Фрагмент для ознакомления
2
В начале работы дадим дефиницию физического качества сила. Итак, под силой следует понимать способность индивида преодолеть имеющееся внешнее сопротивление или же способность противодействовать имеющемуся сопротивлению с помощью мышечных усилий. Один из более значительных моментов, которые определяют мышечную силу, является режим работы мышц .
В процессе выполнения различных трудовых действий человек может поднимать или же удерживать различные грузы. Мышцы, которые обеспечивают данные движения, в процессе могут работать в разных режимах.
Сила мышц зависит от нескольких факторов. Основной из них — физиологический поперечник мышц. Практически это означает, что чем мышца толще, тем большее напряжение она может развить. Однако не всегда бывает так, поскольку сила мышцы зависит и от другого фактора — нервной регуляции, осуществляемой соответствующими отделами коры больших полушарий головного мозга.
Сокращение мышц при постоянном напряжении или при внешнем напряжении называется изотоническим.
Приведем пример. Это могут быть силовые упражнения являются силовые упражнения с преодолением внешнего сопротивления.
В научной литературе выделены собственно силовые способности и их сочетание с другими физическими способностями (скоростно-силовые способности, силовая ловкость, силовая выносливость) (рис.1.1.)
Рисунок 1.1. Силовые способности
Важной физиологической характеристикой силы является ее возрастная динамика. Как известно, сила детей и подростков с возрастом увеличивается и иногда к 17-19 годам достигает уровня взрослых (табл. 1).
Это можно объяснить тем, что к данному времени юноши достигают высокой степени физического развития, имеют хорошо развитую систему мышц.
Таблица 1.
Возрастные изменения некоторых силовых показателей
Возраст
(в годах) Динамометрия правой кисти (кг.) Становая сила (кг)
11-13
13-15
15-17
17-19 22-24
24-36
36-46
46-50 72-84
84-–111
111-144
144-158
Как правило, проявляемая сила мышц всегда зависит от веса перемещаемой массы: как правило, показатели силы растут с увеличением массы перемещенного снаряда; однако дальнейшее увеличение массы не всегда сопровождается увеличением динамической силы. Очень часто у одних и тех же предметов оказывается определенная зависимость между показателями статической и динамической силы. Увеличение динамической силы с помощью динамической тренировки не должно приводить к увеличению статической силы.
Все эти факты указывают на чрезвычайную специфику тренировочных эффектов Использование определенного вида упражнений (статических или динамических) вызывает наиболее существенное улучшение результата для этого конкретного вида упражнений. Кроме того, следует отметить, что наибольший прирост мышечной силы можно обнаружить при той же скорости движения, что и при выполнении упражнений.
На наш взгляд, один из видов мышечной силы следует разделить на отдельную категорию - так называемую «взрывную» силу, то есть силу, характеризующую способность человека быстро проявлять мышечную силу. Это во многом определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с разбега или скорость движения на коротких участках бега с максимально возможной скоростью.
Многие исследователи в своей работе обнаруживают, что сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.
Механизмами увеличения скорости, по их мнению, являются:
1) увеличение скорости сократительных свойств мышц;
2) улучшение координации работы мышц.
Сократительные свойства мышц на высокой скорости зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон. Повышению скорости движения способствует также внутримышечная координация, что объясняется тем, что при слаженной работе мышц их усилия объединяются и преодолевают внешнее сопротивление с большей скоростью.
Скорость и степень расслабления мышц-антагонистов (например, бицепсов и трицепсов или подколенных сухожилий и квадрицепсов) также является важным фактором, влияющим на скорость движения.
Определим дефиницию силовых способностей. Под силовыми способностями понимается это комплекс разных проявлений индивида в некоторых двигательных действа, в основе этого двигательного действа будет лежать физическое качество сила .
Кроме этого, силу можно рассматривать как характеристику физических возможностей человека: способности преодоления внешнего сопротивления или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. При чем из более существенных моментов, которая определяет мышечную силу, является режим работы мышц.
С.Ю. Махов под силовыми способностями понимает «способность преодолевать или противодействовать внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий» .
Силовые способности будут проявляться путем какой либо двигательной деятельности. При чем влияния на проявления силовых способностей будут оказывать различные факторы, вклад которых в каждом определенном случае будет меняться в зависимости от конкретных двигательных действ и условий их выполнения, вида силовых способностей, возраста, половых и индивидуальных особенностей занимающихся.
Среди них можно выделить (Рис.1.2.).
Рис.1.2. Влияние факторов на проявление силовых способностей
Итак, еще раз отметить, что силовые способности являются комплексом разных проявлений человека в определенных двигательных действиях, в основе которых лежит понятие «сила» (к примеру, скоростно-силовые способности, силовая выносливость) .
Таким образом, физическое качество сила - это комплексное двигательное качество, которое позволяет выполнять упражнения с соответствующим мышечным усилием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. – М.: ФиС, 2014. 144 с.
2. Ботяев В.Л. Скоростно-силовые способности и особенности их развития у учащихся среднего школьного возраста / В.Л. Ботяев, Д.В. Афанасьев, С.В. Ботяев //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. Т. 3. №. 3.
3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений /Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2015. 294 с.
4. Захаров Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. 368 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 200 с.
6. Коваль Л.Н. О проблеме развития силовых способностей, обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики / Л.Н. Коваль, М.Р. Магомадов // Наука и образование сегодня. 2019. № 12 (47). С. 64-66.
7. Коледин С.В. Рациональное чередование упражнений при развитии быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками. Проблемы юношеского спорта: учебн. пособие / С.В. Коледин, Г.С. Ласин, Н.А. Щербакова / Под общ. ред. В.П. Филина. М.: ФиС, 2011. 214 с.
8. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания / Н.С. Кончиц.- Томск: Наука,1990.- 256 с.
9. Махов С.Ю. Основы спортивной подготовки. Уч.метод.пособие /С.Ю. Махов.- М.:Академия,2020.105 с.
10. Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 671 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта “чир спорт”. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz671-ot20082019.pdf (Дата обращения: 02.04.2025).
11. Рязанов В.Н. Развитие силы у учащихся старших классов средствами пауэрлифтинга во внеурочной деятельности /В.Н. Рязанов//Педагогика физической культуры и спорта: Проблемы и перспективы. 2020.С.133-142.
12. Савченко М. Б., Сыроваткина И. А., Хвалебо Г. В. Совершенствование техники упражнений в черлидинге // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 1(27). С. 22-28.
13. Столяров В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы): монография / В.И. Столяров // Саратов: Наука, 2013. 312с.
14. Сычева Е.В. Комплекс упражнений специальной физической подготовки для улучшения техники прыжков в Чир-спорте с использованием различных тренажеров и дополнительного оборудования /Е.В. Сычева //Наука на благо человечества. 2022.С.187.
15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2018. 480 с.
16. Stradze A.E., Pushkina V.N., Fedorova E.Yu., Sizov A.E., Emelyanov A.V. Using Wearable Devices to Stimulate Students Motor of Physical Activity and Consequence Physcological Responce // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2020. Т. 8. № 2. С. 510.