Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования Вопрос развития выносливости детей и молодежи в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания, поэтому актуальность обусловлена необходимостью глубокого понимания развития выносливости школьников.
В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения. Выносливость – очень важное качество, выражающееся в служебной, спортивной и в будничной жизни людей. Она отображает степень эффективности человека.
Стойкость необходима при выполнении любой физической активности. В одной сфере физической культуры она определяет спортивный результат (ходьба, велогонки, бег на коньках, лыжные гонки), в другой - позволяет быть эффективным в боевом искусстве); в следующей - помогает выдерживать частые непродолжительные высокие нагрузки (метания, тяжелая атлетика, и пр.).
Потребность школьников в воспитании выносливости состоит в необходимости противостоять обстоятельствам внешней и внутренней среды и не утрачивать работоспособность.
Воспитание выносливости поможет в улучшении здоровья, физического развития, учебной деятельности и успешной воинской службы в дальнейшем. Выносливость сегодня является главным фактором успешной социализации и самореализации индивидуальности.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании и практической апробации предложенной авторской методики, направленной на воспитание выносливости у школьников.
В основу исследования положена гипотеза о том, что дополнительные упражнения способствуют развитию выносливости школьников.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей школьного возраста.
Предмет исследования –средства и методы воспитания выносливости школьников.
Цель исследования –разработка специальных упражнений для развития выносливости у детей школьного возраста.
Задачи:
Провести обзор научной литературы по теме методика воспитания выносливости у школьников.
Обозначить методы и организацию исследования.
Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (педагогический эксперимент, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как Б.А. Ашмарин, Я.М. Коц, Ю.Ф. Курамшин Ж.К. Холодов и других ученых, занимающихся исследованием развития основных физических качеств детей школьного возраста.
Данная курсовая работа состоит из следующих разделов: введение, основная часть (2 главы с подпунктами), заключение, список использованной литературы, приложения.
В первой главе собраны теоретические положения.
Вторая глава представляет собой анализ методов исследования и организации исследования.
Третья глава содержит эмпирическое исследование с описанием использованных методик и анализом полученных результатов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие физических качеств и особенности физического развития детей школьного возраста
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности, успешности при выполнении нормативов ВФСК ГТО. Физические качества и их проявления в процессе активной двигательной деятельности широко описаны в работах Л.П. Матвеева, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова и других авторов в области теории и методики физического воспитания и спорта.
Двигательные умения повышают способность восприятия и усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьников. Физически слабым детям учёба даётся труднее. Лях В.И. приводит следующие данные: среди школьников с низким уровнем физического развития 30-40% неуспевающих, со средним - 10%, с высоким – 4-5%. Одним из важных факторов оптимизации объема двигательной активности детей младшего школьного возраста является рациональный двигательный режим, включающий всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную [1,5, 6, и др.].
Для детей с высокой интенсивностью двигательной активности характерна высокая подвижность, хороший уровень развития двигательных навыков, широкий двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время, движения таких детей не отличаются координацией. Им свойственна однообразная двигательная деятельность, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Некоторые дети с высокой интенсивностью движений отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность, слабо сформированный механизм саморегуляции деятельности и поведения, замедленное восстановление частоты сердечных сокращений после физической нагрузки.
Для детей со средним уровнем показателей двигательной активности характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенное играми и упражнениями различной степени интенсивности, целесообразное их сочетание, уравновешенное поведение, самостоятельность, внимательность, собранность.
Детям с низким объёмом двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности присущи однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента, ограниченный арсенал двигательных навыков, невысокий уровень развития двигательных способностей, неуверенность в своих возможностях, медлительность, нерешительность, обидчивость.
Концепция физического воспитания выделяет 5 главных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.
Каждому качеству присущи собственные особенности, которые определяют двигательные возможности человека.
Быстрота формируется в ходе обучения человека основным движениям. Выделяют 3 ключевые формы быстроты:
– быстрота реакции (латентное время двигательной реакции);
– скорость отдельного перемещения (при небольшом внешнем сопротивлении);
– частота движений (темп).
Эти формы проявления быстроты сравнительно самостоятельны друг от друга. Комплексное сочетание 3-х отмеченных форм устанавливает все без исключения случаи проявления быстроты.
Сила – умение человека одолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему за счет мышечных усилий [16, с.80]. Формирование силы гарантирует не только преодоление внешнего сопротивления, но и дает ускорение массе тела и различным используемым снарядам (то, что прослеживается, к примеру, при передачах мяча).
От формирования силы зависит в существенной степени формирование иных физических свойств – скорости, ловкости, выносливости, гибкости [2,3, 20].
Выносливость – это умение противостоять в процессе мышечной работы. Мерилом выносливости считается период, на протяжении которого осуществляется мышечная работа конкретного характера и насыщенности.
Потребность формирования выносливости человека определена рядом факторов:
1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности предоставляет возможность закрепить организм.
2. Направленная деятельность на развитие выносливости улучшает деятельность организма, увеличивает их трудоспособность (физиологическую и интеллектуальную).
3. Огромное значение содержит формирование выносливости с целью развития волевых свойств личности, качеств характера человека: целеустремленности, настойчивости и упорства, храбрости, решительности, уверенности в собственных силах.
Следует выделить значительную взаимозависимость общей выносливости от функциональных способностей организма, от подготовленности к мышечной работе разных органов и систем (в особенности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечного аппарата), от уровня обладания техникой движений, экономного их исполнения [14,20].
Немаловажно отследить специфику реагирования на физическую нагрузку. Это необходимо для установления закономерностей привыкания организма к будущей работе, в течение восстановительного этапа по завершении физической перегрузки.
Необходимо учитывать естественные колебания, связанные с многочисленными факторами: биоритмами, постепенно нарастающим единым утомлением в период интенсивной деятельности. Рационально так же принимать во внимание и колебания многофункциональных возможностей человека в различные этапы возраста. Бутенко Б. И. определил осложнение реакции сердечно сосудистой и кровеносной систем на физиологическую нагрузку в ранневесенний период. Это разъясняется недостаточным присутствием на воздухе в зимний период, недостатком ультрафиолетовых лучей и т.д. [6,7].
Восстановительный промежуток разный у всех людей и связан со степенью их физиологической подготовки.
Гибкость – это умение осуществлять движение с наибольшей амплитудой, существенное психофизическое качество, наравне с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью обусловливается морфофункциональными биологическими особенностями человека.
Фрагмент для ознакомления
3
щение, 1990. – 287 с.
Безруких, М. М. Возрастная физиология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
Беляев, А. В. Волейбол: Учеб. для высш. учеб. зав. физ. культ. / А. В. Беляева, М. В. Савин. – М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. – 368с.
Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для высш. учеб. зав. / Л. В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
Германов, Г. Н. Классификационный подход и теоретическое представление специального, общего в проявлении выносливости: / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова., Е. Г. Цуканов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2. С. 50–52.
Гуревич, И. А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. / И. А. Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1992. – 319 с.
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
Жилкин, А. И. Легкая атлетика: учеб. для высш. учеб. зав. физ. культ. / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.: Академия, 2009. – 464 с.
Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
Земцова, И. И. Спортивная физиология: учебн. пособие для высш. учеб. зав. / И. И. Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.
Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7.
Коц, Я. М. Спортивная физиология: учеб. / Я. М. Коц. – М.: Физическая культура и спорт, 1998. – С. 60.
Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
Кравчук, Т. А. Методологические аспекты внедрения спортивно-оздоровительного и рекреационного туризма в систему физического воспитания школьников : монография / Т. А. Кравчук, Е. В. Гинжул, И. А. Зданович. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2023. — 317 c. — ISBN 978-5-91930-235-3..
Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования: / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2003, – № 11. – С. 5–11.
Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. – М: А. С. Т., 1998. – С. 94–120.
Лях, В. И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2007. – № 6. – С. 2–7.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для инст. физ. культ. Изд. 45-е / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2021. – 544 c.
Парыгина, О.В. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / Парыгина О.В.. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2019. — 131 c.
Фёдорова, Т. Ю. Общие основы теории физической культуры и спорта. Часть 3 : учебное пособие / Т. Ю. Фёдорова, Ф. Р. Сибгатулина. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. — 141 c.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2018. С. 105 – 106.
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту : курс лекций / Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. — 83 c. — ISBN 978-5-7014-0874-4.