экономического роста и стабилизации. Следовательно, анализ экспортно-импортных операций и состояния внешнеторгового сальдо между Россией и Индией в условиях экономических и политических изменений является крайне актуальным для понимания тенденций внешней торговли, а также для разработки эффективных рекомендаций по улучшению двусторонних экономических связей.
Степень разработанности темы внешнеэкономических отношений в научной литературе в последние годы растет, однако многие аспекты этих отношений остаются недостаточно исследованными. В работах отечественных и зарубежных авторов рассматриваются теоретические, методологические и практические аспекты ВЭД, а также её роль в глобальной экономике. А. Т. Петрова акцентирует внимание на современных тенденциях в международной торговле, В. В. Покровская предлагает комплексный подход к изучению ВЭД, включая её правовые, экономические и организационные аспекты. Особое внимание уделено вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также роли международных организаций в формировании глобальных торговых правил. Е. Ф. Прокушев и А. А. Костин уделяют внимание современным вызовам, таким как цифровизация внешней торговли, санкционные ограничения и изменение глобальных цепочек поставок. С. В. Сенотрусова фокусируется на микроуровне ВЭД, рассматривая вопросы организации и управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятий. Работы указанных авторов служат важной базой для дальнейшего изучения и анализа внешнеэкономической деятельности.
Целью данной работы – анализ динамики и структуры экспорта/импорта между Россией и Индией.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
оценить динамику внешней торговли между Россией и Индией за последние 10 лет;
проанализировать структуру экспорта и импорта, определить основные товары и услуги, их долю в общем объеме внешней торговли;
изучить влияние экономических и политических факторов на внешнеэкономические отношения между странами;
выявить основные проблемы в торговых отношениях стран;
предложить меры по улучшению двусторонних торговых соглашений.
Объектом исследования являются страны Россия и Индия, а предметом – экспортно-импортные операции между странами.
Методология исследования включает использование статистических и экономико-математических методов для анализа данных о внешней торговле, а также методики анализа влияния политико-экономических факторов на торговые отношения между Россией и Индией.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность экономических процессов, связанных с взаимодействием национальных экономик с внешним миром. Эти процессы включают в себя международную торговлю товарами и услугами, движение капитала и рабочей силы, а также обмен технологиями и инновациями.
Исследования в области ВЭД имеют долгую историю, начиная с классических теорий международной торговли (А. Смит, Д. Рикардо, теория сравнительных преимуществ). В XX веке значительный вклад внесли такие ученые, как Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон (теория Хекшера-Олина), а также современные исследователи, изучающие глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС). В рамках изучения ВЭД также рассматриваются теории глобализации, транснационализации и интеграции экономик (Дж. Стиглиц, Т. Фридман, П. Кругман) . Особое внимание уделяется анализу экспортно-импортных операций, торговым балансам и влиянию внешней торговли на экономический рост.
Определение ВЭД в современных условиях значительно расширяется, учитывая активное участие в международных экономических организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Современные экономисты считают ВЭД важнейшим инструментом стимулирования экономического роста и преодоления таких вызовов, как высокая зависимость от внутренних ресурсов и ограниченные возможности рынка. Согласно исследованиям, проведённым на основе анализа экономик различных стран, внешняя торговля способствует увеличению объёмов производства, улучшению уровня жизни населения и расширению возможностей для экономического развития .
Следует различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность». Внешнеэкономические связи (ВЭС) – это более широкое понятие, которое охватывает всю совокупность экономических, торговых, финансовых, научно-технических и других отношений между странами. ВЭС включают в себя взаимодействие на уровне государств, международных организаций, регионов и отдельных предприятий (рис.1). Внешнеэкономические связи формируются на макроуровне и отражают взаимодействие национальных экономик в глобальном масштабе. Они регулируются международными договорами, соглашениями и нормами международного права.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это более узкое понятие, которое относится к конкретной деятельности субъектов (компаний, организаций, индивидуальных предпринимателей), направленной на осуществление внешнеэкономических операций. ВЭД включает:
экспорт и импорт товаров и услуг;
заключение международных контрактов;
участие в совместных предприятиях;
проведение валютных операций;
взаимодействие с иностранными партнёрами.
ВЭД осуществляется на микроуровне и регулируется национальным законодательством (таможенным, валютным, налоговым правом), а также международными нормами, если они включены в национальную правовую систему.
По определению Прокушева Е.В. «ВЭД – процесс реализации внешнеэкономических связей, путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций» . Согласно его определению к основным формам внешнеэкономических связей относятся (рис.1):
Значимость ВЭД для национальной экономики можно проиллюстрировать через её вклад в создание рабочих мест, улучшение структуры внутреннего производства, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на международных рынках, а также через привлечение иностранного капитала и технологий.
ВЭД осуществляется через различные виды: экспорт, импорт, международные инвестиции и трансфер технологий.
1. Экспорт — это процесс вывоза товаров и услуг за пределы страны, в том числе через прямую поставку на зарубежные рынки или через посредников. Экспорт является важнейшим механизмом роста экономики, так как обеспечивает приток валюты, стимулирует развитие отдельных отраслей и влияет на конкурентоспособность товаров на внешнем рынке. Экспорт может быть как товарным, так и услуг (туристические и образовательные услуги).
2. Импорт — это процесс ввоза товаров и услуг из других стран. Импорт даёт доступ к продукции, которой нет на внутреннем рынке, и является важным фактором для обеспечения потребительского спроса и промышленного производства. Импортные товары могут быть как высокотехнологичными, так и товарами, необходимыми для удовлетворения потребностей внутреннего рынка .
3. Международные инвестиции — движение капитала между странами, включающее как прямые иностранные инвестиции (ПИИ), так и портфельные инвестиции. ПИИ играют важную роль в развитии промышленности, инфраструктуры и новых технологий в принимающих странах. Для России привлечение иностранных инвестиций остаётся приоритетом для развития отраслей, таких как высокие технологии, сельское хозяйство и переработка ресурсов .
4. Международные трансферы технологий и инноваций — важнейший аспект внешнеэкономической деятельности, который способствует развитию новых отраслей, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ускорению технологических процессов. Многие страны, включая Россию, активно вовлечены в процесс международного обмена технологиями в таких областях, как информационные технологии, экология и альтернативная энергетика.
5. Миграция рабочей силы — это перемещение трудовых ресурсов, которое охватывает как временные, так и постоянные миграции работников. Этот аспект ВЭД стал важным для стран с дефицитом рабочей силы или с высоким уровнем безработицы.
6. Международные транспортно-логистические и финансовые операции — осуществляются для обеспечения своевременности поставок и выполнения международных торговых контрактов. Страны, активно занимающиеся внешней торговлей, как правило, имеют развитую логистику и финансовую инфраструктуру для обработки этих операций .
Экономисты отмечают, что глобализация способствует не только росту торговли и инвестиций, но и усилению конкуренции между странами и компаниями, что, в свою очередь, стимулирует инновации, сокращает издержки и улучшает качество продукции . Однако глобализация также ставит перед государствами новые вызовы, такие как необходимость защиты внутреннего рынка, регулирования потоков капитала и адаптации к изменяющимся геополитическим условиям. Особенно актуальными эти вызовы стали после 2022 года, когда введение масштабных санкций против России со стороны западных стран значительно изменило глобальную экономическую динамику. Санкции, направленные на ограничение доступа к международным финансовым рынкам, технологиям и ключевым товарам, вынудили Россию переориентировать свои внешнеэкономические связи на страны, не поддержавшие санкционный режим, такие как Китай, Индия, страны БРИКС и ЕАЭС.
Таким образом, в условиях глобализации и санкционного давления внешнеэкономическая деятельность становится не только инструментом экономического роста, но и важным элементом обеспечения национальной безопасности и устойчивости экономики. Для России это означает необходимость гибкой адаптации к новым реалиям, диверсификации внешнеэкономических связей и поиска новых путей интеграции в мировую экономику.
1.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется различными органами власти. Правительство Российской Федерации отвечает за разработку и реализацию государственной внешнеторговой политики. Министерство экономического развития РФ осуществляет контроль за внешней торговлей и способствует развитию экономических связей с другими странами. Федеральная таможенная служба (ФТС России) регулирует процессы, связанные с таможенными процедурами, включая контроль за ввозом и вывозом товаров.
Основные законодательные акты, регулирующие ВЭД в России:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — основной нормативный акт, который регулирует общие принципы заключения внешнеторговых сделок, определяет юридические основы внешней торговли и международных контрактов .
2. Федеральный закон «О внешней торговле» устанавливает основные принципы, задачи и механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Одним из ключевых принципов является свобода внешней торговли, что подразумевает отсутствие необоснованных ограничений на экспорт и импорт товаров и услуг. При этом закон учитывает необходимость обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации, а также защиту национальных интересов Российской Федерации. Для регулирования внешней торговли применяются различные меры, включая установление таможенных пошлин, направленных на защиту внутреннего рынка, квотирование экспорта и импорта, а также введение торговых барьеров, таких как санкции и эмбарго, которые могут использоваться в политических и экономических целях. Закон также определяет обязательства России по соблюдению международных соглашений, включая участие в Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных объединениях. Дополнительно Закон регулирует вопросы, связанные с внешнеторговыми сделками, интеллектуальной собственностью, лицензированием и антидемпинговыми мерами, а также устанавливает контроль за их выполнением .
3. Таможенный кодекс Российской Федерации является основным правовым документом, регулирующим порядок перемещения товаров через государственную границу. В его положениях содержатся нормы, определяющие правила таможенного оформления, включая обязательные процедуры сертификации, лицензирования и регистрации товаров. Кодекс устанавливает порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, обеспечивая экономическую безопасность страны и защиту ее внутренних рынков. Он определяет полномочия таможенных органов, их функции и взаимодействие с другими государственными структурами, а также регламентирует меры контроля за соблюдением таможенного законодательства. Важное место в Кодексе занимает регулирование внешнеэкономической деятельности, включая механизмы декларирования товаров, установление тарифных и нетарифных ограничений, а также определение условий применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Кодекс также предусматривает ответственность за нарушения таможенного законодательства, включая административные и уголовные санкции, что способствует обеспечению законности в сфере внешней торговли .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.03.2023) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 21.03.2025).
2. О внешней торговле: федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45396/ (дата обращения: 21.03.2025).
3. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 21.03.2025).
4. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7502/ (дата обращения: 21.03.2025).
5. Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304577/ (дата обращения: 21.03.2025).
6. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7502/ (дата обращения: 21.03.2025).
7. Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304577/ (дата обращения: 21.03.2025).
8. Катасонов, В. (2025, 15 марта). «Черная дыра»: Индия высасывает российские ресурсы, как сверхмощный пылесос. Что происходит? Свободная Пресса. https://svpressa.ru/economy/article/455289/(дата обращения: 21.03.2025).
9. Оптималог. Экспертное мнение о российско-индийской торговле в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://optimalog.ru/articles/blog-ekspertov/ekspertnoe-mnenie-o-rossiysko-indiyskoy-torgovle-v-2024-godu/ (дата обращения: 21.03.2025).
10. Петрова, А. Т. Анализ внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. Т. Петрова. - Москва: Первое экономическое издательство, 2020. - 196 с. - ISBN 978-5-91292-355-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1931481 (дата обращения: 21.03.2025). – Режим доступа: по подписке.
11. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02065-6.
12. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 479 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17237-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559806 (дата обращения: 14.03.2025).
13. Прокушев, Е. Ф. Организация внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17238-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568550 (дата обращения: 21.03.2025).
14. Россия – Индия. Вызовы и решения экономического сотрудничества, доклад / [П. Кузнецов, М. Фомин, М. Кузнецов и др.]; Национальный координационный центр международного делового сотрудничества, Институт Китая и современной Азии РАН, Русско-Азиатский деловой совет. – URL: https://lk.iccaras.ru/assets/components/dsgfileupload/files/60dd8596.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
15. Сенотрусова, С. В. Внешнеэкономическая деятельность организации: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 198 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14556-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568030 (дата обращения: 20.03.2025).
16. Сысоева, Г. Ф. Анализ внешнеэкономической деятельности: учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 110 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17420-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568265 (дата обращения: 21.03.2025).
17. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://government.ru (дата обращения: 20.03.2025).
18. Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 18.03.2025).
19. Федеральная таможенная служба Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 21.03.2025).
20. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 19.03.2025).
21. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).