Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Прокуратура в нашей стране является одним из основных компонентов правоохранительной деятельности. Контролируя действия должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает граждан и государство важнейшим конституционным принципом жизни и взаимодействия общества - законностью. Кроме того, прокурор осуществляет обвинение от имени государства и защищает права и свободы не только государства и его граждан, но и лиц, исключенных из общества - осужденных, отбывающих наказание.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина и соблюдением принципа социальной справедливости.
Во-вторых, радикальные изменения в политической и экономической жизни страны, а также продолжающийся мировой экономический кризис не могут не сказаться на ключевых государственных институтах, включая правоохранительные органы. Особое место в механизме обеспечения законности традиционно принадлежит прокуратуре.
Многогранный характер темы курса привел к необходимости охвата различных областей знаний, в частности, работ в области теории государства и права, философии, истории государства и права, политологии и других различных областях права.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия реализации роли органов прокуратуры в обеспечении социальных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Объектом исследования является процесс реализации роли органов прокуратуры в обеспечении социальных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Предметом исследования являются основы и принципы реализации роли органов прокуратуры в обеспечении социальных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для реализации роли органов прокуратуры в обеспечении социальных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть прокуратуру как надзорный орган в Российской Федерации;
- изучить зарождение и развитие прокуратуры в России;
- описать задачи, основные направления и формы деятельности прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора;
- детально проанализировать роль органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
- выявить проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
1.1 Прокуратура как надзорный орган в Российской Федерации
Прокуратура осуществляет четкое и единообразное правоприменение законодательства на всей территории Российской Федерации и выступает в качестве специализированного государственного органа. Прокурорский надзор - это инструмент, особая форма государственного контроля за исполнением правовых актов на всей территории страны. Ни один другой государственный орган не обладает такими широкими полномочиями в области надзора, как прокуратура.
Противодействовать нарушениям российского законодательства, выявлять и устранять несоответствия в правовой сфере - это, прежде всего, обязанность прокуратуры. Эти функции очень важны, поскольку противоречия, несогласованность и другие правовые ошибки усиливают процессы дезорганизации, ослабляют государственную власть и негативно влияют на общество [12].
Исходя из этого, деятельность прокуратуры имеет как теоретическое, так и фактическое значение в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов Российской Федерации. Следует придерживаться практики совершенствования надзорных органов, выделяя их в качестве независимых органов контроля за верховенством закона и соблюдением законов на всех уровнях.
Прокуратура обеспечивает соблюдение принципа законности по всей стране, и изначально этот надзорный орган в России носил коллективный характер, основанный на опыте других стран в надзорной деятельности прокуратуры, при этом прокуратура, учитывая реалии России, должна обеспечивать верховенство закона, его укрепление, а также защиту граждан, их прав и свобод. и преследуют законные интересы. Деятельность прокуратуры и всего ее персонала является многофункциональной и направлена на обеспечение единства применения закона на всей территории Российской Федерации. Вопрос о том, какое место занимает прокуратура в системе государственной власти, остается актуальным.
Правовой статус надзорного органа закреплен в Основном законе страны в статье 129. Согласно этому закону, прокуратура не является и не принадлежит ни к одной из ветвей власти, хотя и обладает некоторыми особенностями, присущими каждой из трех ветвей власти. Особое положение этого регулирующего органа направлено на то, чтобы сбалансировать все три ветви власти, чтобы они могли постоянно функционировать и развиваться. Можно утверждать, что, хотя система государственных органов разделена на три ветви власти, она не ограничивается ими, поскольку в стране существуют государственные органы, которые не подчиняются принципу разделения властей, и прокуратура входит в их число.
Из всего вышесказанного следует, что прокуратура является независимым государственным органом с централизованной системой, который в рамках возложенных на него полномочий выполняет свои функции от имени Российской Федерации. Ключевое различие между регулирующими органами и регулирующими органами заключается в том, что государственные регулирующие органы принимают прямые меры против нарушителей, чтобы устранить незаконные действия и последствия.
Прокуратура, в свою очередь, дает указания надзорному органу о том, что им выявлены нарушения закона, и ставит вопрос об их устранении. Существуют исключения, касающиеся надзора за уголовными расследованиями, а также надзора за местами содержания под стражей и работой их персонала. Сотрудники прокуратуры в соответствующих областях имеют право устранять правонарушения.
Другие государственные органы, частные организации и предприятия, а также частные лица не могут выполнять обязанности прокурора. Можно сказать, что прокурор руководствуется интересами конкретного субъекта, физического лица или организации в полном соответствии с интересами государства и принципом законности при осуществлении возложенных на него полномочий. В то же время прокуратура должна осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с буквой закона, не выходя за рамки своей компетенции.
Сотрудники прокуратуры осуществляют свою надзорную деятельность от имени Российской Федерации, и их деятельность распространяется на всю территорию государства. Целью регулирующих органов является обеспечение верховенства закона на территориях, находящихся под их юрисдикцией. Федеральный закон определяет, какие учреждения подлежат надзору со стороны прокуратуры [15].
К таким органам относятся: - органы исполнительной власти, такие как министерства (Следственный комитет России и его подразделения); - представители законодательной и исполнительной власти, такие как правительства, административные органы и т.д.; - органы, осуществляющие местное самоуправление; - контролирующие органы и физические лица, осуществляющие свою деятельность; - службы общественного контроля, которые следят за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления. Существует мнение, что мониторинг следует рассматривать как более узкую деятельность по контролю.
По мнению В.П. Беляева, надзорная деятельность - это самостоятельный вид государственной деятельности, который возложен на прокуратуру. Прокурорский надзор обладает рядом присущих ему характеристик: он является властным, предметом прокурорского надзора является законность деятельности объектов надзора и, прежде всего, соблюдение положений Конституции России. Для устранения выявленных нарушений законности того или иного органа прокуратура обращается к руководителю надзорного органа, в противном случае к вышестоящему органу, а также существует возможность обращения в судебные органы для устранения выявленных нарушений в сфере законности. Все эти характеристики в совокупности указывают на то, что деятельность прокуратуры относится к надзорной деятельности, а не к контролю.
Следует сказать, что конституционно-правовой статус прокуратуры не имеет четко определенных границ, необходима конкретика. Основной закон России предусматривает статью, которая устанавливает положение о прокуратуре, но эта статья находится в разделе закона под названием "Судебная власть и прокуратура". Это своего рода юридическая ошибка, поскольку в десятой статье Конституции прямо говорится, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.
Однако из-за их характеристик, их особой формы и их возможных методов воздействия на другие государственные органы можно сказать, что прокуратура могла бы функционировать как новая ветвь власти в государстве. Также можно выделить отдельную главу в Основном законе Российской Федерации "О прокуратуре", которая определяла бы все возложенные на нее функции, организации и полномочия в сфере надзора.
1.2 Зарождение и развитие прокуратуры в России
При Петре Великом Россия окончательно превратилась в официальную и дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали силу. Организовав Священный Синод, император подчинил Церковь своей власти. Были созданы регулярная армия и полиция, преобразовано местное самоуправление. Правительствующий сенат заменил Боярскую думу. Приказы были частично сохранены и должны были уступить место коллегиям. Одним из выдающихся достижений императора является то, что он первым в России создал органы, призванные осуществлять надзор и надзор за соблюдением законов.
Сначала это был фискальный институт, а затем прокуратура. а 5 марта 1711 года была учреждена Налоговая инспекция. Главный фискал был прикреплен к Сенату, но кандидатура была назначена лично сувереном. Основная задача - скрытно выявлять и сообщать обо всех нарушениях закона, превышении полномочий, воровстве и обо всем, что "может нанести ущерб государственному энтузиазму". Казначеи рассматривали пожертвования частных лиц, имели право входить в общественные места, проверять файлы и документы, требовать объяснений от должностных лиц. Вскоре в деятельности фискальной службы обнаружились многие недостатки: фискалы часто пользовались своим служебным положением, занимались грабежами и взяточничеством. Более того, эта служба оставляла правительствующий сенат без присмотра, потому что контролировалась им самим. В январе 1722 года король подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов власти в стране. В этом документе король утверждает новый орган, который стоит выше Сената и других государственных учреждений, а именно прокуратуру [13].
Хотя обязанности прокурора еще не были полностью выполнены, король возлагал большие надежды на новый орган, отмечая, что этот орган имеет фундаментальное значение как орган, отвечающий за соблюдение законов. В январе 1722 года Петр Великий назначил Петра Ивановича Ягужинского генерал-прокурором, а Г.Г. Скорнякова-Писарева - обер-прокурором. Согласно первоначальному плану Петра, генеральный прокурор должен был выступать в качестве высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого контроль за надлежащим функционированием правления был бы центральным. Считалось, что генеральный прокурор обязан защищать интересы государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над Положением о прокурорских функциях король отказывается от таких широких обязанностей.