Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с законом «Об образовании» (статья 9), система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных стандартов. Набор образовательных программ определяет специфику школы и формирует основу для различных образовательных маршрутов учащихся в конкретном учебном заведении.
На разных уровнях образования существуют различные варианты образовательных программ по одному и тому же предмету, которые отличаются по своему назначению:
типовая учебная программа;
программа углублённого изучения отдельных предметов;
программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т. д.);
авторская программа;
дополнительная образовательная программа и другие.
Таким образом, в учебном заведении может быть реализовано несколько вариантов учебной программы.
Существует несколько определений учебной программы. Вот некоторые из них:
1. Учебная программа — это официальный документ, который определяет основные знания, навыки и умения, которые должны быть освоены по каждому предмету. В программе указывается список тем, рекомендуемое время на каждую тему, распределение по годам обучения и общее время, отведённое на изучение курса. Уровень освоения программных требований учащимися является основным критерием успешности и эффективности учебного процесса.
2. Учебная программа — это документ, который отражает цели и содержание учебного курса по определённому предмету, логику построения курса, принципы выбора методов обучения и способы контроля уровня образования.
3. Учебная программа — это краткое описание системы информации, которое полностью и однозначно определяет процесс обучения, чтобы он соответствовал заданным целям и выполнял функции образования, воспитания и развития.
В системе образования традиционно используются типовые учебные программы, утверждённые Министерством образования Российской Федерации. Они содержат обобщённый перечень знаний, умений и навыков, а также общие методические рекомендации. На основе типовых программ учителя могут разрабатывать рабочие и авторские программы.
Федеральная примерная программа Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет собой краткое описание курса (предмета, факультатива). Она является одним из критериев оценки качества работы учителя.
Эти программы служат основой для разработки педагогами рабочих программ, которые учитывают особенности региона, методический потенциал учителя, уровень подготовки учащихся и возможности использования новых технологий.
Программы для общеобразовательных школ определяют содержание учебного материала и служат основой для его включения в учебный процесс. Они также являются нормативным документом, который направляет деятельность учителя и учащихся, а также определяет содержание учебников и методических пособий.
Модифицированная или адаптированная программа По своему содержанию и логике реализации она совпадает с федеральной примерной программой. Однако в неё вносятся изменения с учётом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп учащихся, а также индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты обучения по этой программе не имеют чётко определённых критериев и норм.
Педагог может вносить изменения, отражающие его позицию, жизненный и практический опыт и видение предмета, но эти изменения не затрагивают основ образовательного процесса.
Рабочая программа (рабочая программа учебного курса) — это программа, разработанная на основе примерной учебной программы, но с изменениями и дополнениями в содержании учебного материала, последовательности изучения тем, количестве часов и использовании методов обучения. Она предназначена для реализации требований к уровню подготовки учащихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.
Экспериментальная программа
Цель этой программы — трансформация содержания, организационно-педагогических принципов и методов обучения, а также предложение новых областей знания и внедрение инновационных педагогических технологий.
После апробации, обсуждения и одобрения на региональном экспертном совете экспериментальная программа получает статус авторской.
Авторские программы разработаны на основе уникальной концепции построения содержания учебного курса по данному предмету, что делает их уникальными и не имеющими аналогов.
Дополнительные образовательные программы нацелены на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, создание фундамента для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой, которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.
Анализ подходов к разработке образовательных программ для учреждений общего образования, основанный на анализе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок, позволяет выделить следующие ключевые аспекты:
образовательная программа рассматривается как многофункциональный обобщённый нормативный документ, обязательный к использованию, как в нормативно-правовом, так и в научно-методическом аспектах;
образовательная программа представляет собой внутренний стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;
содержание образования не ограничивается знаниями, умениями и навыками, оно должно быть направлено на развитие и включать различные компоненты, количество которых может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от необходимости;
содержание образования разрабатывается на основе федеральных и региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учётом требований основного потребителя образовательных услуг — семьи;
образовательная программа является инструментом управления качеством образования, основанием для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.
Исходя из этого, органы управления образованием оценивают качество образования в каждом конкретном учреждении не только по программе развития, но и по разработанным и используемым образовательным программам, отражающим специфику деятельности учреждения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Дубцова М. В. Проектирование основной образовательной программы образования / М. В. Дубцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 58-62.
2.Зимняя И.А. Основы педагогической психологии: Учебник / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2018. — 384 с.
3.Зубова Ж. А. Некоторые особенности проектирования образовательных программ по русскому языку как иностранному литературному образованию и русской филологии как часть подготовки магистранта / Ж.А. Зубова, М.В. Антонова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №4 (93).
4.Казаков И. С. Программы и системы обучения в начальной школе / И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. Т.1. 5-7.
5.Ковалева Т. В. Особенности образовательных проектов и управления ими / Т. В. Ковалева, Д. В. Воробей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1290-1293.
6.Мамедова Н. А. Профессиональный стандарт и образовательные программы в системе обучения государственных гражданских служащих / Н. А. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 158-161.
7.Сергеев Н.К. Введение в педагогическую деятельность: Учебник / Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2007. — 251 с.
8.Перфильева П. А. Адаптация образовательных программ для цифрового поколения / П. А. Перфильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 145-147.
9.Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» [Электронный ресурс] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102449593&backlink=1&&nd=102167206 (Дата обращения: 17.03.2025)
10.Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (Дата обращения: 17.03.2025)
11.Топчиева Д. С. Нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации / Д. С. Топчиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 332-334.
12.Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=440020&dst=100001#BYnoOYTspIcQ7ny21 (дата обращения: 17.03.2025).
13.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие / А.В. Хуторской. — М.: Академия, 2010. — 256 с.
14.Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования: Учебное пособие / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.