Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, рост торгового оборота в странах ЕАЭС, расширение таможенного пространства отдельных государств, входящих в союз, требует унификации таможенных процедур и гармонизации таможенного законодательства, это связано с улучшением благоприятных условий для развития бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности; во-вторых, развитие цифровых технологий, таможенным службам необходимо внедрять современные методы работы с большими данными, а также технологии на основе искусственного интеллекта, однако в ЕАЭС пока не выстроена единая система применения этих технологий; в-третьих, возрастающая роль таможенных органов, они оказывают большое воздействие на интеграцию стран в мировую экономику, развитие и совершенствование национального рынка и обеспечение экономической безопасности государств; в-четвертых, необходимость выработки новых подходов, для принятия оптимальных и согласованных решений в сфере таможенного регулирования требуется объединение усилий экспертов и представителей государственных органов из всех стран ЕАЭС.
В качестве объекта исследования выступает общественные отношения, связанные с правовым регулированием таможенных органов государств-членов ЕАЭС как субъектом таможенных правоотношений.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования таможенных органов государств-членов ЕАЭС как субъектом таможенных правоотношений.
Цель курсовой работы - исследовать проблемы и направления совершенствования работы таможенных органов государств-членов ЕАЭС как субъектом таможенных правоотношений.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены на разрешения следующие задачи:
1.раскрыть понятие субъектов правоотношений по российской правовой доктрине и признаки, его характеризующие;
2.рассмотреть таможенные органы как основной управомоченный субъект таможенных правоотношений (таможенного права);
3.исследовать правовой статус таможенных органов, их функциональная компетентность в сфере таможенного дела;
4.определить принципы, организующие деятельность таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
5.проанализировать задачи, выполняемые таможенными органами при совершении таможенных операций, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем товаров;
6.исследовать задачи, выполняемые таможенными органами при реализации ими правоохранительного направления деятельности в сфере таможенного дела.
Методы исследования. При написании работы были задействованы статистический метод, метод анализа, синтеза, нормативно-правовой, исторический методы.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Научную базу исследования составляют следующие авторы: Бакаева О.Ю., Витюк В.В., Матвеева Т.А., Рудакова Е.Н., Волков В.Ф. и другие авторы
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 Таможенные органы государств-членов ЕАЭС: понятие, правовой статус, функции, реализуемые ими в сфере таможенного дела
1.1 Понятие субъектов правоотношений по российской правовой доктрине и признаки, его характеризующие
Субъекты правоотношений в российской правовой доктрине - это физические лица и организации (юридические лица), которые на основании определённых правовых норм способны выражать, отстаивать имеющиеся права и обязанности в рамках конкретных правоотношений [7, с. 102].
Виды субъектов правоотношений:
Физические лица. Граждане страны, иностранные граждане, люди без гражданства.
Юридические лица. Любые коммерческие или некоммерческие организации, предприятия, учреждения и другие юридические субъекты, которые обладают правоспособностью.
Государство. Государственные органы и институты, которые могут выступать как субъекты правоотношений, как правило, в административно-правовых и государственно-правовых отношениях.
Международные организации и субъекты международного права. Например, ООН, ЕС и т.д.
Выделим признаки, которые характеризуют субъектов правоотношений:
Правоспособность. Способность субъекта иметь свои права и какие-то обязанности, а также нести ответственность за свои действия и поступки. Существует несколько видов правоспособности: общая, отраслевая и специальная.
Дееспособность. Способность правового лица своими действиями приобретать и реализовать субъективные права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния человека.
Деликтоспособность. Способность лица отвечать за свои поступки перед законом и нести юридическую ответственность.
Совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности называют правосубъектностью.
Субъект таможенного права в российской правовой доктрине - это носитель определённого вида прав и обязанностей, данных ему государством и отражающих регулирование общественных отношений в области таможенного права [7, с. 108]..
К субъектам таможенного права относят: таможенные органы; государственных служащих таможенных органов и служащих таможенных организаций; юридических лиц; физических лиц.
В зависимости от их прав и обязанностей субъекты таможенного права делятся на три вида:
Общие субъекты. Это физические и юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью [8, с. 71].
Специальные субъекты. К ним относят таможенные органы и государственных служащих, работающих в таможенных органах. Они обладают особенными правами и обязанностями в сфере таможенных правоотношений.
Иные субъекты. Это российские и иностранные юридические и физические лица, а также различного рода субъекты международных торговых отношений, так или иначе связанные таможенными правоотношениями.
1.2 Таможенные органы как основной управомоченный субъект таможенных правоотношений (таможенного права)
Таможенные органы выступают в роли основного субъекта таможенных отношений, так как они обладают юридически властными полномочиями и реализуют возложенные на них функции. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную иерархичную систему. В настоящее время систему таможенных органов в России возглавляет Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ [9, с. 100].
Функции таможенных органов: осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль; взимают таможенные пошлины, налоги, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты, принимают меры по их принудительному взысканию; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечивают соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела; осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; ведут таможенную статистику внешней торговли; обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела. Таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормативно-правового регулирования, правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Таможенными органами являются:
-федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
-региональные таможенные управления;
-таможни;
-таможенные посты.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере таможенного дела, учреждают представительства за рубежом в порядке, установленном законодательством РФ. Если Правительством РФ установлен запрет на оборот в РФ отдельных видов товаров, таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение такого запрета. Федеральным законодательством, указами Президента РФ и Правительства РФ таможенным органам могут быть переданы иные функции [10, с. 61].
Таможенное администрирование является неотъемлемой частью менеджмента. С созданием Интеграционного союза и унификацией национального законодательства содержание этого понятия меняется. Для таможенного администрирования характерно реагирование на изменение мировых тенденций, углубление межгосударственных обменов и повышение качества таможенных операций.
Под администрацией в широком смысле понимается вся иерархическая система административных органов, где решения принимаются по принципу "сверху вниз". Таможенное администрирование в более узком смысле относится к профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов, наделенных полномочиями по реализации управленческих решений. Эффективное администрирование способствует реализации задач таможенных органов, облегчает проведение импортно-экспортных операций и в конечном итоге способствует развитию внешней торговли и укреплению российской экономики.
Устойчивый электронный межотраслевой обмен требует комплексного подхода к техническому оснащению Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы и гармонизации стандартов формирования, хранения и обработки информации. Для автоматизации налогового и таможенного администрирования необходимо создать единую систему управления рисками и интегрировать базы данных двух ведомств. Для бесперебойного электронного взаимодействия необходимо использовать новые информационные технологии и поддерживать надежность оборудования и средств связи на должном уровне. Информационная безопасность также должна быть на должном уровне, а программное обеспечение должно быть отечественного производства.
Для этого необходимо создать общую базу данных для ФТС России и ФНС России и организовать доступ к базам данных друг друга. Кроме того, необходимо расширить практику проведения совместных мероприятий налогового и таможенного контроля и детально определить порядок проведения совместных мероприятий. Эффективное взаимодействие таможенных и налоговых органов может способствовать повышению собираемости таможенных платежей, снижению административной нагрузки на участников ВЭД и сокращению нарушений таможенного законодательства. Таким образом, контроль в деятельности таможенных органов должен гарантировать защиту государства.
1.3 Правовой статус таможенных органов, их функциональная компетентность в сфере таможенного дела
Правовой статус таможенных органов заключается в их положении в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус таможенного органа определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления [9, с. 103].
Правовая основа деятельности таможенных органов включает Конституцию Российской Федерации, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты.
Выделим принципы деятельности таможенных органов: законность; равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод; единство системы таможенных органов и централизованное руководство; профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов; ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов; единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, действующих в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при реализации полномочий в области таможенного дела [12, с. 147].
Функциональная компетентность таможенных органов включает различные функции, среди которых:
-осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
-взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;
-обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
-обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
-борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
-содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
-контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5082.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 26.02.2024)"О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586
6. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 08.08.2024) "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ", 29.04.1993, № 17, ст. 594
Научная и учебная литература
7. Бакаева, О. Ю. Таможенное право : учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. - 592 с.
8. Витюк В. В. Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1(102). С. 71-85.
9. Витюк В. В. Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 3(104). С. 100-110.
10. Витюк В. В. Законность как принцип деятельности таможенных органов Российской Федерации и организационно-правовые средства его обеспечения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023.№ 4 (19). С. 61-70.
11. Витюк В. В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 103-121.
12. Матвеева, Т. А. Таможенное право : учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 244 с.
13. Рудакова Е.Н., Волков В.Ф. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации // Современные информационные технологии и процессы. - Москва : Экон-Информ , 2022 . С. 118 - 127
14. Таможенное дело: актуальные проблемы : материалы IV Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 20-летию кафедры «Таможенное дело» (Новосибирск, 9-12 октября 2023 г.) / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2023. - 160 с.