Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В первой половине 20 столетия в одном из европейских журналов от 4 июля 1936 года в разделе «Письма к редактору» появилась небольшая заметка молодого ученого Ганса Селье. Заметка состояла всего из 74 строчек и называлась «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно эта статья означает начало концепции стресса. Чуть позже американец Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» ввел термин «стресс» в физиологию и психологию.
До 1930-х годов мало кто знал, что такое стресс. Изначально термин стресс использовали в своей деятельности физики для обозначения силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию.
Психологическое состояние медицинских сотрудников напрямую обеспечивает эффективность оказания медицинской помощи пациентам, и их удовлетворенность оказанными услугами. Однако, так называемая «оптимизация» медицины последних лет обусловила высокую степень психоэмоционального истощения у 49,7% медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений, что негативно сказывается на результатах работы медицинских учреждений. Установлено, что на средний медицинский персонал ежедневно может оказывать воздействие большое количество стрессоров, включая конфликты с врачами и пациентами.
Современные транзакционные оценки стресса (например, Folkman & Lazarus) делают акцент не только на характеристиках работы медицинских сестер, но и на их субъективном восприятии стресс-факторов и различий в способах совладания, осознании проблем, прошлом жизненном опыте, типе личности и т.д.
В этой связи можно предположить, что позитивное совладающее поведение (совладание, ориентированное на проблему) будет неизбежно связано с депрессией и восстановлением здоровья у сестер, а негативное совладающее поведение (самообвинение, принятие целесообразного заведомого, бегство / избегание) будет положительно связано с тревогой и депрессией
Целью данной работы является рассмотрение профессионального стресса и особенностей эмоционального выгорания медицинских сестер.
Задачи:
- рассмотреть сущность, проявление и профилактику стресса;
- изучить эмоциональное выгорание у медицинских работников;
- рассмотреть профессиональный стресс у медицинских сестер.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования - профессиональный стресс у медицинских сестер
Глава 1. Сущность стресса и его профилактика
1.1 Стресс и его сущность
На сегодняшний день существует несколько определений понятия стресс, но общепринятым является одно. Термин стресс впервые был введён канадским патологом Гансом Селье, родившимся в Вене в 1907 году в семье врача. Ганс Селье является биологом, большую часть жизни он посвятил изучению стрессовых ситуаций. Свои идеи он изложил в труде «Стресс без дистресса».
Согласно Гансу Селье стресс представляет собой неспецифический ответ организма на какое-либо раздражение. Этот неспецифический ответ представляет собой напряжение организма, которое направлено на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменяющимся условиям.
Стрессоры – это факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс – это неблагоприятное воздействие стрессоров на организм, которое может привести к нарушению душевного и физического здоровья. В своём труде «Стресс без дистресса» Ганс Селье выделяет три стадии развития стресса: стадия тревоги, сопротивления и истощения. На стадии тревоги наблюдается мобилизация всех защитных ресурсов организмов человека. На этой стадии у человека может наблюдаться головная боль, головокружение, повышенная усталость и раздражительность, повышение артериального давления и учащение частоты сердечных сокращений. На стадии тревоги организму удается справиться со стрессом за счёт мобилизации всех структур организма. Физиологическая реакция тревоги проявляется в следующем:
1. Последствием физиологической реакции на стресс является увеличение в размерах селезёнки, печени.
2. Кровь начинает сгущаться из-за снижения содержания ионов хлора в крови. Во время стресса форменные элементы крови склеиваются.
3. Повышается выделение ионов калия, азота, фосфора.
После стадии тревоги наступает следующая стадия стресса, которая называется сопротивление. При стадии сопротивления организм пытается противодействовать всем тем физиологическим изменениям, которые произошли с ним на предыдущей стадии. Вторая стадия стресса регулируется парасимпатической нервной системой. Данная система пытается нормализовать работу всех органов и систем организма. Парасимпатическая нервная система снижает выработку кортизола – гормона стресса, выделяемого надпочечниками; снижает артериальное давление и частоту сердечных сокращений; снижает чувство тревоги. На стадии сопротивления организм может прийти в норму, если стрессовая ситуация заканчивается. Если стрессовая ситуация ещё остается, то организм направит все силы на борьбу с ней. После стадии сопротивления наступает третья стадия развития стресса – стадия истощения. На стадии истощения стресс сохраняется в течение длительного периода времени. На этой стадии организму трудно сопротивляться действию стрессоров, так как на этом этапе адаптивная способность организма истощается. Если не предпринимать никаких мер, то в дальнейшем это может привести к тому, что организм будет психологически перегружен, а это может привести, в свою очередь, к проблемам со здоровьем и появлению различных заболеваний.
Также стоит отметить, что на этой стадии развития стресса могут проявляться различные патологические состояния:
1. Чувство тревоги.
2. Сыпь, выпадение волос и т.д.
3.Появление психосоматических заболеваний: астма, дерматит, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы .
Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.
1.2 Проявление стресса
Проявление стресса у детей и взрослых отличается по ряду признаков. Стоит отметить, что дети более восприимчивы к стрессу и стрессовым ситуациям, чем взрослые, так как у них еще не сформирована нервная система.
Дети нуждаются в защите со стороны взрослых и со стороны учителя. Детям нужна помощь и поддержка со стороны учителя, они должны чувствовать, что они не одиноки. Дети ни в коем случае не должны получать порицание со стороны учителя.
В медицине выделяют две формы стресса: отрицательный, или дистресс, и положительный, или эустресс.
Дистресс представляет собой стресс, который оказывает отрицательное влияние на организм человека. Он относится к длительному стрессу. Дистресс способствует ухудшению протекания психофизиологических функций, которые в дальнейшем могут привести к появлению психических заболеваний (психозу, неврозу). К причинам дистресса можно отнести:
1. Повреждения организма, травмы и болезни.
2. Резкое изменение условий окружающей среды.
Эустресс, или положительный стресс является полной противоположностью дистресса. Этот стресс вызван положительными эмоциями и оказывает на организм благоприятное воздействие, способствуя улучшению психической деятельности, внимания, реакции, а также повышению адаптационных возможностей организма.
При эустрессе наблюдается перенасыщение гормонами организма, которое в дальнейшем может привести к ухудшению настроения и депрессии.
В своих трудах Селье выделяет следующие классификации стресса:
1. Кратковременные, или острые и долговременные, или хронические.
Неожиданность и быстрота действия являются основными признаками кратковременного стресса. Крайней степенью кратковременного (острого) стресса является шок. Острый стресс в дальнейшем может перерасти в долговременный. Долговременный стресс не всегда является следствием кратковременного стресса. Он может появиться в результате постоянного воздействия на организм незначительных факторов.
2. Физиологические и психологические.
Физиологический стресс является следствием прямого воздействия негативных факторов на организм человека. Причинами физиологического стресса могут быть холод, утомление, жар, недостаток сна, воды или еды.
К симптомам физиологического стресса относится мышечное напряжение, нарушение сна, судороги, нестабильное артериальное давление, головная боль, повышенное потоотделение.
Врачи утверждают, что если физиологический стресс случается редко, то он не принесёт организму никаких последствий. Однако, если физиологический стресс встречается часто, это может привести к нарушению работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также к обострению хронических заболеваний.
Существует несколько видов физиологического стресса. Он делится на следующие виды:
а) Биологический. Он может возникнуть из-за болезни.
б) Механический. Может быть вызван ушибами, травмами, повреждениями.
в) Химический. Может быть вызван загрязнённостью окружающей среды, избыточной влажностью, недостатком кислорода и т.д.
г) Физический. Возникает из-за больших физических нагрузок. Чаще всего встречается у профессиональных спортсменов.
Психологический стресс представляет собой состояние чрезмерной психической напряженности, которое может привести к нарушению работы систем организма. Психологический стресс может возникнуть у ребёнка из-за того, что его оскорбили, унизили, угрожали физической расправой. К его симптомам можно отнести чувство тревоги, вспыльчивость, агрессивность, нервозность, капризность, подавленное состояние. Психологический стресс подразделяется на: коммуникативный, информационный, эмоциональный, личностный.
Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами. Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции
Коммуникативный стресс может возникнуть у ребёнка в той ситуации, когда он не способен общаться с друзьями или учителями. Чаще всего это происходит, когда ученик переходит в другую школу .
Информационный стресс может возникнуть у ребёнка в той ситуации, когда он перегружен информацией. Ребёнок ежедневно получает много информации и не всегда может ею правильно распоряжаться. В следствие чего это может вызвать стресс у ребёнка.
Эмоциональный стресс, в свою очередь, возникает только в тех случаях, когда существует угроза безопасности ребёнка. Эмоциональный стресс сопровождает длительное или хроническое перенапряжение .
Личностный стресс возникает из-за того, что человек не может найти гармонию с самим собой. Он появляется тогда, когда ожидания и реальность человека не совпадают.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акименко Г. В., Кирина Ю. Ю., Федосеева И. Ф., Яковлев А. С. Совладающее поведение и психическое здоровье медсестер//НАУКА, ОБЩЕСТВО, ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 183-185
2) Болдырев, А.В. Динамика нервно-психической устойчивости сотрудников уголовноисполнительной системы по мере профессионализации / А.В. Болдырев, В.Г. Захарова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – №2(220). – С. 91-98.
3) Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение / В.А. Винокур // Гедеон Рихтер в СНГ. -2011.- № 4.- С.23-25.
4) Дерипаско А. А., Чурсина А. А., Колесник Ю. С. Стресс и стрессовая ситуация: понятие, виды и значение//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. МАТЕРИАЛЫ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Белгород, 2023. С. 100-104
5) Лазарев А. С. Влияние стресса на психическое здоровье и когнитивные функции у взрослых//СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ. Серия: социально-гуманитарные дискуссии: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Казань, 28 февраля 2024 г.). – Краснодар: Новация, 2024. С. 140-142
6) Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под редакцией Леви Л.: Медицина, 1970. – с. 178-208
7) Психология стресса и методы его профилактики: учебнометодическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
8) Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов / сост. Александров А.Ю., Кадышев Е.Н., Захарова А.Н. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. 432 с.
9) Щурова Ю. Е., Тиганова С. И. Изучение профессионального стресса у медицинских сестер//ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Ахулковой, науч. редактор Е.Г. Речицкая. Орёл, 2023. С. 349-351
10) Adib-Hajbageri M, Salsali M, Ahmadi F. Clinical Decision Making: A Path to Professional Empowerment in Nursing. Iran J Medical Education. 2003; 3:3-13.