Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия фармацевтическая отрасль пережила значительные изменения, определяемые стремительным развитием цифровых технологий. Эволюция электронной коммерции в фармацевтической отрасли отражает общемировые тенденции цифровизации и переориентации на онлайн-продажи, однако имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой и значимостью товаров лекарственного назначения.
На фоне глобальной цифровизации и повышенного внимания к здоровью, усиленного пандемией COVID-19, рынок онлайн- торговли лекарственными препаратами и медицинскими товарами получил новый стимул к развитию.
Электронная торговля в области фармации изначально столкнулась с этическими и регуляторными сложностями, включая защиту личных данных пациентов, проверку качества продукции и точность выполнения рецептурных указаний на онлайн-платформах. Однако, прогресс в технологических инновациях, включая блокчейн для защиты информации, искусственный интеллект для аутентификации и персонализированных рецептов, а также внедрение электронных рецептов. Кроме того, стремления аптек расширять онлайн- сервисы также сыграли ключевую роль в удовлетворении возрастающих требований клиентов.
Если раньше онлайн-платформы в основном использовались для предварительного заказа с последующим самовывозом, то теперь заметен активный переход к полноценной онлайн-торговле с доставкой на дом безрецептурных препаратов. Изучение правил и условий дистанционной торговли лекарственными препаратами требует внимательного рассмотрения как законодательных норм, так и особенностей самого процесса продаж. В большинстве стран существуют строгие регуляции, направленные на обеспечение безопасности и эффективности лекарственных средств при их продаже через интернет или другие дистанционные каналы.
Первым шагом в этом процессе является ознакомление с законодательством, регулирующим фармацевтическую деятельность. В большинстве случаев эти нормы устанавливают, какие виды лекарств можно продавать дистанционно, какие требования выдвигаются к продавцам и каким образом должны проводиться продажи. Например, в некоторых странах дистанционная продажа рецептурных препаратов может быть разрешена только на основании действующего рецепта, который должен быть предоставлен покупателем.
Цель исследования: изучение дистанционного обеспечения пациента лекарственными препаратами в Российской Федерации.
Объект исследования: деятельность интернет-аптек Санкт Петербурга.
Предмет исследования: дистанционная торговля лекарственными препаратами.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть нормативно-правовые основы дистанционной торговли лекарственных препаратов.
2.Изучить правила и условия дистанционной торговли лекарственными препаратами.
3.Провести анализ деятельность интернет-аптек Санкт Петербурга.
Материалы и методы: информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы дистанционного обеспечения пациента лекарственными препаратами. Использованы аналитический метод и метод анализа для проведения анализа сайтов.
1. Дистанционная торговля на фармацевтическом рынке России
1.1.Нормативно-правовые основы дистанционной торговли лекарственных препаратов
Попытки легализовать Интернет-торговлю лекарственными средствами в России предпринимаются уже давно. В конце 2015 года Министерство здравоохранения Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение проект федерального закона о регулирования деятельности онлайн-аптек, который разрешал продажу безрецептурных лекарственных средств дистанционным способом. В 2017 году законопроект был принят в первом чтении, но затем его движение было приостановлено [12].
Отправной точкой для дальнейших действий явилась пандемия COVID-19, повлекшая значительные изменения образа жизни, а именно ограничение перемещения населения и доступа в общественные места, включая розничные торговые точки.
Первым нормативным документом по регулированию розничной торговли ЛП в дистанционном формате стал Федеральный закон от 03.04.2020 № 105-ФЗ. Данный документ внес изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Указанный федеральный закон разрешил аптекам и аптечным сетям при обязательном наличии лицензии на этот вид деятельности продавать через Интернет лекарственные средства, за исключением тех препаратов, торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством [3].
В том же году Постановлением Правительства Российской Федерации № 697 были утверждены Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли ЛП дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных ЛП гражданам.
Постепенно нормативная база адаптировалась к изменению цифрового поля розничной торговли, весомое место в котором заняли агрегаторы - крупные платформы, предлагающие товары от большого числа поставщиков, а также логистический аутсорсинг - привлечение сторонних транспортных компаний для доставки продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 827 были внесены изменения в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли ЛП дистанционным способом.
Законодательная база РФ в области защиты данных достаточно разветвлена и включает в себя ряд нормативных актов, регулирующих обработку и защиту персональных данных. Основным документом здесь выступает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющий основные правила сбора, хранения, использования и защиты данных граждан [2]. Так же важными документами являются: Указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [6]; Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» [7]; Постановление Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» [8]; Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» [9]; Приказ Роскомнадзора от 05 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных» [10].
Касаясь специфики данной отрасли, важно упомянуть, что при онлайн-продажах лекарств особое внимание уделяется защите сведений о состоянии здоровья покупателей, которые относятся к категории специальных персональных данных с усиленными требованиями к защите.
Онлайн-аптекам, работающим в России, приходится строго соблюдать ряд требований, направленных на защиту конфиденциальной информации. Ведется активная работа по шифрованию данных, использовании современных средств аутентификации и обеспечении безопасности информационных систем
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10638.
2.Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: Приказ Министерства здравоохранения № 66 от 13 февраля 2013 года.- URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532 (дата обращения: 02.12.2022). - Текст: электронный.
3.Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80028/b14c473967d9079615e7eaa8f79bd5489a180 3bd/.
4.Постановление Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/8c86cf6357879e861790a8a7ca8bea4227 d56c72/.
5.Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146520/.
6.Приказ Роскомнадзора от 05 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных» КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151882/4152ee35eceba228c154ad318d27a70941 c2371e/.
7.Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения: Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31 августа 2016 года. - URL: www.base.garant.ru/71582810 (дата обращения 03.08.2022). - Текст: электронный.
8.Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»: Приказ Минтруда России № 91н от 9 марта 2016 года. - URL:www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196697 (дата обращения 10.01.2023). - Текст: электронный
9.Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации: официальный сайт. - URL:www.grls. rosminzdrav.ru/grls.aspx. (дата обращения: 19.03.2025). - Текст: электронный.
10.Ключевская Н. Дистанционная продажа лекарств: от права к его реализации. - URL: www.garant. ru/article/1375382 (дата обращения: 23.03.2025). - Текст: электронный.
11.Красильникова Е.А., Никишин А.Ф. Нормативно-правовой аспект создания механизма онлайн-торговли лекарственными средствами. Бизнес. Образование. Право. - 2023. - № 4. - С. 230-231. - Текст непосредственный
12.Крысанов И. С., Ермакова В. Ю., Клюева Ю. А. и др. Анализ организационно-правовых основ дистанционной продажи лекарственных средств. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2024. - № 5 . - С. 130-131. - Текст непосредственный
13.Лукоянова, И. Е. Анализ соблюдения требований надлежащей аптечной практики по фармацевтическому консультированию в отношении ОТС-препаратов на сайтах интернет-аптек / И. Е. Лукоянова, С. Н. Егорова. / Современная организация лекарственного обеспечения. - 2024. - Т. 8. - № 3. - С. 14-21. - Текст непосредственный
14.Половникова, П. А., Викулова К.А. Законодательное регулирование розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом. Цифровизация в фармации. Процесс трансформации: оценка и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тюмень. - 2023. - № 4. - С. 230-231. - Текст непосредственный
15.Регулирование дистанционной продажи лекарственных продуктов в Российской Федерации Гунба А.М. // Н.Экс.Т. - 2023. - №1 (21). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-distantsionnoy-prodazhi-lekarstvennyh-produktov-v- rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.03.2025).
16.Сибирева, А.Д. Концепция информационно-коммуникационной услуги в аптечной организации / А. Д. Сибирева, О. В. Желткевич. // Фармация. - 2021. - №3. - С. 42-49. - Текст непосредственный
17.Турченкова, Е. С. Интернет-аптека как новая форма реализации лекарственных препаратов / Е. С. Турченкова, Н. В. Коваленко. // Бизнес. Образование. Право. - 2024. - №1. - С. 204-210. - Текст непосредственный
18.Управление планированием рекламных кампаний в фармацевтическом секторе e-commerce рынка / Е.В. Сумарокова, А.О. Анищик // E-Management. Электронный менеджмент в отраслях. - 2023. - Т. 2, № 2. - С. 23-31. - Текст непосредственный
19.Федорова, Н. В., Хизбуллина Л.Р. Дистанционная реализация лекарственных препаратов как часть цифровизации медико-фармацевтических услуг. Инновационные технологии в фармации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск. - 2023. - № 4. - С. 230-231. - Текст непосредственный