Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с использованием ТРИЗ-педагогики для развития творческого мышления у младших школьников.
Предпосылками для написания данной работы стали необходимость поиска эффективных методов обучения, которые способствуют формированию у детей навыков нестандартного мышления, а также актуальность внедрения ТРИЗ в образовательную практику.
Целью работы является исследование методов и форм применения ТРИЗ-педагогики в работе с младшими школьниками, а также анализ её роли в развитии творческих способностей.
Данная курсовая работа состоит из 25 страниц и включает в себя введение, 2 главы и 5 параграфов, заключение и библиографический список.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как исторический контекст и сущность ТРИЗ, её основные принципы, а также особенности творческого мышления у младших школьников с точки зрения психолого-педагогической науки.
Во второй главе проводится анализ методов и форм применения ТРИЗ-педагогики в образовательной практике, а также роль педагога. Рассмотрены такие методы, как мозговой штурм, синектика и метод «маленьких человечков», а также формы интеграции ТРИЗ в учебные дисциплины и проектную деятельность.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны рекомендации для педагогов по внедрению ТРИЗ-педагогики в образовательный процесс начальной школы.
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование ставит перед педагогами задачу формирования у детей не только знаний, но и способности к творческому мышлению, критическому анализу и нестандартным решениям. В условиях цифровизации и глобализации эти компетенции становятся ключевыми для успешной социализации. Однако традиционные методы обучения часто ограничиваются передачей готовых знаний, что не способствует развитию творческого потенциала.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Альтшуллером, предлагает системный подход к активизации мышления. Её адаптация в педагогике («ТРИЗ-педагогика») позволяет превратить обучение в процесс, где дети самостоятельно находят решения, преодолевая противоречия и анализируя ситуации. Для младших школьников это особенно важно: в возрасте 7–11 лет формируются основы мышления, и ТРИЗ-технологии могут стать инструментом раннего развития творческих способностей.
ТРИЗ-педагогика, адаптированная для работы с младшими школьниками, активно исследуется и внедряется в образовательную практику, но сохраняет зоны для углублённого изучения. Теоретическая база технологии сформирована: её исторические корни уходят к 1980-м годам, когда методы ТРИЗ Г.С. Альтшуллера начали адаптироваться для школ. Сегодня в педагогике используются принципы, такие как разрешение противоречий, активизация мышления, сотрудничество педагога и ученика, а также методы – например, мозговой штурм, синектика, метод «маленьких человечков». Однако недостаточно систематизированных данных о долгосрочных результатах внедрения ТРИЗ в начальное образование, особенно для младших школьников.
В сфере дошкольного образования основными представителями, которые следовали системе ТРИЗ, являются ученые: М. Н. Шустерман, В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, работы которых легли в основу программ дошкольных учреждений по развитию творческих и изобретательских способностей детей. Некоторые из работ данных авторов рекомендованы ДОУ РФ как основные пособия о развитии творческого мышления. На данный момент в системе ТРИЗ-педагогики издано уже более 60 методических пособий и книг. Использование ТРИЗ подтверждено 30-летним опытом в российских образовательных учреждениях. Методики, основанные на этой технологии, повышают эффективность обучения, делая его интерактивным и мотивирующим
Таким образом, ТРИЗ-педагогика хорошо изучена в теории и частично внедрена в практику, но требует систематизации методов для разных возрастов и распространения среди педагогов через обучающие программы.
Объект исследования – творческое развитие младших школьников в условиях современного образования.
Предмет исследования – методы и эффективность применения ТРИЗ-технологий в процессе творческого развития младших школьников.
Цель работы – изучить методы и эффективность применения ТРИЗ-технологий в творческом развитии младших школьников.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Изучить исторический контекст и сущность ТРИЗ;
2. Выявить ключевые принципы ТРИЗ-педагогики;
3. Рассмотреть творческое мышление в психолого-педагогической науке;
4. Определить основные методы ТРИЗ-педагогики;
5. Выделить формы применения ТРИЗ.
Научная новизна: работа обобщает опыт внедрения ТРИЗ-технологий в начальное образование, подчёркивая их роль в формировании у детей способности к нестандартному мышлению.
Практическая значимость: рекомендации по использованию ТРИЗ-методов могут быть применены педагогами для создания развивающих уроков, а также в внеклассной работе (кружки, мастер-классы).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по способам использования ТРИЗ-технологий в процессе творческого развития младших школьников. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 главы и 5 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ
1.1. Исторический контекст и сущность ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) возникла в 1946 году, когда советский инженер Генрих Альтшуллер начал анализировать 40 тысяч патентов для выявления закономерностей изобретательства. Его целью было превратить творчество в науку, разработав алгоритмы, которые помогут решать задачи системно. Первая публикация о ТРИЗ появилась в 1956 году, но только в конце 1980-х теория адаптирована для педагогической практики, став основой ТРИЗ-педагогики.
Советский период стал ключевым для развития направления: в 1980-х годах методы ТРИЗ начали внедряться в школах и вузах, а в 1989 году создана Международная ассоциация ТРИЗ, что способствовало её распространению за рубежом. Однако после распада СССР интерес к ТРИЗ-педагогике в России временно снизился, но в 2010-х возродился благодаря потребности в развитии творческого мышления.
Основная цель системы ТРИЗ – развитие творческого начала в людях при помощи использования творческого потенциала для решения задач в разных сферах и саморазвития личности. Для этого, в рамках развития системы ТРИЗ, выявляются и изучаются закономерности и особенности развития различных технических систем.
Основная задача – выявление и последующее использование алгоритма, который позволит выявить самое подходящее в конкретной ситуации решений определенной задачи максимально быстро.
ТРИЗ-педагогика – системный подход, направленный на формирование творческой личности через решение задач, где нет готовых ответов. Её основа – природообразность методов:
1. Анализ противоречий – ключевой принцип. Например, задача «создать стол, который одновременно большой и компактный», решается через компромисс (складной стол).
2. Использование ресурсов – дети учатся находить решения, опираясь на доступные средства (например, создание моста из спичек).
3. Системное мышление – изучение объектов в контексте их взаимодействия с миром.
Методы, адаптированные для педагогов, включают:
• мозговой штурм, синектику (сравнение несвязанных предметов), морфологический анализ (выявление всех возможных решений).
• метод «маленьких человечков» – объяснение сложных понятий через сказочные персонажи (например, «Фиксиков»).
• ролевые игры и проектирование – дети решают изобретательские задачи, моделируя реальные ситуации.
Цель направления – подготовить учеников к сложным проблемам через развитие гибкого мышления, критического анализа и способности к нестандартным решениям. В отличие от традиционных методов, ТРИЗ-педагогика отказывается от оценки «правильности» ответов, фокусируясь на процессе поиска.
Несмотря на исторические колебания внедрения, сегодня ТРИЗ-педагогика набирает популярность благодаря:
• актуальности – потребности в подготовке к вызовам цифровой эпохи.
• универсальности – методы применяются в школах, вузах, бизнесе (например, Samsung, IBM).
• эффективности – развитие творчества через игру и практику, а не теоретические лекции.
Таким образом, ТРИЗ в педагогике – это инструмент, сочетающий научную строгость и креативность, адаптированный для формирования личности, способной преодолевать сложности через системное мышление.
1.2. Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ-педагогика основана на принципах, которые обеспечивают системное развитие творческого мышления и подготовку к решению сложных задач. Эти принципы объединяют идеи Г.С. Альтшуллера, Анатолия Гина и других экспертов, адаптированные для образовательной практики.
Основные принципы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. – С. 208.
2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательскихзадач. М.: Советское радио, 1979. – С.103.
3. Гин, А. А. Теория решения изобретательских задач. Учебное пособие I уровня: учебно-методическое пособие / А. А. Гин, А. В. Кудрявцев, В. Ю. Бубенцов, А. Серединский. – 3-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 64 с.
4. Бондаренко, М. А. Возможности ТРИЗ-технологии в формировании интеллектуальной компетентности семилетних детей / М. А. Бондаренко // Сборник материалов I Молодежной научно-практической конференции, посвященной дню Российской науки в Севастопольском государственном университете, Севастополь, 08 февраля 2023 года. – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2023. – С. 148-149.
5. Давыдова, Л. С. ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика на современном этапе / Л. С. Давыдова // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 122-125.
6. Деменева, Н. Н. ТРИЗ-технология как средство формирования исследовательских действий у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Деменева, И. П. Окунева // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 11(100). – С. 93-101.
7. Добромыслова, О. Ю. О развитии творческой познавательной активности учащихся / О. Ю. Добромыслова, А. А. Лебедев // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 55-58.
8. Зиновкина, М. М. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВиФ-ТРИЗ): учеб. пособие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030500 - Проф. обучение (по отраслям) и др. специальностям / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, С. П. Андреев; М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, С. П. Андреев; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. индустр. ун-т. – Москва: Моск. гос. индустр. ун-т, 2004. – 364 с.
9. Карчкова, Л. И., Колесова, О. В. Творческое развитие младшего школьника при использовании приемов технологии ТРИЗ // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. – Мининский университет. 2019. – С. 138-142.
10. Кашкаров, А. П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей / А. П. Кашкаров. – 2-е изд., исправленное. – Москва: Солон-Пресс, 2019. – С. 116.
11. Кожурова, А. А. Технология ТРИЗ как средство развития креативного мышления у младших школьников на уроках окружающего мира / А. А. Кожурова, А. А. Шипкова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2(93). – С. 35-37.
12. Колесова, О. В., Тивикова, С. К., Белинова, Н. В. Особенности формирования исследовательского поведения детей в процессе создания сказок // Школьные технологии. – 2018. – № 4. – С. 96-103.
13. Кукалев, С. В. Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ. // Учебное пособие. Серия: Высшее образование. – М.: Форум, Инфра-М, 2014 г. – С. 416.
14. Фуфаев, И. В. Развитие творческой активности обучающихся средствами ТРИЗ-технологии: автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. – Ульяновск, 2011. – 24 с.
15. Храпченков, В. Г. Особенности применения элементов ТРИЗ-технологии в учебном процессе начальной школы / В. Г. Храпченков, И. В. Храпченкова // Актуальные проблемы современности. – 2020. – № 4(30). – С. 61-65.
16. Чаганова, О. Н. ТРИЗ в познавательной деятельности и развитии воображения у детей / О. Н. Чаганова, Н. А. Терехова // Экономика и социум: проблемы и перспективы взаимодействия: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 26 февраля 2016 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Институт исследований и развития профессиональных компетенций», 2016. – С. 98-100.
17. Яковлева, Е. Н. Развитие творческой активности учащихся средствами теории решения изобретательских задач / Е. Н. Яковлева // Реализация идей развивающего обучения в образовательном процессе школы и вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею д-ра пед. наук, проф. Г. Д. Кирилловой, Петрозаводск, 17–19 апреля 2011 года / Отв. редактор Л. А. Корожнева. – Петрозаводск: КГПА, 2011. – С. 92-95.