Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) центрирующим направлением обучения и воспитания младших школьников является формирование у последних представлений об Отечестве и его историческом прошлом и настоящем. Данный факт раскрывает в «портрете выпускника начальной школы», в котором обозначено формирование у обучающихся патриотических качеств таких как любовь к своему народу, краю, Родине.
Начальная школа – это период, когда обучающиеся особенно восприимчивы к новым знаниям, что позволяет им легче усваивать историческую информацию. В этом возрасте у обучающихся формируется интерес к окружающему миру и его прошлому, что делает изучение истории более эффективным. У младших школьников активно развивается память и воображение, что помогает им визуализировать и запоминать исторические события. Раннее знакомство с историей способствует формированию основ гражданского сознания и социальной ответственности. В этом возрасте обучающиеся только начинают осознавать себя как часть общества, поэтому исторические примеры помогают им понять свою роль в нем.
О необходимости знакомства младших школьников с историей России отмечается и в ФГОС НОО [1]. В документе утверждается необходимость формирования у обучающихся «представлений о российской истории и культуре», «уважительного отношения к истории русского народа», «понимания особой роли России в мировой истории», «уважения и принятия ценностей российского общества», «основ российской гражданской, этнической и национальной идентичности», «чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России». Все эти задачи напрямую связаны с развитием у обучающихся исторических представлений.
Формирование исторических представлений возможно в рамках любого предмета учебного курса начальной школы. Но наибольшее влияние оказывают уроки окружающего мира.
В ФГОС НОО «Окружающий мир» включает предметную область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)». Ее содержание реализуется за счет: формирования уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; формирования чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Формирование исторических представлений у младших школьников отражено в работах многих учёных, педагогов и психологов. Среди них отечественные, такие как: В. А. Сухомлинский, Е. А. Кудрявцева Н. В. Захарова, а также зарубежные: Питер Секстон, Джон Дьюи, Джером Брунер. Они выявили, что изучение исторического материала должно основываться на активной деятельности и социальном взаимодействии, чтобы формировать у обучающихся осмысленное отношение к прошлому, подчеркивая важность патриотического воспитания через историю, делая акцент на эмоциональном восприятии. На сегодняшний день в школе недостаточно учителя уделяют внимание изучению исторического материала на уроках окружающего мира у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность способов и приёмов формирования исторических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе.
Объект исследования: представления о историческом материале на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: процесс изучения исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие об исторических представлениях.
2. Охарактеризовать возрастные особенности формирования исторических представлений в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть возможность экскурсии в формировании исторических представлений на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать примеры уроков окружающего мира с использованием экскурсий.
Методы: анализ нормативной и психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический анализ.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Понятие исторических представлений у младших школьников
В младшем школьном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребёнка.
Рассмотрим сущность понятий «представление» и «исторические представления».
По мнению В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой, представление – это обобщенный образ, который формируется в сознании человека в результате освоения знаний, обобщения социального опыта, воспроизведения посредством познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память и мышление) [11; с. 102].
В.Н. Дружинин также считает, что представление – это обобщенный образ каких–либо смыслов и значений, наглядный образ предмета или явления окружающего мира, который возникает в результате действия на органы чувств внешних раздражителей. Полученные сигналы перерабатываются и формируются в соответствующие образы [11; с. 103].
Л.С. Выготский отмечает, что представления – это отражение стимульных событий в сознании личности и их когнитивно-эмоциональная переработка. В данном определении подчеркивается важность не только когнитивного компонента, но и эмоционального. Формирование представлений формируется в процессе деятельности, что отражено в концепции культурно–исторического развития Л.С. Выготского [16; с. 68].
У обучающихся в процессе обучения и воспитания, а также в результате стихийного воздействия внешней социальной среды формируются различные виды представлений. Среди них можно выделить исторические представления.
Познание истории начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т. е. исторических представлений.
Понятие исторических представлений изучали такие авторы, как Г.Н. Аквилева, Х.Х. Бегимов, Е.Ф. Козина и А.В. Хуторской. Аквилева и Бегимов сосредоточились на методиках формирования исторического мышления младших школьников, уделяя внимание восприятию фактов через рассказы и примеры [18; с. 58].
Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий. М.С. Довгялло, Л.А. Козик рассматривают знания как образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Они отмечают, что преобразования знаний играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации. Авторы определяют исторические представления как отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализацию их во времени и пространстве [9; с. 52].
Под историческими представлениями применительно к общеобразовательной школе понимается отражение в сознании учащихся исторических фактов, событий и личностей, которые локализуются в пространственно-временном континууме [17; с. 57].
Ознакомление младших школьников с любыми историческими событиями и фактами осуществляется на основе усвоенных понятий:
1) «историческое время», «единицы измерения исторического времени» (год, век, эпоха);
2) «протекание событий» (раньше, позже, «лента времени») [6; с. 29].
Представим виды исторических представлений, которые формируются у младших школьников:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021 — 31 с.
2. Федеральная образовательная программа начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022. № 992 [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 (дата обращения: 28.02.2025).
3. Байбородова Л.В., Соколова М.В. Использование ресурсов школьных музеев в учебно–воспитательном процессе [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 59–65. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe–obrazovanie–mladshih–shkolnikov–na–osnove–kraevedeniya (дата обращения: 17.03.2025).
4. Бакурова Е. Н., Аверкиева А. А. Использование виртуальных экскурсий на уроках истории при изучении художественной культуры XIX века [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – №4 (74). – С. 112-126. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie–virtualnyh–ekskursiy–na–urokah–istorii–pri–izuchenii–hudozhestvennoy–kultury–xix–veka (дата обращения: 17.03.2025).
5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе : лекции 5–8. М.: «Первое сентября», 2016. – 68 с.
6. Выдренкова А.А. Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 4 (9). – С. 28–30. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie–predstavleniy–o–vremeni–i–prostranstve–v–filosofii–pedagogike–i–psihologii–na–raznyh–etapah–sotsialnogo–razvitiya (дата обращения: 17.03.2025).
7. Гармаева Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков. – Улан–Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. – 186 с.
8. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 271 с.
9. Довгялло М.С., Козик Л.А. Методика преподавания истории: электрон. учеб.–метод. комплекс для студентов ист. фак. специальностей: 1–21 03 01 «История (по направлениям)», 1–23 01 12 «Музейное дело и охрана историко–культурного наследия (по направлениям)», 1–23 01 13 «Историко–архивоведение». – Минск: БГУ, 2018. – 150 с.
10. Иванова Е.В. Воспитательный потенциал уроков окружающего мира, содержащих историко–обществоведческий материал [Электронный ресурс] // Евразийский гуманитарный журнал. – 2021. – №4. – С. 88-97.Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy–potentsial–urokov–okruzhayuschego–mira–soderzhaschih–istoriko–obschestvovedcheskiy–material (дата обращения: 17.03.2025).
11. Иванова Е.В., Скрипова Ю.Ю. Особенности работы с текстами исторического содержания на уроках внеклассного чтения в начальной школе // Воспитательный и социализирующий потенциал образовательного процесса – важнейший фактор реализации требований ФГОС [Электронный ресурс] / Сборник статей по материалам краевых VI Огородниковских чтений (27 февраля 2015г., г. Пермь). Пермь: Изд–во «Пермский государственный гуманитарно–педагогический университет», 2015. С. 101–105. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe–obrazovanie–mladshih–shkolnikov–na–osnove–kraevedeniya (дата обращения: 17.03.2025).
12. Ильина Л.С. Воспитание историей родного края [Электронный ресурс] // Воспитание дошкольников. – 2022. – № 3. –С. 83–85. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe–obrazovanie–mladshih–shkolnikov–na–osnove–kraevedeniya (дата обращения: 17.03.2025).
13. Кропочева Т.Б. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестн. Том. гос. ун–та. – 2018. – №429. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe–obrazovanie–mladshih–shkolnikov–na–osnove–kraevedeniya (дата обращения: 17.03.2025).
14. Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко–обществоведческого содержания предмета «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 39–43.
15. Комарова, О. Н. Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования / О. Н. Комарова, В. А. Стрункина, С. В. Голубева, Д. С. Крылова // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49209/ (дата обращения: 11.04.2025).
16. Логинова К.С. Становление представлений о времени и пространстве в философии, педагогике и психологии на разных этапах социального развития // Специальное образование. – 2018. – №1 (49). – С. 67-71. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie–predstavleniy–o–vremeni–i–prostranstve–v–filosofii–pedagogike–i–psihologii–na–raznyh–etapah–sotsialnogo–razvitiya (дата обращения: 17.03.2025).
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Наука, 2022. – 671 с.
18. Никольская О.Д., Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия ее эффективной реализации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. –2021. – №3. - С. 56- 60. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema–formirovaniya–istoricheskih–predstavleniy–v–doshkolnom–detstve–i–pedagogicheskie–usloviya–eyo–effektivnoy–realizatsii (дата обращения: 17.03.2025).
19. Попова И. М. Психология дошкольника и младшего школьника: учебно–метод. пособие. – Иркутск: Иркут, 2017. – 123 с.
20. Приходько В. Е. Формирование личности в младшем школьном возрасте: монография. – М.: Перо, 2019. – 152 с.