Фрагмент для ознакомления
2
В теории государства и права существует несколько причин право-нарушений, которые обычно связывают с недостатками или нарушениями функционирования государства и правовой системы. Даже если правона-рушения отличаются разнообразием по видам, по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д., они имеют общие признаки, что дает возмож-ность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но всю их совокупность, изучать наиболее принципиальные причины их соверше-ния . Ниже представлены некоторые из них:
Неполнота и несовершенство правовой системы: правовая система может быть недостаточно разработанной или противоречивой, что созда-ет пробелы в законодательстве и оставляет простор для правонарушений.
Недостаток социального контроля: если механизмы социального контроля недостаточно эффективны или отсутствуют, люди могут чув-ствовать свободу от наказания и склоняться к правонарушениям.
Неправильное функционирование правоохранительных органов: не-качественная работа полиции, прокуратуры и судебной системы может привести к недейственности контроля за соблюдением закона и недоста-точной реагированию на правонарушения.
Социальные и экономические причины: неравенство, бедность, без-работица и другие социально-экономические факторы могут быть моти-вирующими для правонарушений.
Люди могут совершать преступления, чтобы удовлетворить свои ба-зовые потребности или улучшить свою жизненную ситуацию. Все эти причины могут взаимодействовать и влиять друг на друга, создавая слож-ную ситуацию, в которой возникают правонарушения. Однако, решение проблемы правонарушений требует системного подхода и усилий со сто-роны государства, правоохранительных органов и общества в целом.
В теории государства и права предупреждение правонарушений яв-ляется одной из основных задач правоохранительных органов и системы уголовного правосудия. Предупреждение правонарушений направлено на предотвращение противоправных деяний, поддержание правопорядка и общественной безопасности. Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления: предупреждение совершения правонаруше-ний; последовательная реализация юридической ответственности за уже совершенные правонарушения . Существуют различные подходы к пре-дупреждению правонарушений. Один из них связан с применением нака-зательных мероприятий, таких как штрафы, административные наказания или уголовные санкции. Такой подход основывается на стремлении со-здать у потенциальных правонарушителей страх перед наказанием и от-клоняющихся от закона. Однако, вместе с применением наказаний, суще-ствуют и другие методы предупреждения правонарушений, такие как просвещение, воспитание и социальная реабилитация. Эти методы направлены на изменение поведения и убеждений людей, чтобы они осо-знали важность соблюдения правовых норм и отказались от противоправ-ного поведения. Важным компонентом предупреждения правонарушений является предоставление информации о правилах и порядке, а также о по-следствиях нарушения закона. Это может быть реализовано через право-вую грамотность, образовательные кампании, коммуникацию с обще-ством и медиа. Взаимодействие всех этих подходов и мероприятий в рам-ках теории государства и права позволяет достичь более эффективного предупреждения правонарушений и поддержания законопорядка в обще-стве.
Профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способству-ющих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательно-го воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения Ликвидация правонарушений в теории государства и права - это процесс пресечения и устранения нарушений законодательства. В рамках государственно-правовой системы, правона-рушения рассматриваются как действия или бездействие, которые нару-шают установленные нормы права. Ликвидация правонарушений имеет несколько основных целей:
Восстановление правопорядка. Одной из основных функций госу-дарства является обеспечение стабильности и порядка в обществе. Ликви-дация правонарушений способствует восстановлению нарушенного пра-вопорядка путем пресечения и устранения действий или бездействий, нарушающих законодательство.
Защита прав и свобод граждан. Ликвидация правонарушений направлена на защиту прав и свобод граждан. Если права людей были нарушены, государство должно предпринять меры для восстановления этих прав и наказания виновных лиц.
Определение мер ответственности. Ликвидация правонарушений включает в себя вынесение судебного решения и применение мер ответ-ственности к виновным лицам. Правонарушители могут быть подвергну-ты административным, уголовным или гражданским санкциям в зависи-мости от характера нарушения и уровня преступности.
Предотвращение повторных нарушений. Ликвидация правонаруше-ний играет роль в предотвращении повторных нарушений. На примере наказания виновного лица за совершенное правонарушение государство отправляет сигнал другим потенциальным правонарушителям, что нару-шение закона не останется безнаказанным. Ликвидация правонарушений является важным аспектом в государственно-правовой системе. Она спо-собствует поддержанию правопорядка, защите прав граждан и обще-ственной безопасности, а также предотвращению повторных правонару-шений.
Противоправное поведение несовершеннолетних представляет со-бой явле¬ние, имеющее множество граней. Соответственно, причины пра-вонарушений совершеннолетних нельзя выявить и проанализировать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирова-ния несовершеннолетнего в семье, образовательной организации. Видится необходимым рассмотрение взаимодей¬ствия и взаимообусловленности данных явлений, так как они взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. Стоит отметить, что причины противоправ¬ного поведения несо-вершеннолетних - это не простая сумма социальных явле¬ний, а, в свою очередь, целостная система взаимодействующих элементов.
Так, выявляя причины противоправного поведения подростков, счи-таем важным обратиться к работам ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухаре-ва, Л.И. Божович, А.Е. Личко и др.), занимавшихся исследованием осо-бенностей подрост¬кового возраста . Обобщая данные исследования, мож-но сделать вывод, что под¬ростковый возраст - это самый трудный и слож-ный из всех периодов детских возрастов. В этот период происходит пере-ход от детства к взрослости, от незре¬лости к зрелости, который сопро-вождается изменениями в анатомо-физиологическом строении (дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недо¬статки конституционно-соматического склада вызывают негативное отношение со стороны окру-жающих), в психике, формах коммуникации, в появлении новых форм взаимодействия между индивидами и группами, подростками и родите-лями (отношения между родителями и подростками осложняются), под-ростками и социумом - все это может негативным образом сказываться на поведении несо¬вершеннолетнего, формируя у него траекторию его (пове-дения) антисоциальной направленности .
Так, следует отметить, что исследователями подчеркивается нали-чие у несовершеннолетних правонарушителей устоявшихся стереотипов антиобщес¬твенного поведения, ведения ими асоциального образа жизни, негативного вли¬яния примеров поведения близкого окружения - членов семьи, друзей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая]: федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ [ред. от 08.08.2024] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданско–процессуальный кодекс Российской Федерации: федер закон от 14 ноября 2002 г. №138–ФЗ [ред. от 28.12.2024] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 18 ноя. №46. Ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ [ред. от 03.02.2025] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
5. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174–ФЗ (в ред. от 28.12.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52(ч. I). Ст. 4921.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63–ФЗ (в ред. от 28.12.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
Литература:
7. Абдурахманов Р.Р. Понятие правонарушения как социально–правового явления / Р.Р. Абдуррахманов // Novaum.ru. – 2017. – №7. – С. 222–228.
8. Дуюнов В. К. Квалификация преступлений. Законодательство, теория, судебная практика: монография / В.К. Дуюнов. – М.: РИОР: ИНФРА–М, 2014. –383 с.
9. Лихолетова Н.А. Понятие и признаки правонарушения / Н.А. Лихолетова // Тенденция развития науки и образования. – 2020. – №62–15. – С. 91–97.
10. Миронов А.В., Конюченко А.В. Психологические причины правонарушений несовершеннолетних // АНИ: пе¬дагогика и психология. – 2022. – № 3. – С. 282.
11. Нестеренко В.В. Понятие и признаки правонарушения / В.В. Несте– ренко // Трибуна ученого. – 2020. – № 9. – С. 180–183.
12. Паршевникова Е.В. Причины правонарушений и пути их устранения // В сборнике: Мир и Россия в условиях новой реальности. материалы ХXI Всероссийской очной студенческой научно–практической конференции: в 6–ти т. – Воронеж, 2024. – С. 163–168.
13. Репетева, О. Е. Юридическая ответственность за правонарушения – межотраслевой институт права: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. / О.Е. Репетева. – Тамбов, 2010. – 32 с.
14. Самощенко, И. С. Правонарушения и юридическая ответственность : учеб. пособие. / И.С. Самощенко. – Москва : ВЮЗИ, 1966. – 237 с.
15. Самощенко, И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству / И.С. Самощенко. – Москва: Юрид.лит., 2017. – 287 с.
16. Сергеева О.А. Противоправное поведение несовершеннолетних: причины и проблемы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей междунар. научно–практ. конф. Новосибирск. 2022. – № 10. – С. 236.
17. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. –620 с.
18. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. – М.: Юрайт, 2020. – 597 с.
19. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / под ред. В. В. Векленко. – М.: Юрайт, 2020. – 641 с.
20. Яловенко Т.В. Понятие «правонарушение» в современной России / Т.В. Яловенко // Periscope science: научный альманах. – 2020. – №1. – С. 31–35.