Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система является ключевым элементом финансовой структуры любого государства, играя важнейшую роль в обеспечении экономического развития и социальной стабильности. В Российской Федерации, с ее федеративным устройством, особое значение приобретает формирование и исполнение региональных бюджетов, которые призваны обеспечивать финансовую основу для реализации полномочий субъектов федерации. В этом контексте изучение принципов формирования бюджета на примере конкретного региона, такого как Челябинская область, представляет собой актуальную и значимую тему исследования.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в условиях экономической нестабильности и ограниченности ресурсов возрастает необходимость эффективного планирования и использования бюджетных средств. Во-вторых, постоянно меняющееся бюджетное законодательство требует своевременного анализа и адаптации региональных бюджетных процессов. В-третьих, изучение практики формирования бюджета Челябинской области может предоставить ценный опыт для других регионов России в контексте реализации принципов бюджетирования.
Целью данной курсовой работы является исследование реализации принципов формирования бюджета на примере бюджета Челябинской области и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса в регионе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования бюджета, включая понятие, сущность и функции бюджета.
2. Изучить основные принципы формирования бюджета и методы бюджетного планирования и прогнозирования.
3. Проанализировать структуру и основные показатели бюджета Челябинской области.
4. Оценить соблюдение принципов формирования бюджета в Челябинской области.
5. Выявить проблемы и перспективы совершенствования бюджетного процесса в регионе.
6. Разработать рекомендации по улучшению бюджетного планирования и прогнозирования в Челябинской области.
Объектом исследования выступает бюджетная система Челябинской области. Предметом исследования являются принципы и методы формирования регионального бюджета, а также их практическая реализация в Челябинской области.
В ходе исследования будут использованы следующие методы: анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, синтез полученной информации, сравнительный анализ, статистический анализ бюджетных показателей, метод экспертных оценок, а также системный подход к изучению бюджетного процесса.
Данная работа основывается на широком спектре источников, включая законодательные акты Российской Федерации и Челябинской области, научные публикации отечественных и зарубежных авторов в области бюджетного процесса, статистические данные и отчеты финансовых органов Челябинской области, а также материалы периодических изданий и интернет-ресурсов.
Результаты исследования могут иметь практическое значение для совершенствования бюджетного процесса в Челябинской области и других регионах России, а также представлять интерес для исследователей в области региональных финансов и бюджетного планирования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность бюджета
Бюджет представляет собой многогранное и сложное явление, которое необходимо рассматривать с разных позиций. В экономической науке и практике бюджет традиционно рассматривается в трех основных аспектах: экономическом, материальном и юридическом [5].
В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность общественных отношений в связи с формированием, распределением и использованием соответствующих централизованных денежных фондов. Именно в таких отношениях и проявляется сущность любого бюджета. В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций [4].
В юридическом аспекте бюджет определяется действующим законодательством. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Также бюджет является государственным планом, состоящим из доходной и расходной частей, наделенным силой закона и выражающим отношения финансового характера. Государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
Бюджет как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций, позволяющих государству эффективно управлять финансовыми потоками и реализовывать свою экономическую и социальную политику^
1. Основополагающими являются распределительная и контрольная функции. Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. По бюджетным каналам осуществляется межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов.
2. Контрольная функция бюджета заключается в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует.
3. Помимо этого, бюджет выполняет перераспределительную функцию, фигурирующую на стадиях формирования доходов и распределения ресурсов. При формировании бюджетов осуществляется изъятие части внутреннего валового продукта в пользу государства с дальнейшим перераспределением между нуждающимися экономическими областями.
4. Регулирующая и стимулирующая функции проявляются через налоговые доходы и расходы, а также выступают в качестве инструмента для стимуляции инвестиций и экономики, повышения производственной эффективности.
5. Социальная функция бюджета заключается в социальной направленности средств, которые направляются для поддержки плохо защищённых слоев населения, культуры, здравоохранительных учреждений, жилищного хозяйства.
6. Функция планирования является основой для формирования бюджетной политики, определения задач, целей и путей развития экономики.
Бюджет является одним из экономических атрибутов государства и имеет фундаментальное значение для функционирования всей экономической системы. Для выполнения своих функций государство должно располагать необходимыми материальными ресурсами, которые на современном этапе развития экономических отношений приобретают преимущественно денежный характер.
Государственный бюджет - один из важнейших источников публичных финансов, находящихся в распоряжении государства. Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий [6].
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
1.2 Основные принципы формирования бюджета
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данный принцип обеспечивает целостность бюджетной системы страны и единообразие в применении бюджетного законодательства на всей территории Российской Федерации, что является необходимым условием для эффективного функционирования многоуровневой бюджетной системы.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами местного самоуправления [4].
Более полное определение этого принципа указывает, что он означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности означает [6]:
- право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджета, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- законодательное закрепление доходов, полномочий по формированию доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- право органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации определять направления расходования средств бюджета, а также источники финансирования дефицита бюджета.
Данный принцип является одним из ключевых для обеспечения реальной финансовой автономии различных уровней власти в федеративном государстве.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджета и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации, подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.
Этот принцип обеспечивает прозрачность бюджетного процесса и позволяет получить полное представление о финансовом состоянии публично-правового образования.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Соблюдение данного принципа является важнейшим условием финансовой устойчивости бюджетной системы и предотвращения избыточной долговой нагрузки.