Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации и успешности в учебной деятельности 6
1.1. Понятие и виды учебной мотивации, факторы, влияющие на учебную мотивацию. 6
1.2. Успешность учебной деятельности как психолого-педагогический феномен 11
1.3. Взаимосвязь учебной мотивации и успешности в учебной деятельности 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и успешности в учебной деятельности 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 20
2.3. Анализ результатов исследования 24
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Эмоционально-волевые характеристики играют не менее важную роль в формировании учебной мотивации. Студенты с высокой стрессоустойчивостью и позитивным эмоциональным фоном легче адаптируются к сложностям обучения и сохраняют мотивацию даже при столкновении с трудностями. Они воспринимают учебную деятельность как естественный процесс развития, а не как источник стресса.
С другой стороны, высокий уровень тревожности может оказывать негативное влияние на мотивацию. Тревожные студенты склонны к избеганию сложных заданий, боязни неудачи и сомнениям в собственных силах. Их мотивация может быть снижена из-за страха перед отрицательными оценками или негативной реакцией преподавателей.
Кроме того, важную роль играет уровень мотивации достижения. Студенты с высоким уровнем мотивации достижения стремятся к успеху, самостоятельно ищут дополнительные образовательные возможности и проявляют инициативу в обучении. Они более склонны к глубокому усвоению знаний и самостоятельному решению проблем. В то же время студенты с низким уровнем мотивации достижения чаще ориентируются на минимально возможные результаты, удовлетворяясь формальным выполнением учебных заданий.[17, c.62]
Еще одной важной индивидуальной характеристикой, влияющей на учебную мотивацию, является локус контроля. Студенты с внутренним локусом контроля убеждены, что их успехи и неудачи зависят от их собственных усилий, поэтому они проявляют высокий уровень инициативности и ответственности за образовательные результаты. Они воспринимают трудности как вызов и активно ищут пути их преодоления.
В то же время студенты с внешним локусом контроля склонны объяснять свои успехи или неудачи внешними обстоятельствами – сложностью программы, требованиями преподавателей, удачей или неудачей. Они могут испытывать недостаток мотивации, так как не воспринимают себя как главных участников образовательного процесса.
Учебная мотивация является многокомпонентной структурой, в которой сочетаются внутренние и внешние факторы, индивидуальные характеристики студента, а также динамические изменения, происходящие в процессе обучения. Для повышения успешности образовательного процесса необходимо учитывать специфику формирования и развития различных типов учебной мотивации, а также применять адаптивные стратегии ее поддержания.
1.2. Успешность учебной деятельности как психолого-педагогический феномен
Учебная мотивация формируется под воздействием различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы связаны с индивидуальными особенностями студента, его личностными характеристиками, когнитивными процессами и потребностями. Внешние факторы включают влияние образовательной среды, педагогических технологий, социальных ожиданий и экономических условий. [5, с. 98]
Формирование учебной мотивации во многом определяется внутренними характеристиками студента, которые включают личностные особенности, когнитивные процессы и эмоционально-волевые качества. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Во-первых, личностные особенности играют важную роль в учебной деятельности. Например, студенты с развитой саморегуляцией и выраженной мотивацией к достижению успеха стремятся к высокой академической успеваемости и лучше адаптируются к учебному процессу. [11, с. 167]
Во-вторых, когнитивные процессы непосредственно связаны с мотивацией к обучению. Уровень интеллектуального развития, способность к концентрации внимания и стиль познавательной деятельности определяют, насколько эффективно студент усваивает новый материал и насколько устойчив его интерес к учебе. [6, с. 42]
Наконец, эмоционально-волевые качества также являются значимыми детерминантами мотивации. Например, высокая тревожность может снижать желание учиться, тогда как способность к преодолению трудностей, развитая стрессоустойчивость и высокая самооценка способствуют формированию устойчивой учебной мотивации. [4, с. 95]
Исследования подтверждают, что сочетание этих факторов определяет индивидуальный уровень мотивации студента. В таблице 2 представлены основные внутренние факторы учебной мотивации и их влияние.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ильина Т.И. Мотивация учения студентов. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
3. Власова О.И. Психологические аспекты учебной мотивации. // Психология образования. – 2019. – № 5. – С. 45-58.
4. Бодалев А.А. Личность и мотивация. – СПб.: Питер, 2018. – 192 с.
5. Зимняя И.А. Психологические аспекты мотивации учебной деятельности. – М.: Наука, 2017. – 320 с.
6. Власова О.И. Когнитивные процессы и их влияние на учебную мотивацию. // Психология образования. – 2021. – № 3. – С. 37-52.
7. Карпов В.В. Социальные факторы учебной мотивации. – М.: Академия, 2018. – 198 с.
8. Платонов Ю.П. Экономическая мотивация студентов в образовательной среде. // Вестник высшего образования. – 2020. – № 6. – С. 77-89.
9. Смирнов В.И. Влияние педагогических технологий на учебную мотивацию. – СПб.: Лань, 2021. – 256 с.
10. Губин С.П. Основы математической статистики в психологии. – М.: Юрайт, 2018. – 198 с.
11. Бодров В.А. Психология мотивации. – М.: Академия, 2019. – 312 с
12. Андреева Г.М. Психология студентов: мотивация, обучение, личностное развитие. – М.: Питер, 2021. – 288 с.
13. Сахарова С. П. Проблемы формирования учебной мотивации / С. П. Сахарова // Символ науки. – 2020. – № 4. – С. 126-127.
14. Фомина О. Е. Гендерные особенности мотивации учебной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы / О. Е. Фомина // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 100.
15. Рысева А. С. Формирование и развитие мотивации учебной деятельности / А. С. Рысева // Научные исследования. – 2020. – № 3. – С. 40-42.
16. Логиновских Е. Л. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроках в условиях реализации ФГОС ООО / Е. Л. Логиновских, О. В. Пимонова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 4. – С. 58-60.
17. Крицкий А. Г. Исследование мотивации учения подростков с разным уровнем успешности в учебной деятельности / А. Г. Крицкий, Т. Ю. Комиссарова // Грани познания. – 2020. – № 8. – С. 27-31.
18. Ветошева В. И. Особенности мотивации учебной деятельности у подростков, обучающихся в лицее и в общеобразовательной школе / В. И. Ветошева, О. Д. Артемова // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 3. – С. 151-164.
19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2023. - 432 с.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2020. – 384 с.
21. Логиновских Е. Л. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроках в условиях реализации ФГОС ООО / Е. Л. Логиновских, О. В. Пимонова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 4. – С. 58-60.
22. Самосадова Е. В. Мотивация учебной деятельности подростков / Е. В. Самосадова, В. В. Крапчетова, Т. И. Киреева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2022. – № 1. – С. 297-301.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2023. – 96 с.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения.//М.: Просвещение, 2020. – 193 с.
25. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова. – Москва : Педагогика, 2023. – 63 с.
26. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебник для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 170 с.