Фрагмент для ознакомления
2
Коммерческий подкуп как уголовно-правовая категория представляет собой одно из наиболее опасных коррупционных преступлений в сфере экономической деятельности. Сущность данного преступления заключается в подрыве нормальной деятельности коммерческих организаций, искажении конкурентных механизмов рынка и нарушении принципов честного предпринимательства. Теоретическое осмысление данного явления имеет важное значение для определения методологических основ его расследования.
Законодательное определение коммерческого подкупа закреплено в статье 204 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно диспозиции данной статьи, коммерческий подкуп представляет собой незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). Особенностью правовой конструкции данной нормы является то, что она предусматривает ответственность как за активный подкуп (передача незаконного вознаграждения), так и за пассивный подкуп (получение такого вознаграждения) [1].
Состав преступления коммерческого подкупа характеризуется следующими элементами. Объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную, основанную на законе деятельность коммерческих и иных организаций, а также интересы службы в этих организациях. В качестве дополнительного объекта могут выступать законные интересы граждан, организаций, общества и государства. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права [5].
Объективная сторона преступления выражается в форме действия - незаконной передаче предмета подкупа или его незаконном получении. Важным признаком объективной стороны является связь подкупа с конкретными действиями (бездействием) лица, выполняющего управленческие функции, которые входят в его служебные полномочия или могут быть осуществлены благодаря его служебному положению.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В случае активного подкупа лицо осознает, что незаконно передает вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, за совершение им определенных действий (бездействия) и желает это сделать. При пассивном подкупе лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, и желает его получить [8].
Субъект преступления при активном подкупе - общий, то есть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При пассивном подкупе субъект специальный - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. В соответствии с примечанием 1 к статье 201 УК РФ, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в этих организациях [1].
Отличие коммерческого подкупа от взяточничества имеет принципиальное значение для правильной квалификации деяния и определения методики его расследования. Основное различие между этими преступлениями заключается в субъекте получения незаконного вознаграждения. При взяточничестве (статьи 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) таким субъектом выступает должностное лицо, то есть лицо, осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [1]. При коммерческом подкупе субъектом является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Кроме того, различия имеются в объекте преступления. При взяточничестве объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность публичного аппарата власти и управления, а при коммерческом подкупе - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность коммерческих и иных организаций. Также следует отметить различие в порядке уголовного преследования. Если уголовное преследование за взяточничество осуществляется в публичном порядке, то уголовное преследование за коммерческий подкуп в случаях, предусмотренных примечанием к статье 201 УК РФ, может осуществляться по заявлению коммерческой или иной организации или с ее согласия [1].
Статистика и тенденции коммерческого подкупа в России свидетельствуют о сложности и многообразии проявлений данного вида преступления. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2022 году за коммерческий подкуп было осуждено 538 человек, что составляет около 15% от общего числа осужденных за коррупционные преступления [11]. При этом наблюдается тенденция к увеличению удельного веса преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, что свидетельствует о повышении общественной опасности коммерческого подкупа.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.04.2024).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2024).
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 24.04.2024).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях».
II. Учебная и научная литература
5. Мальцева Е.В. Применение специальных познаний при расследовании присвоения или растраты: дипломная работа. — Кемерово, 2020. — 86 с.
6. Чекин А.В. Коммерческий подкуп: курсовая работа. — М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2019. — 30 с.
7. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика коммерческого подкупа: учебное пособие / под ред. колл. авторов. — М.: Первое экономическое издательство, 2020. — 150 с.
III. Статьи в периодических изданиях
8. Гурманчук Е.С. Понятие коммерческого подкупа и уголовная ответственность за его совершение // Официальный сайт Администрации г. Самары. — 2021. — 27 дек. — URL: [https://samadm.ru/media/news/34718/](https://samadm.ru/media/news/34718/) (дата обращения: 14.03.2025).
IV. Электронные ресурсы и диссертации
9. Методика расследования коммерческого подкупа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2023. — 24 с. — URL: [https://www.dissercat.com/content/metodika-rassledovaniya-kommercheskogo-podkupa](https://www.dissercat.com/content/metodika-rassledovaniya-kommercheskogo-podkupa) (дата обращения: 15.03.2025).
10. Провокация коммерческого подкупа: проблемы квалификации // Российская академия адвокатуры и нотариата. — 2019. — URL: [https://raa.ru/wp-content/uploads/2020/02/чекин-уп.pdf](https://raa.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D1%83%D0%BF.pdf) (дата обращения: 15.03.2025).
11. Применение специальных познаний при расследовании хищений: материалы уголовных дел / Судебный департамент при Верховном Суде РФ. — 2010–2024. — URL: https://ui.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/06/-%D1%80%D0%B0%D1%8B.pdf) (дата обращения: 15.03.2025).
V. Материалы судебной практики
12. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по делам о коммерческом подкупе за 2023 г. — URL: [https://vsrf.ru](https://vsrf.ru) (дата обращения: 15.03.2025).
13. Дело № 1-15/2024 по обвинению в коммерческом подкупе (архив Московского городского суда).