Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день спектр направлений, по которым ведется работа в социально-культурной деятельности, весьма обширен. Он затрагивает практически все сферы жизни общества. Одно из самых приоритетных направлений – любительское творчество как актуальная форма досуга.
Занимаясь творчеством, человек развивает и приобретает умения и навыки, а также может создавать культурные ценности, тем самым осуществляя процесс самореализации, что и является одной из важных задач социально-культурной деятельности.
Любительский коллектив представляет собой объединение в определённом творческом направлении, деятельность которого не регламентируется законодательными актами [6].
Многие любительские коллективы имеют богатейший опыт режиссерской и организаторской работы при студиях и любительских объединениях, которым они делятся в своих пособиях, монографиях и статьях.
Очень многие деятели социально-культурной сферы обращаются к любительскому творчеству, по-разному рассматривая и ранжируя его аспекты. Но в одном они, бесспорно, соглашаются: любительское творчество положительно влияет на развитие эстетической культуры личности.
Любительский коллектив - сложносоставное и многовекторное социально-культурное явление, ориентированное на формирование личности и общества в каждую культурно-историческую эпоху. Культурная диверсификация любительского коллектива в современных социокультурных условиях представляет собой:
- собственно эстетический и духовно-нравственный ресурс нации, обеспечивающий процессы гуманизации и гармонизации бытия общества и государства;
- вневременной фактор формирования и нравственной социализации целостной гармоничной личности;
- универсальный способ сохранения и популяризации корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества [13].
Этапы становления и развития любительского коллектива рассматриваются учеными, культурологами, театроведами и другими исследователями в историческом аспекте.
С момента зарождения русского любительского творчества в различных направлениях (вокальное, хореографическое, театральное и другие) ему присущи зрелищность и театрализация. В ходе развития любительского коллективного творчества происходило существенное изменение организации творческих мероприятий, что во многом связано с социально-экономическими преобразованиями. На смену приходили всё более совершенные формы драматических действ, менялось и функциональное значение театрального творчества в народе: от первобытного, утилитарного - до обличительно-сатирического и нравственно-эстетического.
В нашей стране в развитии любительских коллективов проявились разнообразные особенности СССР: революция и гражданская война, период коллективизации, индустриализации, Великая Отечественная война, период восстановления разрушенного войной народного хозяйства, освоение целины и массовые комсомольские стройки, период «оттепели», «застой», «перестройка» и многое другое. Каждая из вех требовала особого воплощения, специфического метода [3].
На современном этапе в деятельности любительского коллектива огромное значение имеет то, насколько его деятельность отвечает современным реалиям. При этом всё также востребовано любительское творчество, посвящённое «вечным» темам: добро и зло, любовь и ненависть.
Сейчас деятельность любительских коллективов рассматривается как важный фактор эстетического воспитания. Это особенно актуально для тех территорий, на которых нет профессиональных коллективов (сельская местность, небольшие города).
Для современных любительских коллективов характерны две основные тенденции:
1. Организация выступлений, пронизанных эмоциональностью, имеющих глубокий психологизм. Основной составляющей при этом является уровень мастерства, стремление к его совершенствованию
2. Постановка ярких коммерческих шоу с многочисленными эффектами.
Демонстрация достижений коллектива – это организация зрелищного мероприятия, на котором зрителям показываются различные творческие формы деятельности [17].
Демонстрация достижений творческого коллектива выполняет следующие функции:
1. Популяризация коллектива, привлечение к его деятельности различных представителей целевой аудитории
2. Получение оценки деятельности коллектива от экспертов
3. Развитие навыков выступления у представителей коллектива
4. Привлечение спонсоров к деятельности коллектива.
Демонстрация достижений коллективов, как правило, проводится неравномерно. Во многом это зависит от сезонного фактора, от направления творческой деятельности, а также от самих достижений выступающих.
Достижения любительского творческого коллектива может быть выражено в различных формах. Рассмотрим их более подробно.
1. Отчётный концерт – это мероприятие, в ходе которого представители творческого коллектива отчитываются о проделанной работе за определённый промежуток времени. Большинство зрителей при этом составляют родители и знакомые выступающих, а также те, кто имеет отношение к представляемому творческому коллективу или учреждению. Помимо этого, на отчётный концерт нередко приглашаются эксперты, которые дают оценку достижениям выступающих, а впоследствии дают рекомендации для последующей деятельности данного коллектива [11].
В ходе проведения театрализованного мероприятия фактически оцениваются творческие достижения участников коллектива. Помимо этого, они приобретают необходимый опыт выступлений.
2. Выставка как форма демонстрации достижений. Творческие выставки повышают информированность целевой аудитории о творческой деятельности коллектива, формирует их интерес к деятельности коллектива.
3. Спектакль – это зрелищное представление, в ходе которого действие происходит в соответствии с сюжетом (чаще всего – литературного произведения). Как правило, любительские театры реализуют спектакли для конкретной целевой аудитории.
4. Фильм – представляет собой произведение киноискусства. Как правило, в любительских коллективах съёмки осуществляются в специальной студии самого учреждения.
5. Мастер-класс – это форма демонстрации достижений участников коллектива, направленная на ознакомление представителей аудитории с полученным опытом творческой деятельности.
6. Анимационная программа – это программа, содержащая в себе разнообразные виды творческой деятельности, а также предполагающая активное вовлечение зрителей в развлекательные мероприятия [7].
Таким образом, в настоящее время любительские коллективы могут демонстрировать свои достижения в самых разнообразных формах.
2.2. Организация творческой деятельности в любительском театральном коллективе
Процесс театрализованной деятельности в рамках любительского театрального коллектива благотворно влияет на формирование интеллектуальных и творческих качеств личности. Называют театрализованную деятельность одним из важнейших компонентов педагогического процесса. Она комплексно влияет на личность, развивая не только исключительно творческие способности, но и на его представления о мире, о природе, о нем самом и окружающих его людях, закладывая нравственные и духовные качества. Такое комплексное мнение создает предпосылки для разработки интегрального подхода для решения задачи по использованию средств театрализованной деятельности.
Основатель классического русского театра К.С. Станиславский в своих дневниках довольно часто отмечает, что несмотря на то, как раскрываются дети и их творческие способности в процессе репетиций и, так называемых, «застольных периодов», выйдя на сцену непосредственно уже на самом выступлении, они могут замкнуться себе и испытать значительные трудности при преодолении себя и последующих выступлениях перед зрителем. Проблема «зажатости» на сцене намного чаще встречается именно у младших школьников, и если продолжать заниматься различными видами исполнительских искусств, то к моменту переходного возраста ребенок будет чувствовать себя на сцене раскрепощенно и уверенно. К.С. Станиславский объясняет это опытом выступлений на сцене: чем младше ребенок, тем меньше он имеет сценического опыта. [6]
Для разработки творческой программы с использованием театральных приёмов, включающую в себя в том числе мягкое и осторожное влияние на эмоциональный аппарат, разберемся в понятиях и особенностях театрализованной деятельности, а также в средствах ее организации на базе учебного заведения и задачах, которые она решает.
Л.С. Выготский подчеркивал уникальность театрализованной деятельности в контексте детского образования. Он считал, что театрализация – это один из самых эффективных способов передачи детских эмоций и впечатлений, которые могут быть выражены в театрализованной форме [8]. Это позволяет использовать театрализацию в учебной деятельности для развития коммуникативных и эстетических навыков, а также для объяснения воспитательных моментов.
Хотя термины "театрализация" и "драматизация" иногда сливаются в одно понятие, необходимо понимать, что драматизация - это лишь один из элементов театрализации, которая базируется на игровом подходе [7]. Такой подход особенно предпочтителен для младших школьников, так как использование игровых приемов позволяет развивать их творческий потенциал и самовыражение через творческие задания.
Исходя из вышесказанного сформулируем определение театрализованной деятельности как разновидность творческой деятельности, комплексно используемой выразительные и художественные средства театра, а также ориентированной на художественное обучение и воспитание, формирование эстетических основ, нравственных принципов поведения и коммуникативных навыков [1].
Творческая деятельность любительских коллективов на основе театральных приёмов должна стать легкой, непринужденной, в идеале проводиться в игровой форме. Для наиболее полной реализации способностей учеников необходимо активировать чувства и эмоции, что возможно сделать при помощи театра и театрализации, их форм и особенностей. Ю.М. Лотман, проанализировав различные подходы и способы реализации театрализованной деятельности, разделил их на три вида:
1. Первый вид, комбинированный, подразумевает использование готовых художественных образов, которые объединены с помощью режиссерских приемов в театрализованных представлениях, концертах и других массовых мероприятиях.
2. Второй вид, оригинальный, включает создание новых образов сценарным и режиссерским подходом и используется для написания сценариев документального жанра.
3. Третий вид, смешанный, объединяет оригинальный и комбинированный подходы и основывается на синтезе уже использованных произведений с только что созданным [20].
Главное преимущество театрализованной деятельности как способа комплексного развития личности перед классической образовательной деятельностью заключается в связи драматизации с детской, привычной каждому ребенку игрой, а также наличии различных видов детского творчества. Данную особенность выделяли следующие отечественные ученые: А.М. Матюшкин, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Ярошенко. В игровой форме театрализованная деятельность является наиболее естественным способом выражения детских эмоций и развития их культуры.
Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Разница обоих игр только в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются жизненные ситуации, хоть и детские, но взятые из реальности, быта, а в театрализованной игре дети во главе с преподавателем, как правило, основываются на литературных и авторских произведениях. Кроме того, театрализованная игра способствует формированию системы взаимодействия между учениками и учителями, что в свою очередь повышает эффективность обучения и обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Игра в театр также помогает развить воображение, логическое мышление и коммуникативные навыки, что является важным фактором успеха в дальнейшей жизни. Все это подтверждает уникальность театрализованной деятельности как способа формирования гармоничной и развитой личности.
Театрализованная деятельность в любительском коллективе развивает когерентность в речи (соблюдение порядка, рациональности в устном изложении мыслей). Эффективность театрализованной деятельности выражается в использовании ряда техник, а именно:
• знакомством детей с литературными и другими произведениями искусств;
• эскизами как в пластическом виде (развивающем способности ребенка, как актера), так и в плане художественного решения (развивающего пространственное и художественное мышление);
• упражнениями по технике речи и развитию интонационно-речевой выразительности;
• упражнениями по актерскому мастерству, развивающему все важные качества: уверенность в себе, фантазию и воображение, пространственное мышление, концентрацию внимания, чувствительность к партнерам и близким людям и др.;
• усиление эмоционального аппарата, а, следовательно, способности сопереживать, выражать свои эмоции и чувства;
• постановка художественных произведений (стихи, рассказы, сказки).
Подготовка к детской театрализованной деятельности обычно проходит в несколько этапов:
– знакомство с темой, создание эмоционального настроения;
– театрально–игровая деятельность (в разных формах, главное, чтобы преподаватель и каждый ребенок имели возможность реализовать свой творческий и эмоциональный потенциал);
– эмоциональное завершение, обеспечивающее успех театрально– игровой деятельности [16].
Участие детей в театрально-игровой деятельности способствует расширению их представлений о мире через образы, цвета и звуки, а также учит задавать умелые вопросы, что побуждает их к анализу, выводам и обобщениям.
Работа над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний помогает расширять словарный запас и улучшать культуру речи ребенка. Когда дети играют определенные роли, особенно в контексте диалогов с партнерами, они вынуждены говорить ясно, четко и понятно. Все это помогает детям лучше понимать мир вокруг них и развивать свои коммуникативные навыки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абалкин, Н. Система Станиславского и советский театр / Н. Абалкин. - М.: Искусство, 1954. – 203 с. – Текст : непосредственный
2. Авлов, Г. Клубный самодеятельный театр / Г. Авлов. – М.: Искусство, 1977. – 99с. – Текст : непосредственный
3.Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев. – М.,1990. – ISBN 5-211-01029-9 Текст : непосредственный
4.Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М., 2000. – ISBN 978-5-7567-0274-3 – Текст : непосредственный
5.Батищев, Г.С. Диалектика творчества/ Г.С. Батищев. – М., 1984. – С. 320. – ISBN 5-88812-045-6 – Текст : непосредственный
6.Буров, А. Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре / А. Буров. – М.:АСТ, 1985. – 116с. – Текст : непосредственный
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд - М.: Искусство, 1986. – 573 с. – Текст : непосредственный
8.Выготский, Л.С. Собрание соч.: В 6 т./ Л.С. Выготский – М. 1983. – Текст : непосредственный
9. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. – 284с. – ISBN 5-902517-05-2 – Текст : непосредственный
10.Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии. – Текст : непосредственный // Социологические исследования / А.В. Захаров. – 2008. – № 1. – С. 106.
11.Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности /А.С. Макаренко. – М., 1972. – Текст : непосредственный
12. Мурашко, В.Г. Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации. – Текст : непосредственный // Социально-педагогическая работа – 2010. – № 9 – С.21-25
13. Савостьянов, А. Хрестоматия по режиссуре театра. – 2015, №1. - Текст : непосредственный
14. Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество. - Текст : непосредственный // Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В.3 т. Т.3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. Ї Минск: Белорус. наука, 2007. – С.683-729.
15. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся культурно просветительных учреждений: Учебное пособие для студ. культ. - просвет, фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1983. – 192с. – Текст : непосредственный
16. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве /К.С. Станиславский. – М., 1954. – 508с. – Текст : непосредственный
17. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2003. - 296с. – ISBN 5-94778-018-6 – Текст : непосредственный
18. Цалок, В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. С.148. – ISBN 5-376-00140-7 – Текст : непосредственный
19. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М., 1999. – ISBN 5-88687-085-7 – Текст : непосредственный.
20. Ярошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ярошенков. – М.: МГУКИ, 2004. С. 320. – Текст : непосредственный.