Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
§1 Сущность трудового воспитания 5
§2 Влияние трудового воспитания на личностное развитие 11
Заключение 22
Список источников 24
Фрагмент для ознакомления
2
В Государственных программах развития воспитания в системе образования Российской Федерации до 2025 г. указывается обязательность и всеохватность обеспечения воспитания детей, подростков и молодёжи на базе обновленных парадигм .
Для успешного воспитания трудовых навыков учащихся, особенно подростков, важными факторами являются общественное признание продукта их работы, коллективное участие в труде, четкое планирование и контроль на всех этапах трудового процесса, поощрение инициативы и креативности студентов, использование различных форм самоорганизации и самостоятельной работы, интерес участников к содержанию труда, адекватная сложность задач, связь с учебным процессом, и совместная ответственность за результат. .
Вовлечение подростков в трудовую деятельность необходимо для осуществления начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Процесс развития личности подростка тесно связан с его возрастными особенностями.
В подростковом возрасте происходит постепенный переход от недифференцированного восприятия себя к осознанию собственной уникальности и открытию внутреннего мира, что способствует формированию жизненной позиции и системы ценностей. Таким образом, ключевым новообразованием подросткового возраста является возникновение и развитие самосознания в его высшей форме .
Ключевой характеристикой когнитивного развития подростков является формирование гипотетико-дедуктивного мышления. В исследованиях когнитивного развития подростков, современные ученые опираются на работы Ж. Пиаже, выделившего три основных направления развития познавательных процессов в данном возрастном периоде.
Во-первых, наблюдается развитие комбинаторных способностей, позволяющее выйти за рамки конкретно-ситуативного мышления. Подросток получает возможность оперировать множеством комбинаций, что способствует формированию системного восприятия мира, выявлению закономерностей, прогнозированию изменений.
Во-вторых, происходит развитие пропозициональных операций, лежащих в основе формально-логического мышления. Формирование суждений в рамках данного типа мышления основывается на принципе соответствия или несоответствия информации действительности.
Сформированность пропозициональных операций является необходимым условием для выдвижения гипотез и развития рефлексии.
В-третьих, происходит становление гипотетико-индуктивного мышления, позволяющего формулировать гипотезы и делать выводы с последующей экспериментальной проверкой .
Практика показывает, что школьники не приучены трудиться по собственным побуждениям. В школе практически отсутствуют организационно-педагогические элементы приобщения к данному виду деятельности.
Понятие «труд», «культура», «культура труда» осваиваются на уроках технологии. Трудовая деятельность формирует нравственные и волевые качества личности: развивается внимательность, усидчивость, стремление выполнить работу по образцу, формируется умение видеть прекрасное. Также выполнение любой творческой работы оканчивается приведением своего рабочего места в порядок, чему следует обучать школьников с первых уроков. Таким образом, школа совмещает функции обучения и воспитания учащихся.
Как мы уже упомянули, проблема воспитания культуры труда всегда была интересна людям. В науке исследуемая проблема нашла отражение в трудах педагогов: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, которые выявили сущность основных понятий, а также формы, методы и содержание трудового воспитания. Среди современных учёных можно выделить методистов, специалистов-практиков и авторов УМК по технологии, по которым учителя работают в современном образовательном пространстве (Т.М. Геронимус, А.А. Гобронидзе, А.А. Калюжный, Н.М. Конышева, О.А. Куревина, Е.А. Лутцева и др.).
Сегодня уроки трудового воспитания в школах существенно отличаются от прошлых, так как фокусируются на развитии современных практических навыков и подготовке учащихся к жизни в технологически развитом обществе.
В школе дети развиваются через практические занятия и участие в трудовых мероприятиях. Мальчики осваивают работу с материалами и инструментами, изучают технологические процессы, а девочки занимаются шитьем, кулинарией и проектной деятельностью для развития креативного мышления. Такое обучение позволяет школьникам приобрести навыки, необходимые в повседневной жизни. Важно отметить, что трудовое воспитание в школе осуществляется разнообразными способами, включая поручения от учителей, дежурства, коллективный труд и другие формы активности.
Под поручением понимается обращение взрослого к ребенку с просьбой выполнить то или иное задание. Например, учитель может попросить ученика протереть доску после урока. Поручения могут быть адресованы как одному ученику, так и нескольким. В некоторых случаях учитель закрепляет определенное задание за конкретным ребенком, особенно если ученик успешно справляется с таким заданием .
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Алыкулов, У. Ж. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся / У. Ж. Алыкулов // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. – 2024. – № 1(117). – С. 12-18.
2. Асеев, В. Ю. Роль трудового и нравственного воспитания в призме истории / В. Ю. Асеев, О. А. Белова // Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13:7), посвященные году педагога и наставника : Материалы ХIX Международного форума, Липецк, 14–15 декабря 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 363-365.
3. Ахмедьянова, А. Х. Трудовое воспитание как основа формирования гармонично развитой личности подрастающего поколения / А. Х. Ахмедьянова // Молодежный вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2024. – № 2. – С. 47-50.
4. Богуш, Ю. В. Трудовое воспитание как средство социализации детей в разных странах / Ю. В. Богуш, С. П. Прокудина // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних - центральная проблема социальной педагогики : Сборник материалов 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Таганрог, 05 апреля 2024 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2024. – С. 5-9.
5. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин – 1-е изд. – Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2021 – 135 c.
6. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2017. – 288 c.
7. Галеев, Р. Р. Социокультурный подход и психолого-педагогические принципы в политехническом образовании и трудовом воспитания обучающихся / Р. Р. Галеев // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор перспективных решений : сборник статей международной научной конференции, Вологда, 22 февраля 2024 года. – Санкт-Петербург: ООО «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2024. – С. 5-7.
8. Елкин, С. М. Трудовое воспитание в современных российских семьях / С. М. Елкин, А. В. Малышева // Заметки ученого. – 2023. – № 4. – С. 106-111.
9. Исмаилзаде Д. Ч. Психологические особенности конфликтов подростков и их родителей / Д. Ч. Исмаилзаде // Вестник науки. – 2019. – Т. 3, № 6(15). – С. 240-244.
10. Кузиева, Н. М. Проблемы и решение трудового воспитания в современной педагогике / Н. М. Кузиева // Ceteris Paribus. – 2022. – № 12. – С. 166-169.
11. Купчинов, Р. И. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах [Текст] / Р. И. Купчинов – 1-е изд. – Минск: Белорусский национальный технический университет, 2015 – 278 c.
12. Лебедева Л. А. Психологические особенности общения в подростковом возрасте / Л. А. Лебедева, Н. В. Ковшова // Вестник Мордовского университета. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 119-120.
13. Лихачев Б. Т. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2019. 607 с.
14. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 2016. – 312 с.
15. Милькевич, О. А. Модель трудового воспитания обучающихся в контексте требований федеральных рабочих программ воспитания / О. А. Милькевич // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 85-1. – С. 254-257.
16. Назарова Н.М. Специальная педагогика: В 3 Т. 1: учебное пособие / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
17. Пайзыев, Х. Физическое воспитание и трудовое воспитание в педагогической науке / Х. Пайзыев // Российская наука в фокусе перемен : Сборник статей Национальной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тюмень, 22 марта 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2024. – С. 142-144.
18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://b.eruditor.one/file/1723205/ (дата обращения 21.03.2025).
19. Пузип, М. М. Трудовое воспитание подростков как один из способов профилактики правонарушений / М. М. Пузип // Наука и технологии: тенденции современного развития : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 01 декабря 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 100-105.
20. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
21. Резачкина А.В., Ярова З.А., Салазкина Л.А. К вопросу о трудовом воспитании в современной школе / А.В. Резачкина, З.А. Ярова, Л.А. Салазкина // Форум молодых ученых. – 2021. – №4. – С. 547-550.
22. Рубцова, К. К. Трудовое воспитание молодого поколения через трудовые отряды подростков / К. К. Рубцова // Особенности и перспективы деятельности студенческих отрядов в трудовом воспитании российской молодёжи : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 04–06 октября 2024 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2024. – С. 173-175.
23. Сообщество Трудового отряда подростков «Ригель» [Электронный ресурс]. – https://vk.com/riegel_top (дата обращения: 21.03.2025)
24. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trud-v-egopsihicheskom-i-vospitatelnom-znachenii (дата обращения 21.03.2025).
25. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 04.08.2023 N 479-ФЗ (последняя редакция)
26. Фортова, Л. К. Роль трудового обучения в воспитании трудных подростков / Л. К. Фортова, В. А. Гуленков // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 5(134). – С. 49-51.
27. Хиясова, С. Г. Идеи трудового воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского / С. Г. Хиясова, З. С. Мустафаева // Образовательное наследие Великого русского педагога К.Д.Ушинского : материалы региональной научно-методической конференции, посвященная памяти 200-летию К.Д. Ушинского, Махачкала, 20 февраля 2023 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2023. – С. 199-204.
28. Ходжаев Б. Х. Общая характеристика подросткового возраста и становление самосознания в подростковый период // Academic research in educational sciences. – 2021. – №CSPI conference 1. – С. 1102–1109.
29. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс.: учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Е.В. Щербакова. – М.: УЦ Перспектива, 2018. – 408 c.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. – 383 с.