Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система правоохранительных органов Российской Федерации выполняет важнейшую функцию в обеспечении правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Эффективность её деятельности в значительной степени определяется уровнем организации управленческих процессов, среди которых важное место занимает планирование. Планирование позволяет обеспечить системность, непрерывность, согласованность действий сотрудников органов внутренних дел, ориентировать их деятельность на достижение конкретных целей, эффективно использовать ресурсы и своевременно реагировать на изменяющуюся оперативную обстановку.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития правоохранительной системы возрастает потребность в научно обоснованном и гибком подходе к планированию оперативно-служебной деятельности. Это связано как с усложнением преступной среды, так и с возрастанием требований со стороны общества к результативности работы правоохранительных органов. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что реализация планов нередко носит формальный характер, отдельные мероприятия дублируются, отсутствует чёткая система контроля за исполнением плановых заданий. Всё это снижает эффективность деятельности органов внутренних дел и требует совершенствования системы планирования. Таким образом, исследование вопросов планирования в правоохранительных органах приобретает не только научную, но и практическую значимость.
Обзор литературы. Вопросы планирования в сфере оперативно-служебной деятельности рассматривались как в управленческой науке, так и в специальной юридической литературе. Среди авторов, внёсших вклад в разработку данной темы, можно выделить В.А. Обозова, Н.В. Гаврилова, И.И. Аминова, С.А. Старостина и других. В работах этих и других исследователей раскрываются принципы планирования, формы плановых документов, анализируются особенности плановой работы в ОВД. Однако многие аспекты требуют дополнительного анализа с учётом изменений нормативной базы и практики управления в органах внутренних дел.
Цель курсовой работы — исследовать сущность, структуру и особенности планирования в деятельности правоохранительных органов, выявить проблемы и предложить пути совершенствования плановой работы.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы планирования в правоохранительной системе;
2.Изучить виды, формы и методы планирования, применяемые в органах внутренних дел;
3.Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую плановую деятельность;
4.Оценить практику планирования в территориальных органах МВД РФ;
5.Выявить существующие проблемы в реализации планов и определить пути их устранения;
6.Сформулировать рекомендации по совершенствованию планирования в ОВД.
Объект исследования — система управления и организации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Предмет исследования — планирование как управленческая функция в органах внутренних дел, его правовое, организационное и методическое обеспечение.
Методы исследования, применяемые в работе: анализ и интерпретация нормативно-правовых актов, изучение и обобщение научной литературы, сравнительно-правовой и системный подходы, а также элементы эмпирического анализа данных, характеризующих организацию планирования в ОВД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и сформулированные предложения могут быть использованы в деятельности территориальных органов МВД РФ для повышения эффективности плановой работы, а также при подготовке специалистов в образовательных учреждениях системы МВД и СПО.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает три параграфа. В первой главе раскрываются теоретические основы планирования, во второй — рассматриваются нормативно-правовые аспекты, в третьей — анализируются особенности практической реализации планов в ОВД. Заключение содержит обобщённые выводы и рекомендации. Также в работе приведён список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы планирования в правоохранительной деятельности
1.1. Понятие, цели и задачи планирования в системе правоохранительных органов
Планирование в системе правоохранительных органов Российской Федерации представляет собой целенаправленную, упорядоченную деятельность, обеспечивающую подготовку управленческих решений и организацию их реализации. Оно включает в себя процесс выработки и закрепления в соответствующих документах системы мероприятий, направленных на достижение задач, стоящих перед органами внутренних дел.
С научной точки зрения, планирование в управленческой деятельности — это один из основных этапов процесса управления, представляющий собой определение целей, задач, средств и способов их достижения в определённой перспективе. В условиях правоохранительной деятельности данный процесс обретает специфические черты, учитывающие особенности структуры МВД, характер выполняемых функций и требования к оперативности реагирования на изменения обстановки.
В литературе подчёркивается, что планирование в ОВД имеет двойственную природу: с одной стороны, это универсальный управленческий инструмент, а с другой — правовой акт, регламентирующий деятельность органов и их сотрудников. Такая двойственность требует от исполнителей высокой правовой грамотности, дисциплины и точного соблюдения установленных сроков и форм документооборота[ Аминов И.И. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебник для СПО. — М.: КноРус, 2019. — 228 с.].
Планирование обеспечивает:
координацию действий между подразделениями;
целевую направленность усилий органов внутренних дел;
рациональное распределение ресурсов;
своевременное принятие управленческих решений;
надлежащую правовую и организационную оформленность всех управленческих мероприятий.
Цели планирования в органах внутренних дел вытекают из задач, поставленных перед МВД России, и заключаются в обеспечении системности и последовательности в выполнении оперативно-служебных функций. Планирование служит инструментом для:
прогнозирования изменений в оперативной обстановке;
определения приоритетных направлений деятельности;
подготовки органов внутренних дел к действиям в различных условиях, в том числе чрезвычайных ситуациях;
обеспечения контроля за исполнением поставленных задач[ Обозов В.А. Организация управления в органах внутренних дел: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 276 с.].
Задачи планирования можно систематизировать следующим образом:
1.Определение приоритетов в оперативно-служебной деятельности;
2.Формирование системы мероприятий, направленных на решение конкретных задач;
3.Установление сроков исполнения и ответственных исполнителей;
4.Организация мониторинга и контроля за реализацией планов;
5.Своевременная корректировка планов в зависимости от изменения обстановки[ Бялт В.С. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов: учебное пособие. — М.: Юрайт, 2021. — 238 с.].
Кроме того, плановая деятельность способствует профилактике преступлений и правонарушений, снижению уровня формализма в работе подразделений, повышению общей эффективности функционирования системы правоохранительных органов.
Следует отметить, что качественное планирование напрямую влияет на готовность подразделений МВД к выполнению задач в условиях повышенной сложности, кризисных ситуаций или нестандартных угроз. При этом важную роль играет не только содержание плана, но и его реалистичность, обоснованность, соответствие текущей оперативной обстановке[ Попова Н.Ф. Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2021. — 287 с.].
Как отмечает В.В. Гончаров, грамотное планирование — это основа чёткой координации работы органов внутренних дел, их готовности к действиям в режиме повышенной готовности и чрезвычайных ситуациях. Он подчёркивает значимость стратегических и тактических планов, подчёркивая, что именно от них зависит своевременность реакции и профилактика угроз.
Также заслуживает внимания мнение И.Л. Руднева, который указывает, что планирование способствует не только улучшению управляемости, но и формированию единых стандартов оперативно-служебной деятельности[ Руднев И.Л. Планирование деятельности органов внутренних дел: теория и практика. — М.: Академия МВД РФ, 2020. — 190 с.].
Таким образом, планирование в системе МВД — это не просто технический этап документооборота, а важнейший элемент управленческой культуры, от которого зависит результативность всей оперативно-служебной деятельности.
Вывод по разделу
Планирование в органах внутренних дел представляет собой целенаправленную управленческую деятельность, обеспечивающую системную реализацию поставленных задач. Оно направлено на повышение эффективности работы, оптимизацию ресурсов, обеспечение готовности к реагированию на внешние и внутренние угрозы. Понимание целей и задач планирования необходимо для дальнейшего изучения его правовых основ и практического применения.
1.2. Виды планов и их особенности в оперативно-служебной деятельности
Система планирования в органах внутренних дел охватывает широкий спектр направлений служебной деятельности и предполагает многообразие видов планов. Каждый из них имеет определённую структуру, содержание и правовое назначение. Понимание различий между ними важно для грамотной организации управления, повышения эффективности работы подразделений, исключения дублирования функций и обеспечения оперативного реагирования на изменения обстановки. (См. Приложение 1 — Иерархия планирования в системе МВД)
Общая классификация планов
В зависимости от уровня и характера задач, все планы в системе МВД РФ можно классифицировать по нескольким основаниям:
1.По сроку действия:
oдолгосрочные (на 3–5 лет и более);
oсреднесрочные (на 1–3 года);
oкраткосрочные (на месяц, квартал, полугодие, год)[ Гончаров В.В. Организация оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. — СПб.: Питер, 2018. — 319 с.].
2.По масштабу охвата:
oобщесистемные (на уровне центрального аппарата МВД);
oтерриториальные (в субъектах РФ, городах, районах);
oлокальные (по отдельным подразделениям, службам).
3.По содержанию:
oорганизационные;
oоперативно-служебные;
oплан-графики проведения проверок, инструктажей, мероприятий;
oпланы профилактики правонарушений и преступлений;
oконтрольно-аналитические планы[ Попова Н.Ф. Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2021. — 287 с.].
4.По степени детализации:
oстратегические (целевые);
oтактические (оперативные);
oтекущие (конкретные мероприятия на определённый период).
Характеристика основных видов планов
Годовой план оперативно-служебной деятельности — один из ключевых документов. Он включает перечень мероприятий, направленных на выполнение приоритетных задач МВД: профилактику преступности, обеспечение правопорядка, борьбу с незаконным оборотом наркотиков, экстремизмом и пр. Такой план обязательно согласуется с руководством и утверждается в установленном порядке. Он содержит целевые показатели, сроки выполнения и ответственных исполнителей.
План проверок и контрольных мероприятий используется для организации ведомственного контроля и ревизионной деятельности. Он предусматривает как плановые, так и внеплановые мероприятия по оценке исполнения обязанностей, соблюдения требований нормативных актов, а также уровня дисциплины в подразделениях.
План реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) имеет особый порядок утверждения и используется при возникновении нестандартных, аварийных, военных и иных опасных ситуаций. Включает сценарии, алгоритмы действий, распределение зон ответственности и каналы связи. Его составление строго регламентируется приказами МВД РФ и другими нормативными актами[ Приказ МВД России от 15.01.2014 № 26 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».].
Планы совместных действий разрабатываются в тесном взаимодействии с другими ведомствами — прокуратурой, ФСБ, Росгвардией, администрациями муниципалитетов. Они отражают согласованные усилия по обеспечению общественного порядка, охране массовых мероприятий, проведению спецопераций и профилактике межведомственных конфликтов[ Савельев С.Н. Контроль и планирование в деятельности ОВД. — М.: Академия МВД РФ, 2020. — 198 с.].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 14.07.2022) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2.О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 26.06.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
3.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации: федер. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/
4.Приказ МВД России от 01.10.2020 № 683 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/74749404/
5.Приказ МВД России от 07.09.2020 № 630 «Об организации планирования правоподготовительной работы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/566116886
6.Приказ МВД России от 25.08.2017 № 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/555603505
7.Приказ МВД РФ от 20.03.2023 № 105 «О внедрении системы оценки эффективности реализации планов по ключевым показателям».
2. Учебная и научная литература
8.Аксенова Н.П., Смирнов И.А. Организация планирования в территориальных органах МВД: учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2022. — 176 с.
9.Герасимов Д.И. Документационное сопровождение плановой деятельности в полиции. — СПб.: Щит-М, 2021. — 192 с.
10.Воронин А.Н. Планирование оперативно-служебной деятельности ОВД: практические аспекты. — М.: Академия МВД РФ, 2022. — 148 с.
11.Горохов В.М. Методика оценки эффективности плановых мероприятий в ОВД. — М.: Щит-М, 2021. — 142 с.
12.Суханов Е.Л. Плановая деятельность в органах внутренних дел: современное состояние и перспективы развития. — М.: Академия управления МВД России, 2022. — 168 с.
13.Овчинников А.В. Организация планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-практическое пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2021. — 218 с.
14.Анисимов В.П. Документационное обеспечение управления в органах внутренних дел: учебник. — М.: Проспект, 2019. — 312 с.
15.Глушков С.Н. Планирование оперативно-служебной деятельности полиции: учебное пособие. — М.: Юрлитинформ, 2020. — 164 с.
16.Обозов В.А. Организация управления в правоохранительных органах. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 276 с.
17.Попова Н.Ф. Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2021. — 287 с.
18.Руднев И.Л. Планирование деятельности органов внутренних дел: теория и практика. — М.: Академия МВД РФ, 2020. — 190 с.
19.Гончаров В.В. Организация оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. — СПб.: Питер, 2018. — 319 с.
3. Статьи из научных журналов
20.Резников С.В. Система планирования в органах внутренних дел: стандарты и ошибки // Правопорядок: история, теория, практика. — 2023. — № 3. — С. 66–72.
21.Ершов И.С. Риск-ориентированное планирование в органах внутренних дел: теоретические основы и практическое применение // Административное право и процесс. — 2023. — № 5. — С. 33–38.
22.Латышева Н.Ю. Цифровые технологии в системе МВД: современные решения и перспективы // Безопасность и право. — 2023. — № 2. — С. 47–52.
23.Тарасов А.А. Электронные системы контроля исполнения планов в системе МВД РФ // Административное право и процесс. — 2023. — № 2. — С. 22–28.
24.Иванова Т.Г. Реализация планов профилактической деятельности: проблемы практики // Общество и право. — 2022. — № 6. — С. 113–118.
25.Гущин Д.В. Психологические барьеры исполнения планов у сотрудников МВД // Психология и безопасность. — 2023. — № 1. — С. 35–41.
4. Интернет-ресурсы
26.Ежегодный аналитический обзор Академии управления МВД РФ за 2023 г. // mvdacademy.ru. URL: https://mvdacademy.ru (дата обращения: 18.03.2025).
27.Доклад МВД РФ о пилотных проектах внедрения KPI в плановую работу // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 18.03.2025).
28.Проект методических рекомендаций МВД РФ по адаптивному планированию (рабочая версия, 2024) // mvdacademy.ru. URL: https://mvdacademy.ru/projects/plan2024 (дата обращения: 18.03.2025).
29.Экспериментальный проект ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: краткий отчёт // spb.мвд.рф. URL: https://spb.мвд.рф (дата обращения: 18.03.2025).
30.Отчёт ГУ МВД России по Краснодарскому краю за 2023 год // 23.мвд.рф. URL: https://23.мвд.рф (дата обращения: 18.03.2025).