Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания [8].
Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”)
- Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки и т.д.).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок.
Существует множество интересных методик и техник для развития мелкой моторики, основанных на использовании различных материалов. Выбор игр и упражнений, их интенсивность, а также количественные и качественные характеристики подбираются с учетом индивидуальных и возрастных характеристик каждого ребенка.
Считается, что для всестороннего и гармоничного развития двигательных возможностей кисти необходимо практиковать разнообразные движения, включая сжатие, растяжение и расслабление. Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:
- Системность проведение игровых и тренировочных занятий. Не стоит ждать мгновенных результатов, поскольку навык автоматизируется только путем многократного повторения. В связи с этим, освоение одного навыка осуществляется в рамках нескольких разделов.
- Последовательность переход от простых задач к более сложным. Сначала упражнения выполняются правой рукой, затем левой; при успешном выполнении - обеими руками одновременно. Важно не упускать этапы и не переходить к более сложным упражнениям, поскольку это может вызвать негативную реакцию у ребенка, который еще не готов физиологически к их выполнению.
- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка. Важно, чтобы все игровые занятия и упражнения вызывали у ребенка интерес и проходили в радостной атмосфере. Для каждого, неважно, сколько ему лет, важен ощутимый результат. Поэтому каждый успех ребенка должен иметь практическое применение и получать признание.
- Если ребенок настойчиво просит продолжить игру, следует мягко перевести его внимание на другую деятельность. Во всем важна умеренность. Недопустимо переутомлять ребенка во время игры, так как это может вызвать негативное отношение.
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой мускулатуры. Их можно разделить на несколько категорий: игры, стимулирующие тактильные ощущения, игры с использованием воды и песка, народные пальчиковые игры, упражнения с различными предметами, игры на выкладывание узоров, игры на нанизывание бусин, игры с конструкторами и другие.
В дошкольных группах, начиная с младшего возраста, активно применяется техника ниткописи. Изначально дети осваивают простые формы, такие как "Круг" или "Солнце", постепенно переходя к более сложным изображениям, например, "Дом" или "Ракета". Позже задание усложняется: дети создают сюжетные композиции, используя нити разных цветов.
Работа со штампами способствует развитию мелкой моторики, особенно захвата предметов тремя пальцами. Упражнения направлены на тренировку мышц рук, чередуя напряжение, расслабление и силовые усилия.
Считается, что занятия, проводимые в игровой форме, с вовлечением родителей, эффективно развивают мелкую моторику, речь, концентрацию и мышление детей, принося им положительные эмоции и радость.
Важно с ранних лет заинтересовать детей работой с природными материалами, такими как глина и пластилин. Этот процесс, требующий терпения и усидчивости, способствует укреплению мышц кисти и пальцев, обеспечивает разнообразие в напряжении мышц рук, а также обучает работе с подручными средствами.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астапова В.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. и общая редакция В.М. Астаповой. - СПб.: Питер, 2021. - 384с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - Издательство Питер, 2022. - 400 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет: практическое пособие / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – М.: АРКТИ, 2020. – 87с.
4. Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / Татьяна Власова– М.: Просвещение, 2020–150 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
6. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе / Игорь Грошенков - М, 2011. – 256
7. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования/ Галина Давыдова– М.: 2020, часть 2. – 69 с.
8. Занков, Л. В. Психология: книга для студентов / Леонид Занков - М.: Просвещение, 2019. - 69 с.
9. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений/ Александр Запорожец. - М., 2021. – 256 с.
10.Зимняя, И.А. Психология воспитания / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2021. – 222 с
11. Казакова, Р. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2020–128 с.
12. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми 6–10 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Кононов– М. : ГНОМ и Д, 2019. – 123 с.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / Алексей Леонтьев - 3-е изд. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 576с.
14. Озерецкий, Н. О., Психомоторика / Н. О. Озерецкий, Н. И. Гуревич – М.: Просвещение, 2020–368 с.
15. Осипова, Л. Б., Развитие осязания и мелкой моторики: / Лариса Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2021–60 с.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 208 с.
17.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мысль, 2022. – 167с
18. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. - М: Издательский центр «Академия», 2022. – 345