Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно её уровень сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Такая закономерность прослеживается, если рост преступности соответствует приросту или уменьшению количества подростков. Но сейчас прирост преступности среди подростков и юношей в 6-7 раз опережает рост подростково-юношеской популяции.
Дети и подростки решаются на преступления как в связи с неблагополучной обстановкой в семье, так и в случае неблагополучной среды вокруг ребенка. Под неблагополучной обстановкой может пониматься всякое: родители с алкогольной или другими зависимостями; физическое или психологическое насилие в семье; отсутствие доверительных отношений.
По статистике, чаще всего подростки идут на преступления против собственности: кражи, грабежи, попытки завладеть чужим имуществом и так далее. Они составляют практически 80% от всех преступлений, которые совершают несовершеннолетние. Это опять же связано с неблагополучными семьями, где родители не могут материально удовлетворить ребенка. В результате подросток пытается вынести из магазина игровую приставку, телефон и так далее.
На втором месте - преступления против жизни и здоровья, на которые приходится почти 10% случаев. Это физическое насилие в отношении одноклассников, избиение других детей и тому подобное.
Третье место - это «преступления против порядка управления». К ним относится, например, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Подростки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения часто пытаются драться с полицейскими.
Среднестатистический несовершеннолетний нарушитель закона - учащийся 16-17 лет. Он воспитывается в полной или неполной семье. Чаще совершают преступления мальчики: 91% всех оказавшихся на скамье подсудимых.
Большинство преступлений совершают старшие подростки: 70% несовершеннолетних нарушителей закона - те, кому 16-17 лет.
Есть стереотип, что закон нарушают бездомные и малообразованные дети. Но, по данным статистики, это не так: 64% преступников где-либо учатся. Еще 5% - работают. Доля тех, кто не учится и не работает, составляет 31%. Еще 0,1% отбывают наказание в местах лишения свободы или имеют условный срок.
Большинство несовершеннолетних нарушителей закона не сироты: 48% подростков воспитывались в полной семье, с мамой и папой, 44% - росли в неполной семье, с одним из родителей. Лишь 8% преступников до 18 лет - те, кто рос в детском доме или интернате.
Актуальность исследования. Изучение девиантного поведения сейчас актуально потому, что подростки, склонные к девиантному поведению, часто испытывают проблемы в семейном окружении, которое является основой для их развития. Взаимодействие семьи и подростка в условиях девиантного поведения становится сложным и требует специального вмешательства специалистов – психологов и педагогов.
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Проблемы неблагополучного развития личности, ее отклонений затрагивают многие области теории и практики. Ведь, придерживаясь мнения С. И. Матафонова, наиболее сложным периодом социального развития выступает именно подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой жизнью. Именно этот этап характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Осознаются и переживаются подростком происходящие с ним перемены, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития. Заметные изменения претерпевают учащиеся подросткового возраста, связанные с процессом естественного развития психического мира подростка, развития, происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания. Психологическое сопровождение подростков, склонных к девиатному поведению, как отмечает Л.В. Корнеева, направлено на оказание помощи обучающимся в проживание кризиса подросткового возраста, в решение задач развития, а также помощи в профессиональном самоопределение. Подростки, склонные к девиантным формам поведения, представляют группу повышенного социального риска, поэтому данная проблема в настоящее время является весьма актуальной.
При изучении девиантного поведения подростков необходим охват широкого спектра социально-психологических проблем, исходя из этого возрастает необходимость поиска эффективных мер социального контроля подростков, склонных к девиантному поведению. Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, можно предположить, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер. Данный факт свидетельствует об актуальности психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению. Поэтому крайне важно требование реагирования со стороны образовательного учреждения, в частности, организации комплексной и систематической работы по психолого-педагогическому сопровождению подростков, склонных к девиантному поведению.
К настоящему времени в науке сложилось противоречие между необходимостью изучения психолого-педагогического сопровождения семей подростков, склонных к девиантному поведению и
недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности педагога-психолога.
Цель работы – изучение социально-психологических механизмов детско-родительских отношений девиантных подростков.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений и девиантного поведения подростков;
2.Описать психологические особенности подростков с девиантным поведением;
3.Проанализировать детско-родительские взаимодействия в семьях девиантных и благополучных подростков;
4.Сформулировать выводы и рекомендации на основе полученных результатов.
Объект исследования — социально-психологические механизмы возникновения девиантного поведения.
Предмет исследования — личностные и социальные особенности родителей и девиантных подростков как предикторы нарушений детско-родительских отношений.
Методы исследования включают:
теоретический анализ научной литературы;
наблюдение;
анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования.
Научная новизна заключается в систематизации современных отечественных и зарубежных подходов к пониманию роли семьи в формировании девиантного поведения подростков.
Теоретическая значимость состоит в уточнении механизмов влияния детско-родительских отношений на поведенческие отклонения в подростковом возрасте, что дополняет современные концепции семейной и подростковой психологии.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов в рамках консультативной и коррекционной работы с семьями, находящимися в группе риска.
Теоретико-методологическая основа: теория привязанности Дж. Боулби, концепция родительских стилей Д. Баумринд, теория социального научения А. Бандуры, а также современные эмпирические исследования в области психологии подростков и семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Экон-Информ, 2018. – 141 с.
2.Баумринд Д. Эффекты авторитетного родительского контроля на поведение ребёнка // Child Development. — 1966. — Vol. 37, no. 4. — P. 887–907.
3.Бандура А. Теория социального научения. — Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1977. — 247 p.
4.Боулби Дж. Привязанность и потеря. Т. 1: Привязанность. — Нью-Йорк: Basic Books, 1969. — 425 p.
5.Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. — СПб.: Питер, 2017. — 351 с.
6.Коноплева И.Н., Лозовенко А.С. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением // Психология и право. — 2012. — Т. 2, № 2. — С. 1–14.
7.Каткова, А. С. Влияние интеграционно-дезинтеграционных процессов на познание внутренних конфликтов личности. / А. С. Каткова - Международный журнал медицины и психологии. 2021. – Т. 3. – № 4. – С. 7-11.
8.Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. – Москва: Юрайт, 2024. - 287 с.
9.Кузнецова Ю.Ю., Шпагина Е.М. Связь восприятия подростками стиля родительского воспитания со склонностью к девиантному поведению // Вестник практической психологии образования. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 77–89.
10.Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб, 2019. – 304 с.
11.Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – М, 2016. – 140 с.
12.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М.: Юрайт, 2020. — 350 с.
13.Птичкина Е.Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: дис. … канд. психол. наук. — М., 2001. — 119 с.
14.Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 1(17). — С. 3–8.
15.Ральникова, Л. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. – №3 (13). – С. 34-41.
16.Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи / П. С. Самыгин. – М, 2019. – 284 с.
17.Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум. – 1-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 406 с.
18.Шершень, А. В. Девиантное отклоняющееся поведение: соотношение понятий // Научный поиск курсантов: сборник материалов вузовской научно-практической конференции, посвященной Году науки. 2017. – С. 63–64.
19.Rachel C., Roman N.V., Donga G.T. The Contribution of Parental Factors to Adolescents’ Deviant Behaviour in South Africa // Social Sciences. — 2022. — Vol. 11, no. 4. — P. 152.
20.Ratliff E.L., Morris A.S., Cui L., Jespersen J.E., Silk J.S., Criss M.M. Supportive parent-adolescent relationships as a foundation for adolescent emotion regulation and adjustment // Frontiers in Psychology. — 2023. — Vol. 14. — Article 1193449.