Фрагмент для ознакомления
2
Через чтение патриотической литературы школьники начинают переживать чувство любви к своей стране, понимать историческую преемственность поколений, школьник учится задумываться относительно прошлого и будущего своей страны и своего народа, осознавать взаимосвязь между ними.
Исторические и литературные герои служат примером для школьников – примером патриотизма и героизма. На примере русского народа школьник учится тому, что в любой ситуации возможно выстоять и выйти победителем. Таким образом, уроки литературного чтения служат для переживания и осмысления всего положительного, что было представлено в историческом прошлом и настоящем России .
Посредством усвоения идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привития общечеловеческих норм нравственности собственно и формируется гражданственность. Это достигается тогда, «когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть». Литература является могучей и вечной живой силой, которая способствует формированию истинного патриота и гражданина своей страны, своего государства.
Важно также сказать об огромном влиянии на потребностно-мотивационную сферу учащихся идей патриотизма, раскрываемых в художественной прозе и воспетых в поэзии (в частности, речь идет о стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозаических произведениях таких писателей, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, М. Шолохов, А. Твардовский и др.) .
Кроме того, как отмечают педагоги, у учащихся начинает формироваться привязанность к Родине в процессе краеведческой работы, для этого организуются походы по исторически значимым местам, встречи с людьми, которые вписали свои имена в историю боевых и трудовых подвигов нашей страны, чтение соответствующей литературы. Данная работа высоко содержательна, эмоциональна, соответственно, она не может не вызвать ответного отклика у учащихся, восхищения, стремления к подражанию, получению большего количества знаний относительно своей страны, своего края (малой Родины).
Далее мы переходим к рассмотрению когнитивно-интеллектуальный компонента патриотизма и патриотического воспитания. Данный компонент представлен углубленным осмыслением сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности человека. В этом плане осуществляется широкое использование возможностей учебных занятий по всем предметам обучения, особенно, конечно же, это литературное чтение .
Многие возможности в этом направлении предоставляет внеклассная работа, а именно, речь идет о проведении бесед, докладов, лекций на патриотические темы, литературно-художественных гостиных, фольклорно-этнографических вечеров, организации поисковой работы следопытов. Благодаря такой работе учащийся начинают осознавать в себе конкретные патриотические проявления и личностные качества.
Что касается эмоционально-чувственного компонента патриотического воспитания, то он представлен формированием у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Достижение зрелости, моральной и нравственной устойчивости возможно при условии, если знания, получаемые школьниками, постепенно становятся взглядами, убеждениями, поведенческими мотивами, установками.
Чтобы воспитывать патриотические взгляды и убеждения, важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а стали обладать личностным смыслом, прошли через эмоциональные переживания и обрели статус руководящих принципов их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только обладать красочным и романтически приподнятым характером, но и отличаться такими качествами, как глубина, убедительность фактического материала, наличие ярких примеров проявления патриотизма .
Данный компонент патриотического воспитания предполагает, что должны создаваться педагогические ситуации, представленные элементами дискуссий, определенной борьбы мнений, отстаиванием учащимися своих суждений, в результате чего у них начинается процесс формирования собственной внутренней позиции.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это когда у учащихся развивается способность к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основное средство для решения этой важной и сложной задачи представлено включением учащихся в различные виды практической деятельности и формированием у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. В частности, это празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами, писателями и т.п .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ФЗ «Об образовании»//СПС Консультант Плюс
2. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. М.: АЙРИС-Пресс, 2016.
3. Айол А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1 (6.1). С. 20-23. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/ (дата обращения 20.03.2025)
4. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. М.: АРКТИ, 2003.
5. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М.: Мысль, 2021.
6. Афанасьева Л.И., Скорнякова Е.А., Мясников А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО / Л.И. Афанасьева, Е.А. Скорнякова, А.А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. 2014 № 5. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 21.03.2025)
7. Батракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация... кандидата педагогических наук: 13. 00. 08 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М., 2014. 115 с.
8. Богатенкова А. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. М.: Образование и воспитание, 2020. N 2. С. 20-22.
9. Болдина К.С. Как воспитать патриотизм у школьников? // Воспитание школьников. 2000. N 3. С. 23-25.
10. Большая советская энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. М.: Просвещение, 1975.
11. Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
12. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. 2015. № 9.
13. Власенко Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) // Молодой ученый. 2022. № 46 (441). С. 107-110. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/441/96468/ (дата обращения 21.03.2025)
14. Воспитай патриота. [Электронный ресурс] URL: https://vospitai-patriota.ru/patriot (дата обращения 21.03.2025)
15. Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44979 (дата обращения: 21.03.2025).
16. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Русский язык», 1980. Т. 3.
17. Добролюбов Н.А. Избранные произведения. М.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1951.
18. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.: Педагогика 2000.
19. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 507 с. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/441196 (дата обращения 21.03.2025)
20. Запесочная Е.А. Мы живем в России. М.: Дрофа, 2013.
21. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: Дрофа, 2011.
22. Ипполитов Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. / Н.В. Ипполитова. Шадринск: ШГПИ, 2015.
23. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. М.: Художественная литература, 1957.
24. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2016.
25. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 656.
26. Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2022. 400 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/489404 (дата обращения 21.03.2025)
27. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015.
28. Ломоносов М.В. У истоков русской педагогики. // Народность и патриотизм в образовании. М.: Амрита-Русь, 2021. С. 268.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2014. С. 1376.
30. Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М. : Вентана-Граф, 2015.
31. Основы патриотического воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения 21.03.2025)
32. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2019-2020 гг. // Педагогика. 2019. № 4.
33. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс] URL: https://patriot.menobr.ru/?ysclid=lv2glwu0kh456141707 (дата обращения 21.03.2025)
34. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1997.
35. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Госполитиздат, 1952. С. 676.
36. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984.
37. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред. А. Быкова, В. Лутовинова. М.: Планета, 2010.
38. Сущность патриотического воспитания. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/11/sushchnost-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения 21.03.2025)
39. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. М.: Педагогика, 2000. Т. 1. С. 160.
40. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. N 5. С. 379-382.