Фрагмент для ознакомления
2
В современной России функционирует четырехуровневая система, регулирующая бухгалтерский учет и аудит. Наряду с ней действует широкий спектр нормативных актов, оказывающих влияние на учет и аудит расчетов с государственными внебюджетными фондами.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита в организациях
Система бухгалтерского учета и аудита в России строится на нескольких уровнях, каждый из которых регулируется определенными документами и положениями. На первом, федеральном уровне, ключевыми законами являются Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" № 402-ФЗ, а также законы, регулирующие страховые взносы и различные виды социального страхования. Эти документы определяют общие правила ведения учета, исчисления и уплаты взносов, устанавливают категории плательщиков и размеры начислений.
Второй уровень представлен Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), такими как ПБУ 10/99 "Расходы организации". Эти документы раскрывают правовые и методологические нормы, установленные федеральными законами, и устанавливают правила формирования информации о конкретных аспектах учета, например, о расходах организации.
На третьем уровне находятся методические указания и планы счетов бухгалтерского учета, которые устанавливают единые подходы к отражению хозяйственных операций на счетах. Четвертый уровень включает внутренние документы организации, такие как распоряжения, приказы и рабочие инструкции, которые формируют учетную политику предприятия.
Аудиторская деятельность также регулируется на нескольких уровнях. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ является основополагающим документом, регулирующим деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Второй уровень представлен нормами аудита, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ, которые обязательны для всех участников рынка. Третий уровень определяется аудиторскими организациями и включает процедуры проверок, проводимых аудиторами в различных отраслях. Наконец, четвертый уровень составляют внутренние документы аудиторских компаний, которые конкретизируют методы проверки и способы документирования.
В заключение следует подчеркнуть, что бухгалтерский учет и аудит строго регулируются законодательными и нормативными актами различного уровня. Хотя некоторые из них обязательны к исполнению (например, Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят рекомендательный характер (например, План счетов, методические указания), бухгалтерский учет и отчетность должны основываться на них, поскольку любые отклонения будут рассматриваться как нарушение закона.
1.2 Элементы налога учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды
Страховые взносы - это обязательные платежи, которые работодатели (и в некоторых случаях сами работники) перечисляют в государственные внебюджетные фонды для обеспечения социального страхования граждан.
Рассмотрим ключевые элементы учета расчетов по страховым взносам, структурировав информацию по абзацам для удобства восприятия:
Учет страховых взносов начинается с определения объекта обложения страховыми взносами. Объектом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами по видам обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование). Важно отметить, что не все выплаты входят в объект обложения. Существуют исключения, перечень которых четко регламентирован законодательством.
Следующим важным элементом являются база для начисления страховых взносов и ее предельная величина. База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица – застрахованного по данному виду страхования, за расчетный период (календарный год). Для каждого вида обязательного социального страхования может быть установлена предельная величина базы. Выплаты, превышающие эту величину, не облагаются страховыми взносами по данному виду страхования. Предельные величины подлежат ежегодной индексации Правительством Российской Федерации.
Далее необходимо учитывать тарифы страховых взносов. Тарифы устанавливаются в процентах к базе для исчисления страховых взносов для каждого вида обязательного социального страхования. Основные тарифы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, но для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (например, для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности) могут быть предусмотрены пониженные тарифы.
Исчисление страховых взносов производится по итогам каждого календарного месяца путем применения установленных тарифов к базе для исчисления страховых взносов, определяемой отдельно по каждому застрахованному лицу. Уплата страховых взносов производится ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы. Средства перечисляются единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС).
Необходимо также учитывать отчетность по страховым взносам. Плательщики страховых взносов обязаны представлять в налоговые органы расчет по страховым взносам (РСВ) ежеквартально. В расчете отражаются сведения о базе для исчисления страховых взносов, суммах исчисленных страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования, а также сведения о застрахованных лицах. Форма и порядок заполнения РСВ утверждаются Федеральной налоговой службой. Наконец, важным элементом является контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Контроль осуществляют налоговые органы в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. Неуплата или неполная уплата страховых взносов, а также несвоевременное представление отчетности влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Это включает в себя начисление пеней, штрафов и, в отдельных случаях, уголовную ответственность.
Таким образом, учет расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды представляет собой комплексный процесс, требующий внимательного отношения к законодательству и правильного применения норм права.
1.3 Бухгалтерский учёт налога учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды
Учет расчетов с внебюджетными фондами – важный аспект взаимодействия с контролирующими органами. Для систематизации данных используется счет 69, который детализируется посредством субсчетов для каждого вида страховых взносов.
Субсчет 69.1 предназначен для учета социального страхования, 69.2 – для обязательного и добровольного пенсионного страхования, а 69.3 – для расчетов с ФОМС. Взносы на страхование от несчастных случаев и травматизма отражаются на субсчете 69.11, процентная ставка которого зависит от класса риска предприятия.
Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69, а погашение обязательств – по дебету соответствующих субсчетов.
Примеры типичных проводок: начисление взносов на оплату труда производственного персонала (Д20, 25, 26 – К69), торговой организации (Д44 – К69), включение взносов в стоимость строящегося объекта (Д08 – К69). Перечисление взносов с расчетного счета (Д69 – К51). Начисление пени по взносам (Д91 – К69/Пеня) и ее оплата (Д69/Пеня – К51). Отражение суммы пособия к возмещению из ФСС (Д69 – К70).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
2.Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция)
Основная литература
3.Бухгалтерский учет в современной экономической науке и практике: Международная заочная научно-практическая конференция (Ульяновск, 20-23 ноября 2020 г.) : сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 2020 – 393 с.
4. Воронова, Е. Ю. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для среднего профессионального образования. — М.: Юрайт, 2023. — 428 с.
5. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет с основами МСФО: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2023. — 304 с.
6. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум. Учебное пособие.- М. Проспект, 2022.- 520 с.
7.Кувшинов М.С., Бухгалтерский учет. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КОРУС, 2020 . – 436 с.
8.Ларионов А. Д., Нечитайло А. И. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ТК Велби, 2021. – 360 с.
9. Роик, В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2023. — 418 с.
10. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ. – М. Волтерс Клувер. 2020 – 178 с.
Журналы/статьи
11.Васильева Е. В., Уколова Н. В., Монахов С. В. Совершенствование финансовых организации. // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020 - № 8 - С. 306–310.
12.Макарова, Е. В. Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во внебюджетные фонды // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (149). — С. 425-427.
13.Тахохова Т. Г. Совершенствование бухгалтерского учета в торговых организациях. //Актуальные вопросы современной экономики. - 2024 - № 4 - С. 105– 108
14. Туфетулов А.М. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: проблемы и перспективы развития // Казанский экономический вестник. - 2023 - С.89-94
15.Шалаев И. А., Соболева И. А., Николаенко Н. М. Экономика предприятий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2022 - №7 (17). - С. 346–351.
16.Шарафутдинова Д. Р. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. // Глобализация науки и техники в условиях кризиса - 2021 - С.114–117.
Интернет ресурсы
17.Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды, особенности учета [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-strahovanie-suschnost-vidy (дата обращения 20.03.2025)