Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современные теории государственного управления подчеркивают необходимость системного подхода к процессу принятия решений в таможенных органах. Исследования показывают, что эффективность управления в данной сфере определяется качеством управленческих решений, их обоснованностью и соответствием правовым и экономическим условиям. Вопрос управления в таможенной системе рассматривался в научных работах, посвящённых государственному администрированию, организационной теории и правовому регулированию. Принятые решения затрагивают экономические, административные и правоохранительные аспекты, что обусловливает их многоуровневую природу. Анализ данной проблематики позволяет выявить взаимосвязь между эффективностью функционирования таможенных органов и типологией управленческих решений. В современных условиях особое значение приобретают адаптивные и прогнозные решения, обеспечивающие устойчивость таможенного администрирования в динамично изменяющейся внешней среде. Следовательно, изучение классификационных оснований и их практической значимости представляется актуальным с точки зрения теории управления и государственной политики.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ видов управленческих решений в таможенных органах и их классификацию.
Задачи исследования:
описать становление таможенной системы;
рассмотреть историю развития таможенного права в РФ;
охарактеризовать принятие управленческих решений в таможенных органах;
обозначить виды управленческих решений в таможенных органах.
Объект исследования – управленческие решения в таможенных органах.
Предмет исследования –направления и тенденции развития управленческих решений в таможенных органах и их классификация.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный.
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Эволюция таможенного законодательства в России тесно связана с развитием таможенного дела на протяжении истории. Поэтому изучение процессов формирования этого законодательства требует анализа основных подходов к развитию таможенной сферы. Существует обширная литература, посвященная этим вопросам. Исследователи считают, что таможенное дело в России возникло в IX – X веках, параллельно с формированием древнерусского государства. В это время появилась практика сбора древнейшей таможенной пошлины, называемой мытом, и те, кто ее собирали, получили название мытчиков (мытников) .
Существует множество определений понятия «таможенное дело». Термин происходит от тюрского слова «тамга», которое стало использоваться в России для обозначения сбора пошлины в XIII – XV веках. От этого слова произошел глагол «тамжить», означающий обложение товаров пошлиной, и мытчики стали называться таможенниками, а место сбора мыта – таможней. Поскольку уплата таможенной пошлины была подкреплена возможностью государственного принуждения, можно заключить, что таможенное дело в своей сущности представляло собой деятельность, основанную на государственных, правовых и фискальных принципах.
Изучение истории развития таможенного дела показывает, что генезис таможенного законодательства в России имеет ряд особенностей, связанных как с ключевыми историческими событиями, так и с личными характеристиками руководителей государства на различных этапах истории страны, а также особенностями развития таможенного дела, такими как передача таможенных функций, появление категории «верных таможенников» и другие. Исходя из этих особенностей, в истории формирования таможенного законодательства России в Х – XVIII веках можно выделить по меньшей мере три основных периода, определивших развитие таможенного права.
Первый период формирования таможенного законодательства, описанный Ю. Г. Кисловским, связывается с заключением торговых соглашений Руси с Византией в 907, 911 и 944 годах. Эти соглашения впервые предприняли попытку классификации таможенных платежей. Например, в соглашениях, заключенных князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, упоминаются элементы таможенной деятельности, такие как взимание таможенных пошлин и установление порядка таможенного обложения. Появление первых таможенных институтов в виде торговых соглашений в этот период истории Руси можно рассматривать как формирование источников таможенного права. Закрепление правовых основ таможенного регулирования в торговых соглашениях русских князей, как первоначальных источников таможенного права, имело ключевое значение для дальнейшего развития таможенного законодательства .
Начало второго периода формирования таможенного законодательства связано с принятием другого важного источника таможенного права, который оказал влияние на развитие таможенных правоотношений. Это Русская Правда, составленная Ярославом Мудрым в XI веке, которая стала юридическим основанием отечественных таможенных правоотношений.
Эволюция таможенной сферы тесно взаимосвязана с экономическими процессами и уровнем развития торговли в государстве. В середине XV – XVI веков одной из ключевых проблем, с которой столкнулось государство, был хронический дефицит бюджетных средств. Практика передачи таможенных функций на откуп, распространенная на этапе формирования централизованной власти, не соответствовала принципам такого государства. Поэтому, несмотря на выгоды, получаемые государством от этой системы, когда оно получало «откупные суммы», во второй половине XVI века возникла потребность в установлении единой государственной системы таможенных служб. Проблема была решена через введение института «верной службы».
«Верная служба» была механизмом назначения государственных должностей таможенников на основе особой повинности местного населения и была введена в Московском централизованном государстве. Лица, призванные занимать должности таможенников, исполняли свои обязанности бесплатно в течение одного года. В течение длительного времени передача таможенных функций на откуп и «верная служба» дополняли друг друга. В период с 1550 по 1555 годы существовало множество переходных вариантов, включая практику принудительных откупов .
В Двинской таможенной грамоте 1560 года упоминается группа «двинян» из 48 человек. Присутствие такого большого числа откупщиков среди местных жителей свидетельствует о том, что ответственность за сбор таможенных пошлин была возложена на всю посадскую общину. Согласно Указу Федора Иоанновича и Бориса Годунова 1596 года, все частные мыты, фактически олицетворяющие коррупцию, были переданы под контроль «голов» и «целовальников». Данным лицам строго запрещалось заниматься торговыми операциями, что было сделано для борьбы с коррупцией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://base.garant.ru/11900786/ (дата обращения: 16.03.2025)
2. Баранкова, А. М. Требования, предъявляемые к принимаемым в таможенных органах управленческим решениям / А. М. Баранкова, А. В. Кнышов // NovaUm.Ru. – 2017. – № 10. – С. 184-188.
3. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX - начале XX века / К. И. Боков. – Москва : Издательство Проспект, 2016. – 171 с.
4. Бондаренко, К. Ю. Эволюция таможенной политики и таможенного тарифа Российской империи / К. Ю. Бондаренко // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум. – 2022. – С. 17-20.
5. Горбунова, М. В. История создания таможенного органа в Российской Федерации / М. В. Горбунова, Р. А. Кривощеков, В. В. Мищенко // Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. – С. 84318.1-84318.7.
6. Городнянская, А. Ю. О развитии управления в системе таможенных органов РФ / А. Ю. Городнянская // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 10. – С. 345-348.
7. Гудков, Ю. А. Становление таможенного законодательства России / Ю. А. Гудков // Инновационная экономика и общество. – 2021. – № 1(31). – С. 23-34.
8. Жданова, В. П. История развития таможенного дела в России в период XIX - XXI вв / В. П. Жданова // Проблемы и перспективы развития мировой научной мысли. – 2017. – С. 111-114.
9. Климакина, Л. А. Особенности управленческой деятельности в таможенных органах / Л. А. Климакина // Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Дню Российской науки. – Пятигорск: Издательство "Перо", 2017. – С. 68-78.
10. Курешова, К. М. К вопросу об этапах становления таможенных органов в Российской Федерации / К. М. Курешова // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1, № 24. – С. 156-166.
11. Ондар, А. А. Методы принятия решений в управлении деятельностью таможенных органов / А. А. Ондар, А. А. Аракчаа // Фундаментальные и прикладные научные исследования. – 2019. – С. 69-71.
12. Ондар, А. А. Методы принятия решений в управлении деятельностью таможенных органов / А. А. Ондар, А. А. Аракчаа // Фундаментальные и прикладные научные исследования. – 2019. – С. 69-71.
13. Полянский, А. А. Специфика управленческой деятельности в таможенных органах / А. А. Полянский, С. В. Гриб, О. А. Немченко // Бенефициар. – 2021. – № 93. – С. 24-26.
14. Савин, А. О. Теоретические основы экономической составляющей управленческих решений в таможенных органах / А. О. Савин, Е. Е. Коваленко, А. С. Гончаренко // Матрица научного познания. – 2021. – № 6-1. – С. 224-229.
15. Хабарова, В. А. Анализ и совершенствование системы управления таможенным органом / В. А. Хабарова, А. С. Мыльников // ВЭД, логистика, таможня: достижения, проблемы и новые решения. – 2021. – С. 261-265.