Фрагмент для ознакомления
2
Экономические санкции представляют собой комплекс мероприятий запретительного характера, которые используются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по отношению к другому участнику с целью принудить последнего к изменению политического курса. В более широком понимании, экономические санкции — это ограничительные меры финансового и торгового характера, используемые правительствами для достижения определенных политических целей.
В экономико-правовом контексте под санкциями понимаются "экстерриториальные меры и/или ограничения в экономическом секторе, используемые государством-инициатором (или группой таких государств) в одностороннем порядке для целей политического принуждения государства-объекта" [15, c. 41]. Данное определение подчеркивает политическую природу санкций, что отличает их от других экономических мер.
Существенным аспектом определения экономических санкций является их целенаправленность. Как отмечает Хафбауэр, экономические санкции — это "преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений" с политическими целями [6, c. 30]. При этом важно разграничивать экономические санкции и торговые войны: если торговые войны ведутся для максимизации прибыли, то экономические санкции используются для достижения политических целей.
Экономические санкции можно классифицировать по объекту их воздействия. Торговые санкции налагаются как на импорт из санкционированной страны, так и на экспорт в эту страну. Исторически, три четверти санкций относились к экспорту, так как сравнительно большие страны, налагающие санкции, с большой вероятностью доминируют на подвергающихся санкциям экспортных рынках [9, c. 73]. Торговые санкции могут принимать форму эмбарго — ограничения на торговлю определенными товарами, которое может быть полным (когда ввоз или вывоз товаров находится под запретом) или частичным (когда ограничения установлены в отношении части товаров).
Финансовые санкции включают ограничение доступа на международные финансовые рынки, включая рынок долга, заморозку активов и прекращение предоставления финансовой помощи. В узком определении Хафбауэра, финансовые санкции представляют собой "отмену или задержку выдачи кредитов или грантов" [6, c. 34]. Финансовые санкции имеют преимущество перед торговыми, так как они концентрируются на узком круге лиц, приближенных к властям, а не распределяются равномерно по всему населению.
Технологические санкции направлены на ограничение доступа санкционированной страны к передовым технологиям и научно-техническим разработкам, что может привести к технологическому отставанию в долгосрочной перспективе.
В зависимости от масштаба воздействия, экономические санкции могут быть секторальными или всеобъемлющими. Секторальные санкции направлены на отдельные отрасли экономики санкционированной страны, например, финансовый сектор, энергетический сектор или оборонно-промышленный комплекс. Всеобъемлющие санкции затрагивают большинство секторов экономики и могут оказывать более серьезное воздействие на экономическое развитие страны.
По количеству стран-инициаторов санкции делятся на односторонние и многосторонние. Односторонние санкции вводятся одним государством против другого, в то время как многосторонние санкции предполагают участие нескольких государств или международных организаций. Важно отметить, что необходимо четкое разделение многосторонних и односторонних санкций, последние из которых не обладают достаточной степенью легальности с точки зрения международного права.
Правовые основы применения экономических санкций являются предметом дискуссий в международном праве [26, c. 81]. Существует нормативный и этический спор между сторонниками использования односторонних санкций как вполне легитимного инструмента принуждения к "правильному" поведению и противниками их использования в обход решений Совета Безопасности ООН.
Первая точка зрения продвигается США и ЕС, которые рассматривают санкции как легитимный инструмент внешней политики. Вторая точка зрения поддерживается Россией, КНР и группой из нескольких десятков развивающихся стран, которые исходят из приоритета прав человека над политической целесообразностью. Спор о санкциях отражает отличия в подходах к более фундаментальной проблеме – суверенитета и вмешательства в дела суверенных государств.
В целом, в законодательстве некоторых стран приняты специальные нормы, ограничивающие возможности исполнительной власти по наложению санкций. Например, в США в 1979 году был принят Закон "О регулировании экспорта", который требует, чтобы эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции не продолжалось более 60 дней, не налагались новые запрещения на уже заключенные контракты, если только не произошло "нарушение мира", и ограничения на экспорт отменялись, если товары того же качества можно купить в других странах.
Одним из ключевых прямых эффектов экономических санкций является ограничение доступа санкционированной страны к международным финансовым рынкам. В частности, резидентам определенных государств запрещается предоставлять займы субъекту, на который были наложены ограничения. Запрет может касаться также покупки государственных облигаций или облигаций эмитентов, связанных с таким государством.
Ограничение доступа к международным финансовым рынкам приводит к сокращению возможностей для привлечения иностранного капитала, что негативно сказывается на инвестиционной активности и экономическом росте. Например, воздействие санкций имеет прямые эффекты, выражающиеся в сокращении двусторонней торговли России с западными странами и отказе от финансирования российских проектов [12, c. 44].
Эмбарго на определенные товары и технологии представляет собой запрет или ограничение на экспорт и/или импорт определенных товаров и технологий. Эмбарго может быть полным, когда ввоз или вывоз товаров находится под запретом, или частичным, когда ограничения установлены в отношении части товаров.
Санкции, связанные с эмбарго, могут оказывать значительное влияние на отдельные секторы экономики, особенно на те, которые зависят от импорта технологий и комплектующих. Например, анализ данных показывает, что автомобилестроение и машиностроение, которые активно интегрировались в мировую экономику и опирались на зарубежные инвестиции и технологии, показали сокращение объемов производства на 7% и 5% соответственно в условиях санкций.
Замораживание активов является одним из наиболее жестких прямых эффектов экономических санкций. Оно может устанавливаться в отношении Центрального банка, правительства, юридических лиц с государственным участием, физических лиц, которые могут быть связаны с государством. Под активами понимаются не только денежные средства, но и любое имущество, находящееся на территории государств, присоединившихся к ограничениям.
Замораживание активов предполагает запрет на любые сделки с активом, в том числе по выводу, продаже, передаче. Такая блокировка активов сковывает экономические возможности субъекта, в отношении которого введены санкции.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2022 № 430 «О мерах по противодействию санкциям» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 16. – Ст. 2451.
2.Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2022 № 2345-р «О мерах поддержки промышленности» // Российская газета. – 2022. – № 215. – С. 12.
3.Baldwin D.A. Economic Statecraft. – Princeton: Princeton University Press, 1985. – 471 p.
4.Biersteker T.J., Eckert S.E. Addressing Challenges to Targeted Sanctions. – Geneva: Graduate Institute, 2016. – 89 p.
5.Cortright D., Lopez G.A. The Sanctions Decade: Assessing UN Strategies in the 1990s. – Boulder: Lynne Rienner, 2000. – 279 p.
6.Drezner D.W. The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. – Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 312 p.
7.Drury A.C. Economic Sanctions and Presidential Decisions. – New York: Palgrave, 2005. – 210 p.
8.Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered. – 3rd ed. – Washington: Peterson Institute, 2007. – 548 p.
9.Portela C. European Union Sanctions and Foreign Policy. – London: Routledge, 2010. – 214 p.
10.Афонцев С.А. Экономические санкции в современной мировой политике. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 248 с.
11.Братерский М.В. Санкции как инструмент мировой политики. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 192 с.
12.Булатов А.С. Глобальные вызовы и национальная экономическая безопасность. – М.: Магистр, 2021. – 320 с.
13.Зубаревич Н.В. Региональное измерение санкционного давления. – М.: Либроком, 2022. – 156 с.
14.Клепач А.Н. Финансовые рынки в условиях санкций. – СПб.: Питер, 2021. – 180 с.
15.Некипелов А.Д. Структурные изменения в экономике России. – М.: Наука, 2021. – 304 с.
16.Ясин Е.Г. Долгосрочные последствия санкций. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. – 168 с.
17.Буклемишев О.В. Банковская система под санкциями // Деньги и кредит. – 2022. – № 8. – С. 23–35.
18.Гурвич Е.Т. Макроэкономические последствия санкций для России // Вопросы экономики. – 2023. – № 4. – С. 5–24.
19.Смирнов С.В. Импортозамещение: успехи и вызовы // Экономист. – 2023. – № 3. – С. 41–50.
20. Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. – 1997. – Vol. 22, № 2. – P. 90–136.
21.Кудрин А.Л. Санкции и бюджетная политика // Финансы. – 2022. – № 9. – С. 12–18.
22.Маринов Н. Цели и эффективность экономических санкций // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – № 5. – С. 45–58.
23.Миронов В.В. Влияние санкций на внешнюю торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 6. – С. 34–45.
24.Старченко В.В. Технологическое отставание в условиях санкций // Инновации. – 2023. – № 2. – С. 56–64.
25.Шевцова А.А. Финансовая изоляция: риски и возможности // Банковское дело. – 2023. – № 1. – С. 29–37.
26.Указ Президента США № 13660 от 06.03.2014 «О блокировании собственности лиц, угрожающих Украине» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.federalregister.gov/documents/2014/03/10/2014-05373/ukraine (дата обращения: 20.03.2025).
27.Доклад МВФ «Влияние санкций на глобальную экономику» [Электронный ресурс]. – МВФ, 2023. – URL: https://www.imf.org (дата обращения: 20.03.2025).
28.Аналитический отчет Всемирного банка «Экономика России: тенденции и прогнозы» [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.worldbank.org (дата обращения: 20.03.2025).
29.Данные Росстата «Макроэкономические показатели РФ за 2020–2023 гг.» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.11.2023).
30.Отчет ЦБ РФ «Финансовая стабильность в условиях санкций» [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 20.03.2025).
31.Стратегия национальной безопасности РФ до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
32.Доклад Центра стратегических разработок «Адаптация экономики к санкциям» [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.csr.ru (дата обращения: 20.03.2025).
33.Решение Совета ЕС № 2022/345 от 25.02.2022 «О секторальных санкциях против России» [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 20.03.2025).
34.Отчет Сбербанка «Экономика России: прогноз на 2024 год» [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.sberbank.ru (дата обращения: 20.03.2025).
35.Данные Министерства финансов РФ «Бюджетная политика в 2023 году» [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).