Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Новый этап в изучении взаимосвязи искусства и аудитории, связанный, прежде всего, с интенсивным развитием социологии искусства, в том числе социологии музыки, начался в России в 60-е годы ХХ века. При этом, появилось понимание, что само существование искусства возможно только благодаря потребностям публики, т.е., социума.
Отечественная культура 1960—1980-х гг. демонстрирует свою двойственность. Неоднозначность духовной жизни общества сказывается в хронологическом аспекте: от «оттепели» начала 1960-х через «заморозки» и застой 1965—1985 гг. к «перестройке» конца 1980-х.
Первый период ознаменован некоторой демократизацией общества, частичным освобождением массового сознания от идеологических догм. Второй отрезок связан с ужесточением контроля над творческой элитой общества, которая, несмотря на это, продолжает создавать высокие образцы науки и искусства.
Особая роль в духовной жизни нашей страны 1980-х гг. приписывается Виктору Цою. Лидер рок-группы «Кино» одним из первых в стране Советов приобрел особый статус, стал идолом при жизни и легендой - после смерти.
До сих пор во многих российских городах ежегодно в день рождения и день гибели рок музыканта организуются концерты, на которых в исполнении различных коллективов звучат его композиции.
В начале 80-х Москва "переваривала" Олимпиаду, была чистой и мирной столицей. Ленинград же был городом "андеграунда" - именно там зарождалась "новая волна" отечественной рок-музыки. Цой собирался создать "новую музыку для нового поколения": может быть, в современной России это звучало бы банально, но в тот момент ждали именно этих слов. "Новая музыка" немного напоминала то Duran Duran, то в ней видели мотивы из "Ласкового мая"... Может быть, ничего сверхъестественного в песнях "Кино" и не было, но в ней было другое, самое главное: искренность.
"Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают". Эти слова были сказаны Цоем в интервью "АиФ" в 1987 г.
Многие советские писатели, режиссеры, актеры, ученые и иные представители интеллигенции, жившие и творившие в те годы, внесли огромный вклад в отечественную и мировую культуру. Последний этап истории Советского Союза - это раскрепощение умов советского населения, ожидание скорых перемен и именно на этот период приходится период активного творчества группы «Кино».
Отметим, что для культуры СССР этого периода в морфологическом плане характерно параллельное существование официальной культуры и культуры подпольной, непризнанной.
Примерами такой непризнанной культуры и служат авторская песня и рок-музыка, изучая которую сегодняшняя молодежь лучше понимает ту жизнь, которой жили их сверстники 30 лет назад, ведь музыка – это один из инструментов самоидентификации личности.
Таким образом, тема, посвященная изучению особенности отражения социальных явлений в популярной музыке на примере группы «Кино», является актуальной.
Объектом исследования в данной работе является отражение социальных явлений группой «Кино», а предметом исследования – музыка.
Так как целью данной работы является анализ особенности отражения социальных явлений в популярной музыке на примере группы «Кино», то для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику популярной музыки с точки зрения функций музыки;
2. Изучить влияние исторических потрясений на музыку;
3. Проанализировать отражение социальных явлений в музыке популярных групп 80-х годов ХХ века.
4. Проанализировать отражение социальных явлений в музыке группы «Кино».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Специфика популярной музыки
1.1. Функции музыки
Являясь одним из видов искусства, музыка решает все свойственные ему задачи: ценностные, нравственные, духовные [1].
На рис. 1 показана структура функций музыки.
Музыкальная культура выполняет и важную социально-психологическую задачу, будучи направленной как на общество в целом, так и на отдельного человека, она является инструментом формирования мироощущения и мировоззрения личности.
Рисунок 1 Функции музыки
Музыка участвует в формировании духовного мира человека, строя его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней [2]. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, не имеет ничего общего с дидактическим нравоучительством и идёт через идеал, который проявляется через положительные и отрицательные образы, путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности.
В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным гармонизирующим средством в наиболее важных точках взаимодействия человека с миром и с самим собой, или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.
Восприятие музыкального произведения происходит по законам общения, схема функционирования которого не ограничивается двумя действующими лицами – автором и реципиентом (слушателем), но требует ещё одного – исполнителя [3].
Помимо коммуникативной функции, музыка выполняет функцию, рассматриваемую в качестве первостепенной в эстетике – она отражает действительность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лукач Д. Своеобразие эстетического: В 4 т. М., 1987. Т. 4. С. 71—72.
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. С. 58.
3. Цит. по: Орлов Г. (К. Закс). Древо музыки. Вашингтон — СПб., 1992. С. 186.
4. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2005. С. 299—300.
5. СохорА.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. С. 63.
6. Два полюса музыки [Электронный ресурс] http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=3123&pop=1&page=0&Itemid=81 (дата обращения 24.01.2019).
7. Кризис жанра: как крупные экономические и социальные потрясения влияли на музыку [Электронный ресурс] https://disgustingmen.com/music/crisis-music-influence (дата обращения 24.01.2019).
8. Gospel Blues Music [Электронный ресурс] https://www.last.fm/tag/gospel+blues (дата обращения 24.01.2019).
9. Музыка хиппи. Песни с посланием [Электронный ресурс] https://www.hippy.ru/az/p90.htm (дата обращения 24.01.2019).
10. Панк рок [Электронный ресурс] http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%BA (дата обращения 24.01.2019).
11. Группа Кино и Виктор Цой [Электронный ресурс] https://reproduktor.net/kino/ (дата обращения 24.01.2019).
12. Троицкий А. // Комсомольская правда. 1990., 17 авг. [Электронный ресурс] http://vitya-tsoy.narod.ru/otrivki.html (дата обращения 20.01.2019).
13. Доманский Ю. В. «Тексты смерти» русского рока : пособие к спецсеминару. Тверь, 2000.
14. Потехина Н. У них нет своей жизни, у них есть только его смерть // Комсомольская правда. 1992., 18 апр. С. 7.
15. Бурлака А. Цой // ROCKFUZZ. 1995. № 25 (25 сент.). С. 6-7.
16. Виктор Цой. Это сладкое слово — Камчатка. М. : АНТАО, 2005.
17. Виктор Цой : литературно-художественный сб. /авт.-сост. И. И. Цой, А. В. Рыбин. СПб., 1997.