Фрагмент для ознакомления
2
В реальной действительности сумма прибыли выступает в качестве основной цели ведения деятельности любого рода современной коммерческой организации.
Все это вызвано тем, что в качестве функции, имеющей целевой характер, современной коммерческой организации в условиях бурного развития рыночных отношений выступает достижение максимального размера величины получаемой ею прибыли [22, с.42].
Посредством полученной суммы прибыли организации происходит обеспечение определенного ее уровня конкурентоспособности на рынке. Прибыль также является очень значимым механизмом защиты, которым предохраняется современная организация от вероятности банкротства. Накопленная сумма прибыли коммерческой организации способствует довольно быстрым образом повышению доли собственных высоколиквидных активов баланса, тем самым восстановив уровень ее платежеспособности, финансовой устойчивости и образовав необходимые суммы резервов.
С позиции современного налогообложения Налоговый кодекс РФ указывает, что в качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль коммерческих организаций признается величина полученной прибыли данного субъекта-налогоплательщика, а в качестве прибыли для данных целей признают [1]:
- для компаний российской принадлежности, если они – не участники консолидированной группы субъектов-налогоплательщиков, - это величины сумм полученных доходов, которые были снижены на размер произведенных данными субъектами затрат;
- для организаций иностранной принадлежности, если они ведут свою деятельность в России в представительствах на постоянной основе, - это ими полученные величины сумм доходов, которые были уменьшены на размер понесенных ими затрат;
- для прочих иностранных субъектов – это величины тех доходов, которые были ими получены от российских источников на территории нашей страны;
- для тех компаний, которые выступают как участники консолидированной группы субъектов-налогоплательщиков – это размеры совокупной суммы прибыли таких субъектов-участников, которую можно отнести на определенного участника, ее определяют в том порядке, который установлен в статьях 278 и 288 Налогового кодекса РФ.
В дисциплине микроэкономики представлена, что прибыль является разницей между величиной совокупной суммы выручки современной организации и величиной совокупной суммы ее затрат, то есть разницей между суммами доходов и расходов [15, с.47].
Следовательно, точно можно указать на то, что прибыль сегодня –важнейшая цель функционирования коммерческой организации, является разницей между суммами ее доходов и затрат.
При этом нужно подчеркнуть, что именно коммерческие организации согласно Гражданскому кодексу РФ имеют в качестве своей цели получение прибыли.
Нормативное регулирование операционного анализа организации проводится теми нормативно-правовыми актами, которыми регулируется составление отчета о финансовых результатах, он является базой для проведения такого анализа.
Согласно РСБУ, в отчет о финансовых результатах включаются 3 раздела. В верхней части данного отчета содержатся информационные сведения по основной деятельности. Сверху вниз в ней показывают [6, с.309]:
− выручку от продажи организации;
– себестоимость продаж;
– валовую прибыль (убыток) – разницу между суммой выручки и суммой себестоимости продаж;
– сумму коммерческих расходов;
– сумму управленческих расходов;
– сумму прибыли (убытка) от продаж.
Средняя часть отчета отражает суммы прочих доходов и расходов организации:
– суммы доходов от участия в других организациях;
– суммы процентов к получению;
– суммы процентов к уплате;
– суммы прочих доходов;
– суммы прочих расходов.
В нижней части отчета показывается сумма финансового результата деятельности:
– сумма прибыли (убытка) до налогообложения;
– сумма налога на прибыль;
– прочее;
– сумма чистой прибыли (убытка) [23, с.169].
Отчет о финансовых результатах согласно РСБУ заполняется на русском языке, цифровые данные приводятся в российских рублях. Современные отечественные организации отчет о финансовых результатах составляют на русском языке либо на нескольких языках (русский и английский), когда бизнес является международным, либо компания связана с иностранными биржевыми рынками, и нужно отразить данные для иностранных пользователей.
Отчетность по международным стандартам публикуется в той валюте, в которой организация получает максимальную выручку и осуществляет свои расчеты. При этом соблюдается гибкость при раскрытии информации, отчетность может быть сформирована как в национальной, так и в другой валюте для прочтения зарубежными акционерами.
В российской системе отчетности отчетный период регламентирован календарным годом, а в МСФО нет таких ограничений, организация может самостоятельно установить любую дату окончания текущего отчетного периода [21, с.1121].
Форма отчета о финансовых результатах по РСБУ регламентирована такими нормативно-правовыми актами:
− ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ;
− Приказом Минфина России от 02.07.2010 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
− Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
− Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);
− Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»;
− Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций «ПБУ 18/02»;
− Приказом Минфина РФ от 21.03.2000 №29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию».
В качестве цели операционного анализа выступает разработка и принятие управленческих решений обоснованного характера, направление которых – рост уровня эффективности функционирования современной организации.
1.2 Цель и задачи операционного анализа
для повышения эффективности деятельности организации
Эффективное функционирование любой современной компании требует постоянного контроля над ее финансовым состоянием. Чему способствует проведение операционного анализа.
Цель операционного анализа состоит в нахождении самого оптимального сочетания сумм переменных и постоянных затрат, а также уровня цены и объема продаж (производства). Вместе с тем в качестве цели такого рода анализа выступает установление того, что сможет произойти с финансовыми результатами организации в том случае, если будет изменен объем продаж (производства).
Задачи операционного анализа организации [20, с.19]:
- установление самого выгодного сочетания сумм переменных и постоянных затрат, уровня цены и объёма продаж (производства);
- определение тех направлений бизнеса организации, которые приносят и будут приносить самую большую прибыль организации, а какие – не самую большую;
- установление того, производство какого рода продуктов необходимо наращивать, а каких - снижать или совсем убирать с производства;
- определение оптимальной структуры затрат и тех, которые должны быть снижены в первую очередь в организации;
- установление уровня производства и продажи для того, чтобы была обеспечена безубыточность ведения деятельности организации;
- определение уровня рентабельности каждого вида проданных товаров, выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
- проведение обоснования решений по поводу увеличения мощностей производства;
- осуществление сравнительной оценки разного рода решений в технологическом плане;
- проведение обоснования степени целесообразности вывода на аутсорсинг отдельно взятых хозяйственных операций организации;
- осуществление диагностики бюджетных альтернатив;
- проведение оценки уровня сравнительной эффективности отдельно взятых сегментов рынка и степени целесообразности их реструктуризации.
Осуществление данного процесса происходит через комплекс различных методов операционного анализа, направленных на вычисление и анализ таких важных показателей, как:
− точка безубыточности (минимальный объем продаж, при каком предприниматель на 100; покрывает собственные расходы);
− запас финансовой прочности (показатель уровня экономической устойчивости организации, является разницей между суммой ее текущей выручки и значение точки безубыточности в стоимостном выражении);
− операционный рычаг (является показателем, который демонстрирует, на сколько в процентном выражении будет изменяться сумма прибыли, если сумма выручки будет изменена на 1%) [12, с.227].
Анализ безубыточности продаж является частью анализа финансовых результатов субъекта экономики [18, с.372].
Диагностику изменений в соотношении показателей доходов, расходов и финансовых результатов можно провести с помощью операционного (иначе – маржинального) анализа, который является базой анализа безубыточности продаж. В ходе маржинального анализа изучается зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и связанных с ними затрат, также называемый «издержки-объем-прибыль» («costs-volume-profit») или «CVP анализ».
С помощью маржинального анализа отслеживаются закономерности изменения прибыли в зависимости от изменения затрат, цен, объемов продаж, а также рассчитываются и контролируются пропорции между постоянными и переменными затратами.
Операционный (маржинальный или «CVP») анализ в условиях современных рыночных отношений активным образом применяется специалистами в странах Европы [11, с.3].
Данного рода методика предоставляет возможность выяснения того, что именно оказывает воздействие на изменение прибыли организации, каковой является доля самых затратных ресурсов, основные причины убытков, возможные уровни рисков и перспективы развития предпринимательской деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.03.2025). – Текст: электронный.
2. Российская Федерация. Приказ Минфина России. Приказ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 06.05.1999 №32н (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.03.2025). – Текст: электронный.
3. Российская Федерация. Приказ Минфина России. Приказ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) от 06.05.1999 №33н (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.03.2025). – Текст: электронный.
4. Аманаков, А.Х. Анализ точки безубыточности: концепции, расчет и влияние на управление затратами / А.Х. Аманаков, Б.О. Байрамов, С.М. Джумадурдыев // Вестник науки. – 2024. – Т.4. - №5. – С.127-130.
5. Ахметов, Р.Р. Экономическая сущность доходов и расходов предприятия / Р.Р. Ахметов, О.В. Брежнева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - №106-4. – С.64-68.
6. Бычкова, С.М. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие. - 2-е изд. / С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева – Санкт-Петербург: Питер, 2022. – 528с.
7. Гладышева, К.А. Анализ безубыточности производства предприятия (на примере ООО «Европенопластстрой-Самара») / К.А. Гладышева // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2024. - №1-1. – С.528-531.
8. Ибрагимова, А.Х. Финансовый результат в российской и международной практике / А.Х. Ибрагимова, С.К. Мирзаалиев, М.М. Маратов // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. - №3. – С.65-71.
9. Илышева, Н.Н. Учет и анализ в управлении бизнесом: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Илышева, Е.Р. Синявская, О.В. Савостина. – Москва: ФЛИНТА, 2022. – 157с.
10. Калустов, А.А. Маржинальный анализ в системе финансового менеджмента / А.А. Калустов // Advances in science and technology: сб. статей LXIII междун. науч.-практ. конференции. – Москва: Актуальность.РФ, 2024. – С.124-125.
11. Карышев, М.Ю. Совершенствование методов организации производства и безубыточности деятельности филиала АО «ФПК» / М.Ю. Карышев, А.А. Захаров, З.В. Филимонова // Вестник транспорта. – 2024. - №9. – С.2-11.
12. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учеб. –практ. пособие / В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2024. – 338с.
13. Кузьмина, Е.В. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Е.В. Кузьмина, Н.В. Морозова. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2021. – 363с.
14. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1 / К. Маркс. – Москва: Бомбора, 2024. – 1200с.
15. Микроэкономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – Москва: Юрайт, 2024. – 358с.
16. Прохоренко, К.Д. Управление финансовыми результатами и важность анализа безубыточности бизнеса / К.Д. Прохоренко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2024. – Т.3. - №16. – С.206-211.
17. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2024. – 587с.
18. Сажнев, Д.И. Влияние финансовых показателей на безубыточность бизнеса в современных экономических условиях / Д.И. Сажнев // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов: студенческий научный журнал. – Санкт-Петербург: МБИ им. А. Собчака, 2024. – С.370-386.
19. Себелева, ЕА. Методы анализа затрат в принятии управленческих решений / Е.А. Себелева // Ученый совет. – 2024. - №3. – С.187-191.
20. Усеинова, З.З. Информационное обеспечение анализа безубыточности предприятия / З.З. Усеинова // Наука через призму времени. – 2024. - №4. – С.19-23.
21. Усмонов, М.М. Актуальные вопросы достижения точки безубыточности на предприятиях / М.М. Усмонов // Экономика и социум. – 2024. - №11-1. – С.1120-1128.
22. Чвилева, Н.П. Управление финансовыми результатами организации и разработка мероприятий по их увеличению / Н.П. Чвилева // Бизнес и общество. – 2024. - №1. – С.41-49.
23. Шарапов, Ю.В. Управленческий учет – база для управления безубыточностью продаж / Ю.В. Шарапов, К.А. Корепина // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. - №1. – С.167-173.
24. Шевченко, М.Е. Точка безубыточности в торговом деле / М.Е. Шевченко // Актуальные исследования. – 2024. - №6-1. – С.22-25.
25. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. – Москва: Инфра-М, 2024. – 374с.